Статья «Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы»
"Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы"
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого -
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам.
Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками.
1.Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности.
2.Ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, поразительное упорство и трудолюбие.
3.Повышенная познавательная потребность.
4.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5.Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность к сверхтрудным целям, стремление к совершенству.
Каковы факторы одарённости?
1) когнитивные: интеллект, специальные способности, креативность;
2) личностные: мотивационные, эмоциональные, волевые;
3) социальные: условия воспитания и обучения.
В классе, где есть одарённые дети, работать трудно, но интересно. Само желание обучающихся заниматься исследовательской деятельностью уже свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработку полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблиц, схем, алгоритмов и т.д. Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. Нужно учить детей оценивать результаты работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать ответ. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайта. Если ребёнок ошибся, не следует акцентировать внимание на неудаче, иначе снижается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Развитию факторов одарённости способствует обучение русскому языку средствами субъективизации. Оно строится 1) по принципу опережающего отражения в сознании ученика предстоящей деятельности; 2) по принципу комплексного воздействия на интеллект школьника. Первый этап урока – мобилизующий. Учащиеся самостоятельно формулируют тему. Происходит актуализация и углубление знаний по конкретной теме, а также совершенствование речи, внимания, памяти, мышления и др. Новизна данной методики заключается в выполнении мыслительных операций (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различного, группировка, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом. Знания не даются школьникам в готовом виде: они должны добыть их в результате поисковой деятельности. На этапе закрепления выполняется новый тип упражнений — упражнения комплексные, интеллектуально-лингвистические. Комплекс интеллектуальных качеств зависит от видов умственных операций и может меняться, например:
Комплекс 1. Речь, устойчивость внимания, оперативная память, аналитико-синтетическое умение. Комплекс 1 предусматривает задания типа «Исключите из каждого ряда слов одно словосочетание по двум признакам одновременно» и проверяет умение группировать понятия.
Комплекс 2. Речь, логическое мышление, объём внимания, умение устанавливать причинно-следственные связи. Здесь используются задания типа «Исключите по одному слову из данной цепочки так, чтобы в ней осталось только одно слово», проверяющие умение сопоставлять, строить рассуждение.
Появление новых средств распространения информации: компьютеров, Интернета — вызвало необходимость адаптации школы к новому информационному будущему, разработки методики обучения школьников с применением новых информационных технологий. Что вносит в образовательный процесс использование ИКТ? Это 1) повышение активности учащихся; 2) оперативная обработка результатов контроля; 3) индивидуальный подход к обучению; 4) полная реализация дидактического принципа наглядности; 5) более укрупнённая (блоковая) подача материала; 6) уничтожение рутины в преподавании.
Для обеспечения учебного процесса в режиме новой технологии на уроках русского языка осваиваются электронные образовательные ресурсы: программно-методический комплекс, программа компьютерного тестирования Knowing, программа Power Point, фрагменты образовательного Интернета и др. С учётом компьютерной грамотности обучающихся продумываются варианты заданий обучающего и творческого характера для индивидуальной и групповой деятельности.
Задача уроков литературы — максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей. На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, но не оценивать их, предоставляя учащимся возможность больше взаимодействовать друг с другом и меньше зависеть от учителя. Темы сочинений, предложенные учителем, могут корректироваться, дополняться. Параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой.
Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть различными. Это создание личностных характеристик персонажей; определение нравственной, эстетической позиции; самостоятельная формулировка вопросов; выбор различных видов заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка). Ролевые игры помогают детям проявить себя (оппонент, автор, руководитель, лаборант, оформитель, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Игра – прекрасное средство для формирования адекватной самооценки, веры в свои силы, личной независимости в высказываниях, инициативы.
Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда «обычные» дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку усвоить необходимый и посильный объём информации. Кооперативная форма организации деятельности детей, когда происходит обучение в малых группах, дает возможность избавиться от некоторых недостатков классно-урочной системы и является одним из условий использования интерактивных технологий обучения.
Эффективен в обучении одарённых детей метод проектов. Что даёт этот метод?
1. Личностно-ориентированное образование.
2. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.
3. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.
4. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
5. Развитие познавательного интереса учащихся.
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Литература.
1. Бакулина, В.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. В.А. Бакулина // Русский язык в школе. — № 3. – 2003.
2. Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. — М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.
4. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.