Программа работы с одаренными обучающимися (5–8 класс)

6
0
Материал опубликован 17 May 2021


Пакет диагностических методик
DOC / 660 Кб



ПОЛОЖЕНИЕ

о работе с одарёнными обучающимися


1.Общие положения

Настоящее Положение о работе с одарёнными обучающимися ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся Октябрьского района.

Целью работы с одаренными обучающимися является создание условий для их оптимального развития.

Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких – либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в образовательном учреждении.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся;

- составление индивидуальных маршрутов одаренных обучающихся;

- работа педагогов по индивидуальным маршрутам;

- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

- организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

- организация работы по психолого – педагогическому сопровождению семей;

- поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты.

Работа с одаренными обучающимися проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год.

Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.

Заместитель директора по учебно - воспитательной работе составляет общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой.

Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся, организуют внеурочные занятия.

В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.


2. Нормативно-правовая база работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

2.1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

- возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2.2. Концепция модернизации образования.

В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и приоритетности образования.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи. Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми является одной из важнейших задач.

2.3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

Сохранение и развитие одарённости детей - это важнейшая проблема нашего общества и перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный. Изменится и оценка результатов обучения, так как оцениваться будут не только предметные знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося.

2.4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр271

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить

достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.


3. Принципы работы с одарёнными детьми:

- принцип опережающего обучения,

- принцип комфортности в любой деятельности,

- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся,

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,

- принцип развивающего обучения,

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися

Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются:

- администрация школ Октябрьского района (директор, заместители),

- рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год,

- руководители школьных методических объединений,

- учителя – предметники,

- классные руководители,

- руководители кружков и секций,

- родители одаренных обучающихся,

- педагог – психолог,

- одаренные обучающиеся.

5. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми

Методический день

Внутришкольный контроль

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций

1 раз в год

Тематические конкурсы, выставки

По годовому плану

Интеллектуальные предметные и творческие конкурсы

По годовому плану

ГИА



6. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися

6.1. Функции директора:

- планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса,

- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.

- материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах.


6.2.Функции заместителей директора по УВР и ВР:

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения,

- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми,

- координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми,

- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей,

- сбор банка данных по одарённым детям.


6.3.Функции рабочей группы:

- подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей,

- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме,

- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми,

- определение критериев эффективности работы.


6.4.Функции руководителей МО:

- планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад,

- руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.


6.5. Функции учителей – предметников:

- выявление одарённых детей по своим предметам,

- корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней,

- организация индивидуальной работы с одарёнными детьми,

- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня,

- отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.


6.6.Функции классных руководителей:

- выявление детей с общей одарённостью,

- планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.


6.7. Функции педагога-психолога:

- психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная),

- индивидуальные и групповые занятия с обучающимися,

- индивидуальные и групповые консультации для обучающихся,

- работа с родителями (консультации, выступления на родительских собраниях, обучающие семинары),

- работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа),

- подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.


6.8. Функции родителей:

Родители обязаны стремиться развивать следующие личные качества:

- уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению.


7. Организация занятий для одаренных детей

7.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения.

7.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми - способствовать ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

7.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на проведение индивидуальных занятий, не входят в максимальный объем учебной нагрузки обучающегося.

7.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового компонента образования.

7.5. Педагогу, подготовившему победителей и призеров различных интеллектуальных и творческих конкурсов, рекомендуется назначить денежное поощрение.

7.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады).

7.7. Совместная работа с системой дополнительного образования.



8. Дополнения и изменения в Положение вносятся в соответствии с порядком, установленным локальным нормативным актом школы.









































ПЛАН

работы с одаренными детьми на 2021/2022 учебный год.

Вид работы

Сроки

Ответственные

1

Выявление одаренных детей и определение направления их развития

1 четверть

Завуч по УВР


2

Вовлечение одаренных детей в предметные кружки по интересам и работа с ними, составление плана работы с одаренными детьми учителями-предметниками

октябрь

Учителя-предметники

3

Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, спартакиадам, слетам, соревнованиям и участие в них

В течение года

Учителя-предметники

4

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

В течение года

Учителя-предметники

5

Участие в районных, региональных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, во всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах

В течение года

Учителя- предметники

6

Беседы с родителями о создании условий для дальнейшего развития ребенка

В течение года

Учителя-предметники, классные руководители

7

Вовлечение одаренных детей в предметные недели, декады, в научно-исследовательскую деятельность

В течение года

Классные руководители, учителя-предметники

8

Выдвижение лучших учащихся на награждение за достигнутые результаты по итогам года

май

Завуч по УВР

9

Чествование победителей, призеров районных олимпиад, конкурсов, награждение грамотами на общешкольной линейке.

В течение года

Завуч по УВР

10

Освещение на страницах сайта достижений учащихся

В течение года

Завуч по ВР, зам директора по ИКТ

11

Оформление стенда «Наша гордость»

1 полугодие

Завучи по УВР и ВР

12

Продолжить оформление стенда «Выпускники школы - медалисты»

1 полугодие

Завуч по ВР

13

Индивидуальные занятия с одаренными детьми по предметам

В течение года

Учителя-предметники

14

Организация выставок работ детей – победителей районных, республиканских конкурсов сочинений, рисунков, поделок.

В течение года

Завуч по ВР

15

Участие в районных конкурсах художественной самодеятельности

В течение года

Завуч по ВР

16

Подведение итогов работы с одаренными детьми на совещании при завуче и при директоре.

май

Завуч по УВР

Руководитель МО

17

Творческий отчет. Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

май

Совещание при завуче, завуч по УВР



















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.