12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дивойнова Наталья Сергеевна138
Заместитель директора по профориентационной работе. Педагогический стаж 14 лет.
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре



«Работа с категорией детей, которая требует особого педагогического руководства и контроля в выборе профессий»

Заместитель директора школы-интерната №30 ОАО «РЖД»,

Дивойнова Н.С.

2 слайд. Поколение Z – Нехочухи или Незнайки?

Давайте закроем глаза, попробуем вспомнить себя в подростковом возрасте : ( работа с педагогами школ)

-чем вы жили?

-о чём волновались?

- чего боялись?

- чего хотели?

- как относились к родителям и другим взрослым?

Получилось? (ответ слушателей)

Нынешних подростков называют «Цифровое поколение» и «Детьми глобализации», потому как выросли на цифровых технологиях и не знают жизни без них. Как это влияет на выбор вуза и специальности? С одной стороны – расширяет кругозор, даёт представление о множестве и разнообразии способов заработка и саморазвития. С другой стороны – чем больше ассортимент, тем сложнее сделать выбор.

3 слайд. Выбор профессии поколения Z

Поколение Z четко выставляет границы между карьерой и жизнью. Они выбирают профессию не как способ заработать деньги, или место, куда можно ходить каждый день и жаловаться на отсутствие времени на жизнь. Поколение Z выбирает профессии, где они могут сочетать самореализацию, развитие и достаточный доход для жизни.

Интеллектуальные:

Практикующие ученые в различных сферах;

Программисты;

Экологи;

Врачи;

Журналисты;

Маркетинг и продажи.


Творческие:

Танцоры;

Актеры;

Художники;

Музыканты;

Веб-дизайнеры.

При этом поколение Z не видит перспектив в рабочих профессиях, и работах, где не задействован интеллект.

Перейдём к детям, которым требуется особое педагогическое руководство и контроль в выборе профессии.

Кто они? Это дети, которые живут в асоциальной среде и испытывают пренебрежительное или агрессивное отношение к себе. Это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие языковые проблемы или проблемы адаптации. Эти дети выделяются в определённую социально – психологическую группу, так как их отличают общие поведенческие характеристики.

4 Слайд Для таких детей характерны

Поведенческие отклонения: агрессивность, замкнутость, безразличие, неуверенность, неадекватность реакций.

Отсутствие культурных навыков.

Отсутствие мотивации к образованию и развитию.

Отсутствие представления о себе как о члене социума.

Отсутствие положительной «Я» концепции.

Пренебрежение интересами окружающих.

Наличие вредных привычек.


Важность профессионального, а в широком смысле и социального самоопределения молодого человека ставит серьёзные системные задачи перед организаторами профориентационной работы в школе.

При работе с подростками и юношами с девиантным поведением помощь в выборе профессии является не дополнением к воспитательным и коррекционно-развивающим задачам, а одним из средств их реализации. Желание молодого человека овладеть интересующей его профессией, стать классным специалистом, заслужить признание своего мастерства коллегами, реализовать свои способности может со временем перестроить ценностно-смысловую сферу некогда «трудного» подростка, сделав приоритетными ценности своей профессиональной группы и, шире, ценности общественно полезного труда.

Для того, чтобы успешное профессиональное самоопределение привело подростка от девиантного поведения к нормативному, это должно быть именно самоопределение, а не просто выбор учебного заведения или будущего места работы. Важным в этой связи представляется тезис о том, что не всякий выбор профессии тождественен профессиональному самоопределению. Выбор профессии как конкретный жизненный план, затрагивающий лишь ближайшую жизненную перспективу подростка или юноши, осуществленный без учета отдаленных последствий принятого решения, не будет опосредован отдаленными жизненными целями и, таким образом, не изменит направленность личности. Поэтому деятельность учителя, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов, помогающих подросткам и юношам с девиантным поведением в построении профессиональной перспективы, должна быть нацелена на профессиональное самоопределение воспитанников.

5 слайд. Для выявления специфики ситуации выбора профессии «трудными» подростками обратимся к факторам построения личного профессионального плана старшеклассника, предложенных Е.А. Климовым. Он полагает, что при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств ситуация выбора профессии имеет некоторую общую структуру, включающую восемь типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно принять во внимание при обдумывании профессионального будущего :

1) позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих;

2) позиция сверстников — друзей, подруг, товарищей, «значимых других» из круга внесемейного общения;

3) позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если он имеется;

4) сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося, включая и случай их полной неопределенности, отсутствия;

5) способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности;

6) уровень притязаний учащегося на общественное признание;

7) информированность о мире профессий и учреждениях профессионального образования;

8) склонности к тем или иным видам деятельности.

В случае с подростком с девиантным поведением первые два фактора, как правило, не способствуют успешному построению профессионального плана, а иногда и препятствуют ему: у многих таких подростков нарушен контакт с родителями, а иногда старшие родственники являются носителями антисоциальных личностных установок, что делает их опасными советчиками. Дружеское окружение и референтная группа «трудных» подростков, как правило, также состоит из лиц с отклоняющимся поведением. Профессиональные планы у рассматриваемой категории подростков гораздо чаще, чем у их сверстников либо отсутствуют, либо недостаточно конкретны.

Нежелание задумываться о профессиональном будущем ведет, в частности, к низкой информированности о профессиях и учреждениях профессионального образования.

Способности и умения подростков с девиантным поведением, как правило, развиты хуже, чем у их ровесников из-за низкой учебной и познавательной мотивации. То же относится и к склонностям. Интересы этой категории подростков и юношей обычно далеки от учебной и трудовой деятельности.

Что касается уровня притязаний, связанного с самооценкой и с другими компонентами самосознания, то и здесь подростки и юноши с девиантным поведением находятся в более сложном положении, чем их ровесники. «Трудным» учащимся старших классов свойственно неверие в собственные силы и возможности, которое может быть следствием утраты доверия к миру.

Важным моментом в определении уровня готовности учащихся к выбору профессии является определение критериев, в соответствии с которыми можно делать выводы и принимать методические решения.

Такими критериями являются:

6 слайд когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов, уровень информированности о путях получения необходимого образования, местах работы, степень информированности учащихся об общих профессионально важных качествах в данной профессиональной сфере.

7 слайд мотивационно-потребностный – характер мотивации учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, потребность в профессиональном самоопределении, интенсивность эмоциональных переживаний, связанных с выполнением определённого вида деятельности, наличие волевых усилий, внимания.

8 слайд деятельносто-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований, целеустремлённость и активность в профориентационной деятельности, способность проявлять волевые усилия для достижения цели.

Диагностический подход представляет собой специфическую систему профориентационной работы. Для определения уровня готовности детей к осознанному выбору будущей профессии, структуры мотива выбора и глубины знаний о профессиональном многообразии, содержании конкретной профессии и путях достижения своих целей необходимо проводить с детьми разнообразные мероприятия, помогающие диагностике и динамики профориентационной готовности.

Таким образом диагностику можно проводить прям во время классного часа. Можно использовать следующие задания, тесты, опросники и упражнения.


9 слайд (работа с педагогами школ) Напишите, что по - вашему мнению есть в вашей любимой профессии положительного, отрицательного и интересного. (дать время подумать,записать)

Затем ученики читают свои записи, а вы комментируете. (заслушать варианты педагогов)

А теперь подумайте, почему вы отдаёте предпочтение этой профессии?

(заслушать варианты педагогов)

10 слайд. По виду мотивы выбора профессии можно подразделить следующим образом:

- Общая мотивировка; неплохая профессия, удобно добираться до места обучения.

-Романтика профессий; привлекательно быть лётчиком, актрисой.

-Мотивы познавательного характера; интересно знать или научиться.

-Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; полезно для общества, для родины.

- Ссылка на пример; как подружка, как мама.

- Немотивированный выбор. Нравится и всё.

- Материальная заинтересованность.

11 слайд Выбрать профессию действительно трудно. Основным условием выбора профессии является обоснованность профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Условно эти составляющие формулы выбора профессии можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности).

Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека, состояние его здоровья.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

12 слайд Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое мнение ответами «да» или «нет».

Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

Основной мотив выбора – материальные интересы.

В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.

Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

Не важно, кем работать, важно, как работать.

Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

Вы консультировались о выборе профессии у врача.

Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».



Обработка и интерпретация результатов: поставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:

1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23…

2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24…

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0 – 6 баллов – неготовность;

7 – 12 баллов – низкая готовность;

13 – 18 баллов – средняя готовность;

19 – 24 балла – высокая готовность.

Итоги теста лучше подвести в наглядной форме. Дети сами могут прокомментировать свои результаты.

Выбирая себе профессию, молодые люди часто не представляют себе то, насколько они сами пригодны для этой профессии, так как они считают свою пригодность чем-то само собой разумеющимся. А некоторые думают об этом долго и мучительно. Но нередко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть неправильное представление о себе. Итак, профессий много. Знать их все невозможно. Точно определить свою пригодность к той или иной профессии тоже трудно. Так как же быть? Для начала попытайтесь определить, какая сфера человеческой деятельности наиболее для вас привлекательна. Для какой сферы есть необходимые задатки, способности?

13 слайд. Здесь можно выполнить тест на профессиональную ориентацию. Учащиеся работают с тестом, после окончания работы они самостоятельно комментируют результаты по следующим пунктам.

- какие высказывания, по их мнению, наилучшим образом характеризуют характер;

- какие профессии рекомендует им тест на профессиональную ориентацию;

- думал ли кто-нибудь выбрать именно ту профессию, которую рекомендует им тест на профессиональную ориентацию.

14 слайд упражнение "Необитаемый остров"

Представьте себе, что вы на необитаемом острове, на котором вам нужно выжить и устроить свой быт. Подумайте, какие 10 профессий будут наиболее востребованными на необитаемом острове.

Для выполнения задания класс делится на команды по 5-6 человек. Задача команды составить список из 10 самых необходимых профессий на необитаемом острове. По желанию можно сделать коллаж. После окончания работы и обсуждения результатов на доске вывешивается список 10 самых необходимых для жизни людей профессий. Учитель подводит детей к выводу о необходимости обществу рабочих профессий и о их востребованности в настоящее время.

15 слайд. Игра «Кто есть кто?»

Смысл игрового упражнения — дать возможность участ­никам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Процедура игрового упражнения следующая:

1Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать на выбранного человека (наиболее подходя­щего для названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спро­сить у участников группы, какие профессии для них наи­более интересны и выписать эти профессии (примерно 10—15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может, даже и неприятна.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

16 слайд. Упражнение «Походка» («Поступь профессионала»)

Смысл упражнения — в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Процедура включает следующие этапы:

Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участ­ников игры.

Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы по­пробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т. п. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в сво­их листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась его по­ходка. Известно ведь, что по походке иногда можно узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом бале­та, военным или бухгалтером и т. д.».

17 слайд. Игра «Профессия на букву»

Цель упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализации уже имеющихся знаний о профессиях.

Основные этапы – упражнение проводится в круге

Инструкция: Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что, мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.

Ведущей называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессии, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку.

У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.

«Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?»

Все встают в круг. Участники, бросая мяч друг другу, называют профессию. Побеждает тот, кто назовет большее количество профессий.

Нельзя дважды подряд бросать мяч одному и тому же игроку, повторять уже названную профессию и держать мяч более трех секунд.

18 слайд. Можно использовать упражнения «Мечты»

Все, сидя по кругу, закрывают глаза и пытаются, прислушиваясь к своим желаниям, представить себе профессиональное будущее, положение в обществе, ближайшее окружение. Дается 1,5 минуты. Включается тихая, приятная музыка.

Каждый участник группы делится своими впечатлениями.

Тренер обобщает сказанное. Говорит о том, что у каждого участника группы есть своя мечта, цель, которую предстоит достичь.

«Мои ожидания и опасения»

Каждый высказывает собственные ожидания и опасения, которые могут возникнуть в ходе работы группы. Когда все выскажутся, тренер проясняет смысл той работы, которая будет происходить «здесь и теперь».

«Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности»

Участники садятся по кругу, а ведущий встает в центр круга. Он предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-то занятию. Ведущий называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами. Например: «Пересядьте все те, кто любит заниматься спортом», - и все любители спорта должны поменяться местами. Ведущий при этом старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто остается без места, становится ведущим.

«Самореклама»

За 25-30 минут написать работодателю письмо с предложением услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдает его ведущему. Ведущий собирает все письма, а затем, не называя, автора, читает письма вслух. Проводится обсуждение писем в круге. Участники круга пытаются угадать автора.

«Надпись на спине»

Ведущий прикрепляет карточку с названием профессии одному из участников. Остальные должны изобразить эту профессию так, чтобы участник с карточкой на спине угадал, что написано на карточке.

«Диалог о профессиях» - «Да, но …».

Участники делятся на пары. В каждой паре выбирают профессию, которую хотел бы иметь в будущем один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать свой выбор. Диалог строится по принципу «да, но…»:

1-й: «Мне нравится профессия…, потому, что…»

2-й: «Да, но…»

Кто сможет аргументировано доказать, насколько данная профессия подошла бы к выбравшему ее участнику? Затем – обмен ролями. Обсуждение в круге. Впечатления о состоявшемся диалоге.

Слайд 19. Заключение

Главная цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению своей профессиональной карьеры, в корректировке и реализации перспектив своего развития, а так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно – значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Перед специалистом, который занимается профориентационной деятельностью стоит задача воспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, человека с творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цель и выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки. Профориентационная работа с детьми «группы риска», безусловно, имеет свои особенности в психологическом, организационном, методическом направлениях, так как помимо непосредственной профориентационной деятельности требует большой работы по гармонизации личности воспитанников, по преодолению негативного влияния социума, в котором они находятся. Нам необходимо создать доверительную психологически комфортную атмосферу взаимодействия с детьми. У учащихся должна сформироваться уверенность в благополучной реализации профориентационного проекта и умение использовать запасной вариант в случае неудачи.

Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельность - это сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований, и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.