Работа с родителями «Золотые правила воспитания»
Методическая копилка
Человек рождается дважды. Один раз, когда выходит из утробы матери, а второй тогда, когда узнает Истину
Учение в школе – новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.
Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.
Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
Сохраняйте дружелюбный тон!
Существует огромное количество литературы по воспитанию и развитию детей. Но все они сводятся к научным принципам, которые направлены на развитие нравственной, социальной или интеллектуальной сферы ребёнка. Однако в них редко учитывается настроение ребёнка, его характер, желания и стремления. Не учитывая эти особенности, крайне сложно создать для любимого малыша счастливое детство. Ведь детство – самый прекрасный период в жизни каждого человека. И только родители способны сделать его счастливым.
Большое количество проблем в воспитании детей возникает у родителей, не знающие элементарные возрастные особенности. В дошкольном возрасте дети очень быстро развиваются. Существует большая разница между тем, что может делать двухлетний и трехлетний ребёнок. Без таких знаний сложно обеспечить полноценное воспитание. При этом дети одного возраста тоже развиваются по-разному: один лучше рисует, другой свободнее говорит. Погоня за достижениями соседского ребенка может нанести вред развитию Вашего малыша. Видеть счастливые глаза своего ребёнка самый большой подарок для родителей. И каждый по-своему старается сделать все возможное для здоровья и счастья своих детей.
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К.Д. Ушинский
Л.Н. Толстой в своей книге « Воспитание и образование» писал:
Не портить воспитанием
Детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее»
Не наказывать
Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».
Не скрывать свои недостатки
Классик был уверен: дети значительно проницательнее взрослых — и советовал родителям : сперва обнаружить свои слабые стороны. В противном случае дети уличат в лицемерии и не будут прислушиваться к мнению старших.
Учить полезному
Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс
в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.
Воспитывать самостоятельность
Толстой говорил, что люди из народа — те, кто не обучались в гимназиях и университетах — «свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное — нужнее людей, как бы то ни было воспитанных». Именно поэтому один из основных заветов обучения в его Яснополянской школе был такой: не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитать в свободе и учить самостоятельности.
Разрешить недовольства
В Яснополянской школе, помимо уроков, часто проводили беседы. На этих встречах учителя и ученики обсуждали все, что считали важным: вопросы науки, новости, учебный процесс. Ученики могли высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей. Свободное воспитание, которое воспевал Толстой, подразумевало честный и открытый разговор.
Развивать воображение
Воспитание и образование — это не только изучение учебников. Писатель отмечал, что на формирование личности ребенка воздействует все, что его окружает: «детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает». Познавая мир, ребенок развивает воображение и творческие способности. Огромной ошибкой Толстой считал обучение по четкой методике, вместо того чтобы лишь направить ребенка в изучении мира во всем его многообразии.
Быть человечнее
«И дети смотрят на воспитателя не как на разум, а как на человека», — писал Толстой. Знания, правила, науки — меньшее, чему может научить ребенка взрослый человек. Наблюдая за родителями и учителями, дети делают выводы о том, что значит быть хорошим человеком, как следует себя вести в обществе и по каким законам жить. Детскую проницательность нельзя обмануть ни знаниями, ни правами.
Самому жить хорошо
По Толстому, дети — чисты, невинны и безгрешны от природы. Взрослея, они познают мир, ориентируясь прежде всего на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет всей толстовской педагогики — в первую очередь заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя.
Ребенку необходим такой домашний очаг, где семья дружна, где уважают и любят стариков, где поддерживаются тесные и искренние связи со всеми родственниками и друзьями.
Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония. Нарушение родителями супружеской верности, завистливость, обогащение бесчестными средствами, достижение той или иной выгоды для ребенка с помощью беспринципных связей и т.п. - все это составляет такой «образец», который весьма отрицательно отразится на моральном облике завтрашнего гражданина страны.
Существует несколько правил воспитания ребенка. Таких простых для понимания, таких простых для выполнения... Так почему же мы зачастую отходим от этих простых правил? Не хватает времени? Терпения? Сил? Просто забываем их выполнять? Ребенок нуждается в нашей любви и в нашем внимании. Мы - его родители. Мы - те люди, которых он знает с рождения, которых он любит больше всех на свете. Мы - те, кому он верит безоглядно. Так давайте же не будем обманывать своего ребенка. Не будем забывать о нем, как бы, не были мы заняты работой. Будем соблюдать эти золотые простые правила.
Памятка по воспитанию
Перестанем делать ребенку замечания при посторонних.
Не станем обсуждать проблемы воспитания ребенка в его присутствии.
Постараемся не кричать на ребенка, особенно если он не сделал ничего ужасного.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
Научимся чаще хвалить ребенка и делать это будем искренне, от души!
Иногда без повода, просто так возьмем ребенка на руки, крепко обнимем и поцелуем.
Вечером вместо криков «Спать!» расскажем ребенку сказку, где главным героем будет он сам.
Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы
Что нас беспокоит в современной школе? Мир разрывается в голове ребенка. Человек должен получить сначала высшее человеческое образование, чтобы стать человеком. Лисенок получает сначала высшее лисье образование, орел- орлиное, рыба - рыбье. А человек? Должен получить высшее человеческое образование
Позволяйте своим детям быть самостоятельными, когда они учатся чему-то новому. Не вмешивайтесь и разрешайте им ошибаться.
Цель воспитания – научить обходиться без нас наших детей.
Школа - островок воспитания, а дом -материк.
Помните, что ребенок — маленький человек
Список использованной литературы и источников сети Интернет:
https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2023/01/27/50-sovetov-iz-knig-po-vospitaniyu-detej/
https://www.mann-ivanov-ferber.ru/catalog/category/children-books/?shelf=7
https://www.litres.ru/book/lev-tolstoy/vospitanie-i-obrazovanie-6875767/chitat-onlayn/?page=3
Журнал « Начальная школа» № 9 Москва 1998 г.