Конспект урока по изобразительному искусству «Работа с природным материалом» (2 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству
Ф.И.О. Пантелеева Мария Леонидовна
Программа: Н.М. Конышевой 2 класс
Раздел: Работа с природным материалом
Тема: Декоративно - прикладное искусство. Стилизованная аппликация из засушенных листьев. Изделие – композиция на плоскости из засушенных листьев, семян, чешуи шишек.
Цель: в конце урока учащиеся освоят прием стилизованной аппликации из листьев
Задачи:
Личностные результаты:
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, фантазии
- умение соотносить свою часть работы с общим замыслом
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
- умение обсуждать и анализировать работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Метапредметные результаты:
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач
- умение самостоятельно строить самостоятельную творческую деятельность
- умение организовать место занятий
- умение рассматривать и изучать форму предметов;
- развитие ассоциативного мышления, умение создавать художественный образ по ассоциации с формой предмета;
Предметные результаты:
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
- овладение навыками изображения средствами стилизованной аппликации
- закрепление приёма наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу;
- закрепление техники безопасности при работе с клеем ПВА и бумагой;
- развитие мелкой моторики рук и пространственное воображение;
Основные методы проведения урока:
Словесный – рассказ, беседа, объяснение;
Наглядный - демонстрация образца изделия;
Практический – самостоятельная работа учащихся.
- по видам деятельности - творческий
- по управлению деятельности – частично - поисковый
Оборудование:
У учителя: засушенные листья различной формы, окраски и размера; лист бумаги примерно 20х30 см; учебник; образцы композиций из засушенных листьев; клей ПВА; на доске – ватман – стенд для выставки изделий,
У учащихся: учебник; засушенные листья в больших плоских коробках; различные семена в пакетиках; подкладная клеёнка; цветная бумага; 10-15 бумажных листов размером примерно 10х15 см; кисточка в подставке; клей ПВА.
Музыкальный ряд
диск с музыкой (Вивальди «Осень»)
Зрительный ряд
название темы урока Превращение листьев
фотографии
план работы
Литературный ряд
Литература:
Н.М. Конышева Чудесная мастерская»: учебное пособие по художественному труду для 2 кл. нач. школы, ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 36-37
Н.М.Конышева Трудовое обучение в начальных классах. – М.: Дизайн, 1999, с. 10-15.
Тип урока:
- по содержанию: работа с природными материалами;
- по способу проведения: урок по изготовлению изделия;
- по цели: по формированию умений составлять образ по ассоциации;
- по структурной единице: простой;
- по форме организации учебной деятельности: индивидуальный;
- по познавательной деятельности: творческий.
План урока:
Орг. момент – 1 мин.
Вступительная беседа – 3-5 мин.
Анализ образца – 3-7 мин.
Планирование работы – 3-5 мин.
Самостоятельная или практическая работа – 15-30 мин.
Выставка, анализ работ- 3-4 мин.
Подведение итогов урока – 1-5 мин.
Оформление доски
Инструменты и материалы: Листья; Семена; Чешуйки шишек; Газеты; Цветная бумага; Тряпочка: Клей ПВА; Кисточка. Вивальди «Осень» |
«Превращение листьев» План: Подбор листьев, создание композиции. Подбор листа цветной бумаги. Приклеивание листьев. Фотографии |
Образцы-аналоги (те, что в учебнике) Поэтапный показ КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ ЛИСТЬЕВ |
Этапы урока |
Содержание урока |
I. Орг. момент |
-Ребята, добрый день! Сейчас у нас урок технологии. А чем мы сегодня займемся, вы узнаете из беседы. |
II. Вступительная беседа |
- Ребята, посмотрите в окно. Какие стали деревья, какое небо? Какое сейчас время года? (Осень). Что вы знаете об осени, что можете рассказать? (Осень – это такое время года, когда с деревьев падают листья, идут дожди, небо пасмурное). - Когда вы гуляете по паркам, по аллеям что вы замечаете под ногами? (Ковёр из листьев). - Какие деревья и кустарники сбрасывают осенью листву? (Берёза, клён, тополь, ольха, ива, акация, калина). - Какие по форме листья бывают? (Круглые, овальные, треугольные, длинные). Какие зазубринки бывают у листьев? (Крупные, мелкие, острые). Какого размера листья вы видели? (Мелкие, крупные, средние). - Какого цвета листья осенью встречаются? (Жёлтые, зелёные, оранжевые, коричневые, красные). - Что можно сделать из листьев? (Аппликацию). Где вы видели работы из листьев? (На прошлом уроке делали аппликацию.) - Замечали ли вы, что листья похожи на другие объекты? (Да. Нет). На что может быть похож листок? (На собаку, на дерево). - Как вы думаете, почему мы говорили об осени, о листьях? Какая будет цель урока? (Может будем выполнять аппликацию об осени, картину из листьев). Но ведь мы уже на прошлом уроке делали аппликацию из листьев. Подумайте ещё. (Может превращать их будем). - Ребята, посмотрите на доску. Здесь записана тема сегодняшнего урока. Прочитайте название. (Дети читают: «Превращение листьев»). Ребята, вы были правы. - Необычная тема, правда? -Картины из листьев мы и прошлый раз уже делали, однако не называли это превращениями. А вот сегодня появилось это слово – как будто ожидается какое-то волшебство! Что бы это могло быть? (Возможно, дети догадаются и скажут – будем превращать листья в разных зверей. Если дети не называют - учитель сам назовёт). - Что значит превратить? (Увидеть в листьях какой-то образ, животное, растение). - Превратить – это значит изменить образ. - Вы наверно уже догадались, что вам сегодня предстоит выполнить? ( Сегодня будем делать из простых засушенных листьев и семян что-то новое или кого-то). - Сегодня мы будем стилизовать листья под какой-то образ. Как вы понимаете, что значит стилизовать? (Может упрощать, видеть то, на что похожи листья) - Верно. Давайте повторим цель урока. - Верно, вам предстоит сделать простые засушенные листья чем-то другим; попробуем угадать: может в них кто-то спрятан, а мы поможем ему освободиться. |
III. Анализ образца. 1. Работа с учебником 2. Упражнение тренировка ассоциативного мышления |
- Откройте учебник на с. 36. Читаем текст, начиная с заглавия. (Несколько учеников по очереди читают текст вслух, остальные про себя.) - Посмотрите на рисунки в учебнике на с. 36. Что изображено? - Во что превратились разноцветные листья на иллюстрации на с.36? (В красавца петуха). Какие листья по форме и по цвету были использованы для выполнения петуха? (Узкие, широкие, треугольные). Листья каких деревьев использованы? (Клёна, берёзы, ольхи). - На что похожи чешуйки листьев? (На лепестки цветочка). Из каких листьев или семян выполнено солнышко? (Из семян клёна). - Рассмотрите иллюстрации внизу с. 37. Какие образы вы увидели? (Бабочка и рак). Можно из этих же листьев создать другие образы? (Можно). Какие? (Птицу, дерево). - Ребята, обратите особое внимание на все эти иллюстрации. Рассмотрите, как выглядят листья? Что интересного заметили? (Листья целые, не обломанные, не отрезанные). Верно, листья берутся такими какими вы их нашли. - Закройте книги и уберите их. - Давайте потренируемся и посмотрим, легко ли быть волшебниками. - Да. Действительно – этот листик в таком положении похож на мордочку собачки: вот эти верхние зубцы – как будто два уха висят по бокам, а снизу мелкие зубчики похожи на свисающую шерсть. Что ещё надо будет добавить, чтобы окончательно превратить этот листик в собачку? (Глаза). Верно, глаза. Из чего их можно сделать? (Из маленьких цветочков, из чешуек шишек)
Посмотрите ещё раз на композиции на доске. Нравится? Хотите выполнить такую композицию? - Рассмотрите их. Что потребуется нам для конструирования композиции? На чём она выстроена? (Картон). Из чего будет состоять композиция? (Из листьев, может быть из семян, из чешуек шишек.) - Для того, чтобы прикрепить листья или семена к картону что понадобится? (Клей). Какой клей будем использовать? Карандаш или ПВА? (ПВА). Почему? (Карандаш не приклеит листья). Верно, также клей ПВА не оставит следов после высыхания. - Ребята, если мы хотим с вами стать волшебниками и в листьях научиться видеть какие-то образы: зверей, насекомых и т.д., то, что нельзя будет делать с листьями? (Нельзя вырезать, ломать, резать листья). - Верно, нам надо внимательно рассмотреть листья и увидеть в них что-то необычное. – Но что важное мы забыли? (Если дети молчат, то учитель сам называет). - А забыли мы то, что перед тем как приклеить, надо продумать образ, т.е. то, что мы задумали, например, собаку. После того, как продумали надо разложить листочки на картоне. Только после этого приступать к работе. - Вспомним технику безопасности при пользовании клеем. Как надо пользоваться клеем? (После использования клея надо плотно закрыть крышкой). - Если клей вытек, то? (Надо аккуратно вытереть тряпочкой). - При работе с бумагой, что нельзя забывать? (Нельзя забывать то, что бумагой можно порезаться). Давайте вспомним, как надо работать с бумагой. (Надо аккуратно держать, нельзя резко проводить рукой по краю). - Повторим, какие материалы и инструменты нам понадобятся? (Картон, цветная бумага, клей ПВА, листья, семена, чешуя шишек). |
IV. Планирование работы. |
- Чем же мы займёмся на уроке? (Попробуем создать образ из засушенных листьев). Верно, сегодня мы попробуем создать образ из засушенных листьев, то есть станем волшебниками. Чтобы у волшебников всё получилось, они произносят заклинание по алгоритму (плану). - Что необходимо сделать или составить, чтобы не забыть ни один этап работы? (Составить план работы). - Верно. - Что необходимо сделать сначала? (Внимательно рассмотреть листики, которые лежат перед нами на партах. И подумать, в кого или во что их можно превратить). - Так! После того, как продумали, кого или что мы хотим создать, что будем делать дальше? (Подберём листья, семена для работы). - Куда же мы их расположим? Что нужно сделать? (Нужно выбрать необходимый цвет бумаги и расположить листья на ней так, чтобы было максимально похоже) - Ребята, но выбирая цвет бумаги, будьте осторожны и внимательны. Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске листья на нём «потеряется», то есть не будут видны. Фон не должен совпадать с цветом листьев. - После того, как мы выбрали цвет бумаги и создали образ, что будем делать дальше? Какой будет следующий этап работы? Что необходимо сделать, чтобы ваши творения не рассыпались, не исчезли? (Приклеить листья и семена). - Верно. Вспомните, на прошлом уроке мы уже с вами познакомились с правилами этой работы. Что нам об этом известно? ( Листочек нужно намазывать с изнаночной стороны, перед этим подложим под него сухую газетную бумагу). - Так, молодцы! Что ещё запомнили с прошлого урока? (Затем лист прикладываем на своё место в композиции и осторожно проглаживаем другим кусочком бумаги). - Вспомним, как нужно обращаться с листьями? (Обращаться с листьями следует особенно осторожно, так как они очень хрупкие). - Как мы будем оценивать наши работы? Кому сможем поставить «5»? ( Насколько интересно получилась композиция, её аккуратность, не использованы при работе ножницы, клей не разлит по краям).
За что можно будет поставить «4»? (Выполнена аккуратно, но не очень интересная композиция). За что сможем поставить «3»? (Не совсем правильно выполнено, неаккуратно). |
V. Практическая самостоятельная работа |
- А сейчас, ребята, после моего показа и составления совместного плана вы выполните композицию самостоятельно. За помощью и подсказкой вы можете обращаться ко мне. Когда вы сложите композицию на листе, то сразу ничего не приклеивайте. Я сначала пройду и посмотрю все работы. - Все справились с первой частью работы, превращения получились очень интересные. Теперь приступайте ко второй части работы. - Пока вы конструируете композицию, можете подумать, как вы представите её: придумать название композиции, придумать небольшой рассказ или сказку, можно стихотворение. |
VI. Подведение итогов. |
- Заканчиваем работу. Убираем с парты мусор в мусорное ведро, материалы и инструменты убираем в папку. - Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на специально приготовленном стенде мы закрепим ваши композиции из листьев. - Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали волшебниками. Какие из представленных здесь превращений кажутся вам наиболее интересными? Почему? Кто смог наиболее точно и оригинально сделать свою композицию? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе. Посмотрите, кому мы сможем поставить «5»? «4»? «3»? Почему? - У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели, то можно дома исправить, добавить то, что не успели и на следующем уроке мне показать. - Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться? Где можно использовать этот приём работы? - Давайте оценим свою деятельность: такими словами «Я был (а)…» . Например, активен в работе, помогал другим. - Какую работу мы выполнили на уроке? (Конструировали композицию из листьев, семян). Как вы думаете, любой листочек можно превратить, во что угодно или нет? Как угадать, кто в нём спрятан? - Верно, каждый листочек нужно внимательно рассмотреть, изучить природную форму и только после этого решить, что из неё можно сделать. - Верно, находить в обычном необычное. Ещё хочу добавить, что вы стали аккуратнее работать: ни один хрупкий листочек у вас сегодня не сломался и не порвался. Для волшебников это особенно важно. - Понравилось ли вам быть волшебниками? Что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке труда? Всё ли у вас получалось? Что было трудно, легко? Если вы пожелаете, то можете дома поколдовать над листьями и удивить родителей. - Урок окончен. Все молодцы. |