12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района

Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 6

 


 

Программа работы с талантливыми детьми

«Талантливый учитель – талантливые ученики»


 

(2017 – 2021 г.)
 

Разработчики:

Нестеренко Марианна Александровна,

учитель русского языка и литературы

Грязнова Светлана Николаевна,

учитель химии и биологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 

«Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда,

где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»

Г.В.Плеханов


 

          На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. В нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны.

           Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами, как энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображения, интуиция, одаренность), интеллект, контакт с людьми.

Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, ... когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при ЭТОМ условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости», писал В.А. Сухомлинский.

            В ХХI веке остро встает проблема, поиска путей повышения социально­-экономического потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Активный поиск и развитие талантливой молодежи должен стать одним из основных направлений программы деятельности школы.

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо

благоприятные внутренние предпосылки развития.

         

Цель работы на 2017 -2021 уч. г.


 

Создание устойчивой системы работы с талантливыми детьми в рамках общеобразовательного пространства школы.


 


 

Задачи:

1. Разработать научно-методическую базу, диагностические и дидактические материалы для выявления и развития способностей детей.

2. Развивать и успешно реализовывать потенциальные способности талантливых детей в обучении и будущей профессиональной деятельности через предметные олимпиады, организацию сетевых интеллектуальных соревнований по предметам, занятия по специализированной учебной программе для способных детей и в «Открытом классе».

3. Продолжить работу по ознакомлению педагогов с современными подходами к проблеме талантливых детей и совершенствовать систему повышения квалификации педагогических кадров через проведение обучающих семинаров.

4. Совершенствовать информационное, научно-методическое обеспечение школы по проблемам детской одаренности.

5. Обеспечить социальную, правовую и психологическую поддержку талантливых детей и их семей.

  Выявление талантливых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

 

Направления реализации программы  

1. Выявление талантливых детей

Проведение диагностики на школьном уровне.

Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных о талантливых детях.

Разработка системы «портфолио», учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной деятельности и дополнительного образования.

2. Образование и развитие способностей детей.

.

Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования: индивидуальных учебных планов для способных обучающихся, разработка индивидуальных маршрутов для углублённого изучения отдельных предметов.

Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм обучения талантливых детей, разноуровневых дидактических материалов.

 Совершенствование работы с талантливыми детьми с помощью ресурсов дополнительного образования.

 

3. Подготовка методической и информационной базы для работы с талантливыми детьми.

Разработка и внедрение методики диагностики способностей детей в разных возрастных группах

Разработка специализированной учебной программы для талантливых детей ( развитие дивергентного и творческого мышления математического мышления, речевых навыков, исследовательской деятельности, социальных компетенций)

 Разработка развивающих материалов для работы с талантливыми детьми.

 

4.Подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию со школой

Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов.

Организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.

Поддержка создания в школе организационных мероприятий с талантливыми детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития.


 

5.Материально-техническое обеспечение диагностической и учебно-развивающей работы с талантливыми детьми.

Обеспечение педагогов различными диагностическими и развивающими материалами, методиками и аудио-видео материалами для работы с талантливыми детьми.

Выделение помещений для работы с одаренными детьми, необходимой мебели, компьютерной и множительной техники, лабораторного оборудования.

 

6. Подготовка кадров для работы с талантливыми детьми.

Создание условий обучения педагогических кадров для работы с талантливыми детьми.

Проведение семинаров, курсов для учителей по проблемам работы с талантливыми детьми.

Участие учителей, работающих с талантливыми детьми в различных мероприятиях с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития способностей.


 


 

7.Наблюдение, контроль над  выполнением программы.

1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными обучающимися.

2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня (в конце учебного года).

3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

 План мероприятий по выполнению программы «Талантливый учитель – талантливые ученики»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика талантливых детей.

Февраль ежегодно

Школьный психолог, классные руководители.

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся.

Март, ежегодно

Заместитель директора по УВР

Школьный психолог

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками, занятия по специализированной учебной программе для талантливых детей в Клубе «Проблемы, поиски, решения».

Постоянно

Заместитель директора по УВР

4.


 

Разработка и внедрение модели «Открытый класс» для раннего поиска и мотивации талантливых детей.

2017 учебный год.

Заместитель директора по УВР, учителя начальных классов.

5.

Расширение сети курсов, факультативов, по выбору с учетом  способностей и запросов учащихся.

Май, ежегодно

Заместитель директора по УВР

6.

Организация и проведение школьных олимпиад, создание базы талантливых детей по итогам школьного этапа ВОШ.

Октябрь ежегодно

Заместитель директора по УВР, руководители ВШМО,

7.

Участие в районных олимпиадах, заочных олимпиадах различных уровней, научно-практических конференциях, интэрнет-конкурсах, фестивалей, спортивных соревнованиях и др.

Ноябрь-апрель, ежегодно

Учителя- предметники

8.

Организация интеллектуального марафона для разных ступеней обучения «Самый умный» (сетевые интеллектуальные соревнования).

Ежегодно, в течении 3четверти.

Руководители ВШМО,

Учителя- предметники

9.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы«Талантливый учитель – талантливые ученики»

2018 год январь

Заместитель директора по УВР

10.

Пополнение банка педагогической информации по работе с талантливыми детьми

Постоянно

Заместитель директора по УВР, руководители ВШМО

11.

Приобретение литературы, компьютерных программ, лабораторного оборудования для организации работы с талантливыми детьми

Постоянно

Директор

12.

Поощрение  победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Ежегодно по итогам конкурсов и олимпиад

Директор

13.

Поощрение  педагогов, подготовивших победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Ежегодно по итогам конкурсов и олимпиад

Директор

14.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей детей.

С 2017 года

Заместитель директора по УВР

15.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные конкурсы, олимпиады.

Постоянно

Заместитель директора по УВР, руководители ВШМО

16.

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с талантливыми детьми

Ежегодно

Руководители ВШМО,

Учителя- предметники

17.

Распространение опыта работы с талантливыми детьми через проведение тематических пед.советов, мастер-классов, методических семинаров, заседаний ВШМО и родительских собраний.

2017-2021 г

Учителя- предметники, руководители ВШМО, Заместитель директора по УВР.

18.

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Учителя- предметники

19.

Освещение достижений обучающихся через сайт ОУ и СМИ.

По итогам

Классные руководители и ЗАМ. Директора по ВР.

20.

Анкетирование родителей об увлечениях, приоритетах и перспективах обучения их детей.

Ежегодно, в течение 1 четверти.

Классные руководители.

 8. Показатели (индикаторы) реализации задач.

1.Количество талантливых детей по их участию в интеллектуальных, художественных, музыкальных и спортивных состязаниях.

2.Прирост количества победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников по предметам различных уровней.

3.Количество выпускников с выбором ЕГЭ по предметам естественно – научного цикла.

4.Доля педагогов, прошедших курсовую подготовку по организации работы с одарёнными детьми, их участие в семинарах, «круглых столах», мастер – классов, конкурсах педагогических инициатив.

5.Количество родителей, активно участвующих в работе социальных и интеллектуальных проектах.

9.Эффективность программы работы с талантливыми детьми «Талантливый учитель – талантливые ученики»

1.Заинтерисованность обучающихся и их родителей новыми образовательными услугами.

2.Продуктивная занятость детей во внеурочное время.

3.Прирост количества победителей, призёров, лауреатов олимпиад и различных конкурсов.

3.Приток обучающихся в нашу школу.

4.Заинтересованность педагогов новыми педагогическими идеями, повышение показателей и оценки труда, материальное стимулирование.

Подпрограмма «Успешный ученик»

на 2017 – 2021 г.

Цель подпрограммы:

Создание благоприятных условий для развития талантливых и потенциально успешных учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования (приложение 1).

 

Задачи подпрограммы:

- совершенствовать системы выявления и сопровождения детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи учащимся;

-  отбирать среди различных систем обучения те методы и приёмы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создавать условия для укрепления здоровья детей;

- расширять возможности для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

 

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психолога, социального педагога и других специалистов для работы с детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

 

Основные мероприятия подпрограммы

 - разработка и внедрение программ пропедевтических курсов для учащихся начального и среднего звена и элективных курсов для подготовки к поступлению в ВУЗы для старшей ступени обучения.

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

 

Сроки реализации подпрограммы: 2017 – 2021 гг.

 

    Объемы и источники финансирования подпрограммы:  

спонсорские средства, внебюджетные средства.

  Концепция подпрограммы.

       Выявление потенциала детей должно начинаться с начальной школы на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Особое внимание уделить работе с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

          

Принципы педагогической деятельности в работе с потенциально успешными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 Формы работы с учащимися:

групповые занятия с мотивированными на учёбу детьми;

факультативы;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

курсы по выбору;

элективные учебные курсы;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным маршрутам;

интеллектуальные марафоны;

предметные недели;

научно-практические конференции.

Этапы работы с детьми.

I этап – аналитический (начальная школа)

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
 

          Наблюдение, контроль за выполнением программы.

Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными и успешными учащимися.

Проведение контрольных срезов, тестов, учащихся по учебным предметам.

Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

Реализационные меры:

1.Информационно-методическое обеспечение процесса развития потенциала детей.

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

1.Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления учебного и творческого потенциала детей в ОУ.

1.Диагностика успешности детей

Март, ежегодно

 

2. Создание системы психологической поддержки одаренным детям.

   

3.Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития детей.

   

4.Подбор диагностических материалов для изучения способностей учащихся.

август-октябрь

 

2. Осуществить информационное обеспечение процесса развития детей.

1.Создание методической копилки по повышению качества образовательного процесса.

постоянно

 

 

2.Проведение совещаний по результатам диагностирования учащихся

апрель

ежегодно

 

3. Осуществить методическое обеспечение процесса развития учебного и творческого потенциала учащихся.

 

 

1.Разработка практических рекомендаций по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих детей.

2.Создание программ индивидуального развития одаренных учащихся.

 

ВШМО 

2.Подбор учебных программ для углубленного изучения предметов, элективных курсов, курсов по выбору.

 

Администрация ОУ, ВШМО

3.Разработка практических рекомендаций по организации системно-деятельностного подхода в работе с детьми в ОУ.

   

4. Формирование банка по работе с одаренными детьми. Использование передового опыта в работе с одаренными детьми в практике работы учителей.

 

 

2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.

Задачи

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

1.Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов по работе с одаренными детьми.

1.Сотрудничество с ИМЦ г. Сортавала по организации работы постоянно действующих семинаров и мастер-классов для учителей, работающих с одаренными детьми:

«Понятие одаренности в педагогике и психологии».

«Специфика работы учителей с одаренными детьми. Варианты моделей обучения одаренных детей».

«Формы и методы работы с одаренными детьми».

«Особенности содержания учебных программ для одаренных детей».

«Контроль за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся».

«Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей».

с октября, ежегодно

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

 

2. Способство-вать углублению и расширению знаний педагогов в области преподава-емых предметов.

1.Организация регулярной курсовой подготовки педагогических кадров.

согласно графика

 

2.Осуществление связи с ВУЗами для организации подготовительных курсов и профориентации учащихся.

 

3.Проведение практических семинаров на предметных МО по дополнительному образованию детей.

с сентября

4.Проведение межпредметных МО по проблемам развития потенциала детей.

 

3. Создание условий для развития и самоорганизации успешных детей.

Задачи

Содержание деятельности 

Сроки

Исполнители

1.Способство-вать получению дополнительного образования. 

 

 

 

 

1.Организация обучения учащихся через курсы по выбору, элективные курсы, кружки.  

ежегодно

 

Администрация ОУ

 

2.Организация индивидуально-групповых занятий учащихся.

ежегодно

 

Администрация ОУ

3.Подготовка информации о проведении подготовительных курсов в ВУЗах.

ежегодно

Администрация ОУ

4. Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей детей .

   

5. Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

 

Администрация

2. Обеспечить условия для самореализа-

ции интеллекту-альных и творческих способностей учащихся.

 

 

 

1.Максимальная реализация интеллектуальных и творческих способностей учащихся в проведении школьного тура олимпиад по общеобразовательным проблемам.

ежегодно октябрь

Учителя, руководители ВШМО

2. Организация работы научного  общества  обучающихся и учителей.

Февраль-май

 

3. Проведение научно-практических конференций учащихся на школьном уровне.

ежегодно

 

4. Проведение выставок детского творчества.

ежегодно

 

5.Участие учащихся во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Английский бульдог», «Леонардо»,

«Берендей», «Совёнок», «Зимние интеллектуальные игры», «Гелиантус».

ежегодно

Учителя, руководители ВШМО

6.Проведение школьного конкурса

«Ученик года»

Ежегодно

 

7. Проведение школьной познавательной игры для одаренных детей «Самый умный».

Ежегодно

 

 

3.Организо-вать профориентационную подготовку учащихся.

 

 

1. Изучение ориентации учащихся на будущую профессию.

постоянно

 

2.Формирование профильных классов.

ежегодно

 

Приложение 1

Модуль «Дополнительное образование»

Школа должна быть не только передним краем модернизации образования, но и воспитывающей средой, ядром которой является сам «образовывающийся» ребёнок.

Отсюда возникает необходимость сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.

Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста. Оно имеет значительный педагогический потенциал и выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства.

Дополнительное образование даёт возможность сочетать досуг с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей, профилактики их девиантного поведения.

Есть категория учеников, не склонная к академическому обучению. Дополнительное образование позволяет создавать условия, удовлетворяющие образовательные потребности этих детей и их родителей.
Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента.

Цель модуля «Дополнительное образование»

Максимальное самовыражение и социальная адаптация каждого ребёнка, формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

Задачи модуля «Дополнительное образование»

Выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности

Создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники

Создание практического дополнения к школьным предметным курсам

Профессиональная ориентация школьников

Формирование разновозрастных детских коллективов по интересам

Организация досуга и отдыха детей во внеурочное время.

Состав модуля:

Система элективных учебных предметов для учащихся 9-11 классов

Система «Школа-ВУЗ» (курсы подготовки для поступления в ВУЗ)

Система факультативов

Кружки

Театр-КВН

Клуб интернациональной дружбы

Литературная гостиная

Спортивные секции (волейбол, баскетбол.футбол)

Дистанционное обучение

Клуб «Интеллект» (система подготовки к олимпиадам),

Школьное научное общество (Система исследовательской работы, проектов и практик)

Платные образовательные услуги.

Особенности дополнительного образования:

Обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время

Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги)

Демократичность общения способствует процессу социализации личности, приобретению навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений

Всем обучающимся предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу и т.д.)

Учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединённых общими интересами, добровольностью совместной деятельности.

Занятия ведутся по расписанию второй половины дня.

В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, развить необходимые качества, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей, даёт возможность решать социально-педагогические задачи: духовно-нравственное наполнение среды, предупреждение духовной пустоты, моделирование целостной системы воспитания, создание единого образовательного комплекса.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература:подготовка к ВПР»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.