12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Флюза Фархутдинова52
1

Работа с иллюстрацией на уроках русского языка и литературы



Рассматривая работу по картине как средство развития связной речи обучающихся с нарушением слуха можно выделить такие виды работ:
 - описание картины
  - рассказ-повествование по картине
  - рассказ по полузакрытой картине
  - рассказ по закрытой картине
  - восстановление предшествующих или последующих событий

Подобное разнообразие видов работ позволяет научить детей использовать в общении все типы монологической речи и описание, и повествование, и рассуждение.
Основным приемом  работы над связной речью считают обучение умению перефразировать высказывание педагога, используя разнообразные языковые средства, синонимические отношения – лексические и синтаксические эквиваленты (т.е. на уровне словосочетаний и предложений). Развитие в речи аномальных детей синонимических отношений – лексических и синтаксических эквивалентов – одно из важных условий овладения языком.

Для школьников с недостатками слуха картина или серия картин является одним из самых доступных источником речевого, эмоционального, понятийного материала. Красочная интересная по содержанию картина оказывает на детей глубокое эмоциональное воздействие, обогащает их мысли и чувства, побуждает их к высказыванию. Создавая свое произведение, художник реализует известные законы композиции, используя определенные изобразительные правила, приемы и средства. Так художник изображает не только происходящее событие или явление, он создает образ пережитого и прочувствованного, акцентируя внимание на главном, отсекая невыразительные моменты,  дополняя  необходимыми ассоциативными образами и т.д. Все это раскрывает главную мысль художника, что не всегда может передать фотограф.
Фотография-портрет передает только сиюминутный момент, живописный портрет передает характер персонажа, детский рисунок передает представление автора о человеке. По этому сравнению можно сделать вывод, что наиболее полную информацию об объекте изображения нам дает живописное произведение: оно позволяет нам увидеть и обсудить внешние данные, характер героя и его проявления в манере поведения, образ его жизни через окружение и события предшествующие и последующие моменту изображения. Именно поэтому использование художественного произведения изобразительного искусства предпочтительнее, чем просто фотографии из жизни людей.


Художественные изобразительные произведения дают большой познавательный материал для подрастающего поколения детей. Тематика картин охватывает различные стороны жизни природы и общества. Задача педагога не только объяснить в беседе содержание картины, но и вызвать у детей определенное отношение к ней, добиться, чтобы дети поняли художественный язык картины, средства и способы, которыми художник передает зрителю свои мысли и чувства.


Эмоции детей развиваются и дифференцируются благодаря восприятию и пониманию сначала  восприятию и пониманию художественного изобразительного произведения, затем художественной литературы, что является благоприятной базой для формирования и развития связной речи детей с недостатками слуха.
 
Для активации речевой и мыслительной деятельности учащихся следует создавать на уроках и занятиях атмосферу творчества. Именно учитель побуждает учащихся не к механическому заучиванию готовых слов, предложений и текстов, а к созданию оригинальных высказываний. Он поощряет учеников за интересные мысли, творческое воображение и грамотность. При этом он становится как бы соавтором своих учеников. Учитель использует в работе различные организационные формы: фронтально, индивидуально, парами, бригадами. Обязательно учитывается последовательность оказания помощи учителем. Сначала используются формы совместной деятельности учителя с учащимися, затем – раздельные, затем – подражательные и, наконец, самостоятельные действия учащихся. Учитель обязательно сочетает обучающие и самостоятельные работы, максимально используя написание учениками своих рассказов на черновиках. Это способствует выработке у них навыков самоконтроля и редактирования своих работ, а в целом – развитию письменной формы связной речи.
 
Сбор материала по теме проходит в вопросно-ответной форме. При этом учитель вытягивает детей на пополнение описания рассматриваемого и рассуждения о данном событии. Уточняются причинно-следственные связи между компонентами картины.
Работа над высказыванием и рассказом любого типа (описание, повествование или рассуждение) строится обязательно без опоры на диалогическую речь (вопросы). Учитель следит за логикой рассказа, используя указку для уточнения деталей картины или подсказывая мысль, нужное слово, но не перебивает ученика вопросами. Вопросы могут быть заданы лишь для выяснения причинно-следственных связей между событиями и явлениями.


Рассмотрим строение беседы по картине более подробно. Любая работа по картине начинается с ее восприятия: у каждого человека появляется первое эмоциональное впечатление. Даже если ребенок скажет просто: «Красиво», - этого уже достаточно для первого впечатления, из которого потом можно развить фразу (красиво, потому что…), а потом и связное высказывание: «Мне нравится эта картина. Она красивая, потому что яркая, веселая».
 


После этого начинается сбор материала по картине и по данной теме – это и предмет изображения, и качество изображения, и характеристика объекта, и его движение, и поза, и окружение главного персонажа, и в каком месте картины он изображен и многое другое, что зависит от конкретной темы картины. Подробный анализ изображения картины помогает детям с недостатками слуха компенсировать их «картинку мира», а педагогам дает возможность корректировать знания детей об окружающем мире. Чтобы не развивалась однобокость мышления и однотипность высказываний (специфическая черта школьников с недостатками слуха) описание предметов необходимо вести по нескольким признакам одновременно. Таким образом формируется умение детей распределять внимание по разным направлениям наблюдения. Педагогам необходимо учить описывать предмет по величине, по форме, по цвету, по яркости, по фактуре, по настроению. Особое внимание стоит остановить на эмоционально-цветовой характеристике предмета или объекта и картины в целом. Все чистые, яркие краски создают впечатление радости и легкости, а темные, грязные, серые краски вызывают уныние, беспокойство и страх. Как упоминалось выше, учитель должен помнить, что картина является поводом для развития речи ребенка в целом, а речь является вспомогательным средством для понимания смысла картины.


Но сбор материала включает в себя информацию об авторе произведения и истории его появления. Почему и когда написана эта картина? Что за художник ее написал? Что побудило его написать именно это, а не что-то другое? Эти несложные вопросы для слышащих школьников требуют дополнительной специальной работы с детьми, имеющими недостатки слуха: к основной задаче развивать знания детей добавляются понятия «формировать»  эти знания, умения мыслить и выражать свои мысли. Для разнообразия речевых высказываний, особенно на начальных этапах обучения, удобно использовать таблички с вариативными синонимичными заменами слов и словосочетаний:

 




















Картину

Полотно


нарисовал

написал


художник

художник Серов

Серов Валентин Александрович

Валентин Александрович








































Валентин Александрович

…   …   …


русский

чувашский

татарский


художник

 




















Сколько лет жил художник? Подобный вопрос помогает закрепить математические знания и навыки детей. Ребенок должен решить задачу с одним арифметическим действием.

К какому виду живописи относится картина?

С каждым годом степень самостоятельности учащихся в работе с картиной возрастает, усложняются фразы и используемые словосочетания для сбора материала. А также в беседе с учителем пополняется  мир представлений, словарный запас и возможности самостоятельно описывать, рассуждать словесно,  из чего и складываются связные повествования.
 

Следующим этапом работы по картине является композиция собранного речевого материала. Опираясь на работу по подобному наглядному материалу, дети после обсуждения уже самостоятельно могут составить последовательный рассказ, в котором предложения соединяются  между собой цепной связью. Если кто-либо из ребят вызовется устно описать, важно, чтобы учитель следил за логикой рассказа, используя указку для уточнения деталей картины или подсказывая мысль, нужное слово, но не перебивал ученика вопросами. Полученный рассказ необходимо записать на черновиках учениками (индивидуально, парами или бригадами, в зависимости от возможностей детей) и зачитать с последующим обсуждением. Конечной целью проделанной работы будет связный и последовательный рассказ в письменной форме.
Беседы по картинам дают богатый материал для обогащения словарного запаса детей  и помогают развитию мышления детей в понятиях, формируя и развивая словесно-логическое мышление, что ведет к развитию речи детей с недостатками слуха и совершенствованию их связной  устной и письменной речи.


Чтобы исправить имеющиеся недостатки в особенностях развития связной речи учащихся необходимо:
 
 - расширять кругозор учащихся
- учить излагать события и описания окружающей жизни и тренировать излагать их словесно в монологах
-
 для исключения грамматических и речевых ошибок в речи неслышащих способствовать обогащению и развитию  вариативности  самостоятельных высказываний учащихся 
-  
 для успешного развития навыков самоконтроля и самопроверки учащихся за собственной речью закреплять навыки связной речи через письменную форму речи.
































Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.