Проблемы профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА)
Александра Рафиковна Ширазян
ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
intkotovsk@yandex.ru
Слово «инвалид» в переводе с английского означает больной, неполноценный, нетрудоспособный, с латинского - «беспомощный». В настоящее время постепенно утверждается противоположная точка зрения: инвалид - человек, имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточно активно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметь равные права и возможности с остальными членами общества.
Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше он нуждается в обучении. Правильно организованная среда и соответствующая уровню развития ребенка программа обучения оказывает на ребенка только положительное влияние и является тем стимулирующим фактором, который способствует раскрытию способностей больного ребенка.
Большой проблемой является получение инвалидами современных престижных профессий. Очень трудно организовать занятость для инвалидов. Чаще всего они работают на низкооплачиваемых местах.
Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности:
1.Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
3.Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.
4.Неадекватная самооценка.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Основные задачи профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья решаются в процессе профессиональной ориентации посредством реализации информационно-познавательной, диагностической (оценочной), коррекционной формирующей, прогностической функций.
Лица с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные затруднения в процессе профессионального самоопределения в силу причин как объективного (связанных с наличием заболевания и его последствий, ограничивающих возможности человека, а также факторы экономического, территориального плана и т.п.), так и субъективного характера. Последние связаны, в первую очередь, с неадекватностью осознания последствий заболевания и их влияния на собственный профессиональный выбор, с неадекватностью самооценки профессионально важных качеств применительно к предпочитаемому виду профессиональной деятельности.
Осуществляемая в течение довольно длительного времени государственная социальная политика была ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считалось их помещение в учреждения интернатного типа, отрицательными моментами которого выступала его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий.
В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с системой гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер. Сейчас в России создается комплексный механизм обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующий международным стандартам. Потому, что право - не милостыня, а обязательство государства перед своими гражданами.
Реальным показателем успешности учебно – воспитательной работы всего педагогического коллектива является 100% трудоустройство воспитанников.
Факторами, положительно повлиявшими на интеграцию воспитанников в общество, являются:
Изучение социального заказа и спроса на местном и региональном рынке труда. Составление перечня современных профессий с учетом фактически складывающегося спроса.
Проведение диагностических исследований среди учащихся на выявление их интересов и профессиональных склонностей.
Осуществление адресного профориентирования детей – сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья (ориентация их на поступление в профессиональные колледжи области и Техникум отраслевых технологий г. Тамбова
Пролонгированность участия педагогов в жизненном становлении воспитанников после их выпуска (постинтернатное сопровождение).
Литература:
Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе.