Стратегия работы с талантливыми (одарёнными) детьми
Цели:
выявление одарённых детей со ступени начального образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления (проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности);
создание условий для оптимального развития одарённых детей (отбор методов и приёмов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; предоставление возможности совершенствования способностей в совместной деятельности со сверстниками, учителями, через самостоятельную работу).
Стратегия работы.
1-й этап: аналитический (1-4 классы)
Организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Дети должны проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Используются критерии: более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующая активная познавательная потребность; радость от добывания знаний и умственного труда.
2-й этап: диагностический (5-9 классы)
Проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Определяется содержание работы в рамках каждой учебной дисциплины. Осуществляется постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Организация групповых форм работы: тренингов, научно-практическая деятельность, проектные задания, интеллектуальные игры.
3-й этап: практический
Формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе: индивидуализация форм учебной деятельности (заочные школы, работа по индивидуальным программам), выработка проектно-исследовательских навыков, самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Условия успешной работы с одарёнными детьми:
осознание важности данной работы каждым членом коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению,
постоянное совершенствование методической системы работы с талантливыми детьми,
признание педколлективом данного направления работы одним из приоритетных.
Формы работы:
- творческие мастерские,
- групповые занятия с учащимися, проявляющими повышенный интерес к учению,
- факультативы,
- кружки по интересам,
- конкурсы,
- интеллектуальные игры,
- участие в олимпиадах,
- индивидуальные консультации,
- работа по индивидуальным траекториям.
Требования к учителю:
- увлечённость своим делом,
- способность к научно-экспериментальной и творческой деятельности,
- профессиональная грамотность,
- высокоинтеллектуальность, нравственность и эрудированность,
- использование передовых педагогических технологий,
- умение быть психологом, воспитателем и организатором, знатоком во всех областях человеческой жизни.
План работы.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Диагностика по выявлению одарённых детей |
сентябрь |
З/д по УМР З/д по ОВР |
2 |
Привлечение педагогов к работе с талантливыми детьми |
сентябрь |
З/д по УМР З/д по ОВР |
3 |
Проведение предметных недель (интеллектуальные игры, конкурсы и т.д.) |
октябрь-март |
З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
4 |
Проведение школьных предметных олимпиад |
ноябрь |
З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
5 |
Участие в районных (региональных, всероссийских) предметных олимпиадах |
ноябрь-декабрь |
З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
6 |
Проведение школьного этапа интеллектуальных игр |
декабрь март |
З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
7 |
Участие в районной научно-практической конференции школьников |
по плану РООО |
З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
8 |
Работа кружков, факультативов, ИГЗ |
в течение учебного года |
З/д по УМР З/д по ОВР |
9 |
Участие в работе детских школьных объединений |
в течение учебного года |
З/д по ОВР, рук-ли кружков |
10 |
Участие в конкурсах, выставках |
в течение учебного года |
З/д по ОВР, педагоги ДО |
11 |
Определение рейтинга ученика, класса |
по итогам четверти, полугодия, года |
З/д по УМР З/д по ОВР |