Работа с одаренными обучающимися в старшем звене
Решение задачи по обучению, воспитанию и развитию одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.
Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.
Я применяю следующие формы работы с одаренными детьми:
- Индивидуальные задания на уроках;
- Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
- Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
- Исследовательская работа, проект.
- Участие в предметных неделях, во внеклассных мероприятиях.
- Участие в олимпиадах и конкурсах.
Работа с одаренными детьми велась в несколько этапов:
Первый этап реализации программы – отбор детей.
Здесь целесообразно наличие разных и доступных для всех желающих кружков, элективных курсов, предметов, позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному предмету.
Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является проектная и научно-исследовательская деятельность как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
В своей работе по методике оценки общей одаренности, были выявлены следующие учащиеся:
• 8 класс: Косякова Е, Юркевич Э, Чивилева Д, Тихонов Д.
• 9 класс: Маслов И, Усачев С, Корышева М, Лутцева Е, Сушкова И, Крумов Д, Харина А.
• 10 класс: Телков И, Безручко И, Агупов В.
• 11 класс: Черноусова В, Ишкова К, Телкова Д.
Второй этап – реализация программы.
Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе ребята принимали активное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах, научно-исследовательской деятельности, участвовали в олимпиадах различного уровня.
Третий этап – завершающий.
Проведения контроля и анализа реализации программы и достигнутых результатов.
В работе применялись следующие методы:
- собеседование;
- тестирование;
- творческие работы;
- проективный метод;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Для работы со способными и одаренными учащимися на уроках географии– разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности.
Используются задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
Так же задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся. Задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.
Организована внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив,) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной деятельности.
Я веду внеклассное занятие «За страницами учебника географии», для 9 х классов. Первую четверть занятие проводились для всех желающих учеников, для привлечения интереса к предмету. Со второй по четвертой четверти идет подготовка для сдачи ОГЭ.
Результаты:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- Увеличение количества обучающихся выбирающих географию как экзамен
- Увеличение числа призеров олимпиад и конкурсов различного уровня:
Анализ по результатам участия одаренных детей в конкурсах различного уровня за истекший период:
Название и уровень мероприятия | Фамилия и имя учащихся | Класс | Результат участия |
Всероссийская олимпиада по географии (школьный этап) | Косякова Ева Юркевич Эдуард Лутцева Елизавета Маслов Илья Усачев Сергей Безручко Иван Телков Иван Агупов Вячеслав | 8А 8В 9А 9Б 9Б 10А 10А 10Б | Победитель Призер Победитель Призер Призер Победитель Призер Призер |
Всероссийская олимпиада по географии (муниципальный этап) | Усачев Сергей Телков Иван | 9Б 10А | Призер Призер |
Всероссийская олимпиада по географии (региональный этап) | Безручко Иван | 10А | Призер |
Региональный дистанционный конкурс. Станция юных натуралистов. Проект | Черноусова Вера | 10Б | участник |
Международная образовательная акция «Географический диктант» | Учащиеся из разных классов 23 ученика | 8А 9А 9А | Сертификаты |
Интеллектуальный конкурс красоты (школьный уровень) | Телкова Дарья Ткачева Наташа | 10 Б 11Б | Победитель |
Интеллектуальный конкурс красоты«Краса города Нововоронеж» (муниципальный уровень) | Ткачева Наташа | 10 Б 11Б | Победитель в номинации «Самая красивая и стильная» |
Вывод:
1.В системе организована и ведется активная работа с одаренными детьми по географии;
2.Используются активные формы организации работы на уроках и внеклассных и внешкольных мероприятиях.