Программа работы с одаренными обучающимися (5–8 класс)
Пакет диагностических методик
DOC / 660 Кб
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одарёнными обучающимися
1.Общие положения
Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся Октябрьского района.
Целью работы с одаренными обучающимися является создание условий для их оптимального развития.
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в образовательном учреждении.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся;
- работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- организация работы по психолого – педагогическому сопровождению семей;
- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.
Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год.
Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляет общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой.
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся, организуют внеурочные занятия.
В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
2. Нормативно-правовая база работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
2.1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;
- возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2.2. Концепция модернизации образования.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми является одной из важнейших задач.
2.3. Федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
Сохранение и развитие одарённости детей - это важнейшая проблема нашего общества и перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный. Изменится и оценка результатов обучения, так как оцениваться будут не только предметные знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося.
2.4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр271
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить
достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
3. Принципы работы с одарёнными детьми:
- принцип опережающего обучения,
- принцип комфортности в любой деятельности,
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся,
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
- принцип развивающего обучения,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися
Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются:
- администрация школ Октябрьского района (директор, заместители),
- рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год,
- руководители школьных методических объединений,
- учителя – предметники,
- классные руководители,
- руководители кружков и секций,
- родители одаренных обучающихся,
- педагог – психолог,
- одаренные обучающиеся.
5. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися
Формы | Периодичность |
Предметные олимпиады | 1 раз в год |
Общешкольная конференция | 1 раз в год |
Предметные недели | По годовому плану |
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми | Методический день |
Внутришкольный контроль | По годовому плану |
Творческие отчёты кружков и спортивных секций | 1 раз в год |
Тематические конкурсы, выставки | По годовому плану |
Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы | По годовому плану |
ГИА | |
6. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися
6.1. Функции директора:
- планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса,
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
- материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.
6.2.Функции заместителей директора по УВР и ВР:
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения,
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми,
- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми,
- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей,
- сбор банка данных по одарённым детям.
6.3.Функции рабочей группы:
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей,
- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме,
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми,
- определение критериев эффективности работы.
6.4.Функции руководителей МО:
- планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад,
- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
6.5. Функции учителей – предметников:
- выявление одарённых детей по своим предметам,
- корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней,
- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми,
- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня,
- отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
6.6.Функции классных руководителей:
- выявление детей с общей одарённостью,
- планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
6.7. Функции педагога-психолога:
- психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная),
- индивидуальные и групповые занятия с обучающимися,
- индивидуальные и групповые консультации для обучающихся,
- работа с родителями (консультации, выступления на родительских собраниях, обучающие семинары),
- работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа),
- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
6.8. Функции родителей:
Родители обязаны стремиться развивать следующие личные качества:
- уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению.
7. Организация занятий для одаренных детей
7.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения.
7.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми - способствовать ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
7.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на проведение индивидуальных занятий, не входят в максимальный объем учебной нагрузки обучающегося.
7.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового компонента образования.
7.5. Педагогу, подготовившему победителей и призеров различных интеллектуальных и творческих конкурсов, рекомендуется назначить денежное поощрение.
7.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады).
7.7. Совместная работа с системой дополнительного образования.
8. Дополнения и изменения в Положение вносятся в соответствии с порядком, установленным локальным нормативным актом школы.
работы с одаренными детьми на 2021/2022 учебный год.
№ | Вид работы | Сроки | Ответственные |
1 | Выявление одаренных детей и определение направления их развития | 1 четверть | Завуч по УВР |
2 | Вовлечение одаренных детей в предметные кружки по интересам и работа с ними, составление плана работы с одаренными детьми учителями-предметниками | октябрь | Учителя-предметники |
3 | Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, спартакиадам, слетам, соревнованиям и участие в них | В течение года | Учителя-предметники |
4 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | В течение года | Учителя-предметники |
5 | Участие в районных, региональных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, во всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах | В течение года | Учителя- предметники |
6 | Беседы с родителями о создании условий для дальнейшего развития ребенка | В течение года | Учителя-предметники, классные руководители |
7 | Вовлечение одаренных детей в предметные недели, декады, в научно-исследовательскую деятельность | В течение года | Классные руководители, учителя-предметники |
8 | Выдвижение лучших учащихся на награждение за достигнутые результаты по итогам года | май | Завуч по УВР |
9 | Чествование победителей, призеров районных олимпиад, конкурсов, награждение грамотами на общешкольной линейке. | В течение года | Завуч по УВР |
10 | Освещение на страницах сайта достижений учащихся | В течение года | Завуч по ВР, зам директора по ИКТ |
11 | Оформление стенда «Наша гордость» | 1 полугодие | Завучи по УВР и ВР |
12 | Продолжить оформление стенда «Выпускники школы - медалисты» | 1 полугодие | Завуч по ВР |
13 | Индивидуальные занятия с одаренными детьми по предметам | В течение года | Учителя-предметники |
14 | Организация выставок работ детей – победителей районных, республиканских конкурсов сочинений, рисунков, поделок. | В течение года | Завуч по ВР |
15 | Участие в районных конкурсах художественной самодеятельности | В течение года | Завуч по ВР |
16 | Подведение итогов работы с одаренными детьми на совещании при завуче и при директоре. | май | Завуч по УВР Руководитель МО |
17 | Творческий отчет. Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми | май | Совещание при завуче, завуч по УВР |