12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Андрей Анатольевич26341 учитель, классный руководитель Россия, Орловская обл. |
Работа с талантливыми (одарёнными) детьми
Цели:
выявление одарённых детей со ступени начального образования на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления (проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности);
создание условий для оптимального развития одарённых детей (отбор методов и приёмов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; предоставление возможности совершенствования способностей в совместной деятельности со сверстниками, учителями, через самостоятельную работу).
Стратегия работы.
1-й этап: аналитический (1-4 классы)
Организация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Дети должны проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Используются критерии: более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующая активная познавательная потребность; радость от добывания знаний и умственного труда.
2-й этап: диагностический (5-9 классы)
Проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Определяется содержание работы в рамках каждой учебной дисциплины. Осуществляется постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Организация групповых форм работы: тренингов, научно-практическая деятельность, проектные задания, интеллектуальные игры.
3-й этап: практический
Формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе: индивидуализация форм учебной деятельности (заочные школы, работа по индивидуальным программам), выработка проектно-исследовательских навыков, самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Условия успешной работы с одарёнными детьми:
осознание важности данной работы каждым членом коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению,
постоянное совершенствование методической системы работы с талантливыми детьми,
признание педколлективом данного направления работы одним из приоритетных.
Формы работы:
- творческие мастерские,
- групповые занятия с учащимися, проявляющими повышенный интерес к учению,
- факультативы,
- кружки по интересам,
- конкурсы,
- интеллектуальные игры,
- участие в олимпиадах,
- индивидуальные консультации,
- работа по индивидуальным траекториям.
Требования к учителю:
- увлечённость своим делом,
- способность к научно-экспериментальной и творческой деятельности,
- профессиональная грамотность,
- высокоинтеллектуальность, нравственность и эрудированность,
- использование передовых педагогических технологий,
- умение быть психологом, воспитателем и организатором, знатоком во всех областях человеческой жизни.
План работы.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 | Диагностика по выявлению одарённых детей | сентябрь | З/д по УМР З/д по ОВР |
2 | Привлечение педагогов к работе с талантливыми детьми | сентябрь | З/д по УМР З/д по ОВР |
3 | Проведение предметных недель (интеллектуальные игры, конкурсы и т.д.) | октябрь-март | З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
4 | Проведение школьных предметных олимпиад | ноябрь | З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
5 | Участие в районных (региональных, всероссийских) предметных олимпиадах | ноябрь-декабрь | З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
6 | Проведение школьного этапа интеллектуальных игр | декабрь март | З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
7 | Участие в районной научно-практической конференции школьников | по плану РООО | З/д по УМР, рук-ли ШПМГ |
8 | Работа кружков, факультативов, ИГЗ | в течение учебного года | З/д по УМР З/д по ОВР |
9 | Участие в работе детских школьных объединений | в течение учебного года | З/д по ОВР, рук-ли кружков |
10 | Участие в конкурсах, выставках | в течение учебного года | З/д по ОВР, педагоги ДО |
11 | Определение рейтинга ученика, класса | по итогам четверти, полугодия, года | З/д по УМР З/д по ОВР |