Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»
Конспект урока географии в 9-м классе по теме "Районирование территории России"
Цели:
- обучающая: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;
- развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;
- воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.
Форма урока: урок-презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
Деление учащихся на группы.
2. Актуализация и целеполагание.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.
Работа в паре у компьютера
(Приложение 1, слайд 1)
Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.
Химия Ботаника Геология История География |
периодизация эпох. периодическая система хронология классификация видов и систематика ? |
Задание в готовом виде.
Химия – периодическая система
Ботаника – классификация видов и систематика
Геология – периодизация эпох
История – хронология
География – ?
- Основным методом изучения географии является районирование.
- Определите тему нашего урока.
Запись темы урока в тетрадь.
(Приложение 1, слайд 2)
- Что такое районирование?
- От какого слова оно произошло?
- Что значит район? (Обсуждение в парах)
- Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”
- Поделитесь своими мыслями вслух.
- В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.
3. Изучение нового материала.
- Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
(Приложение 1, слайд 3)
- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)
(Приложение 1, слайд 4)
- Районирование должно выполнять следующие функции:
- упорядочивать информацию о территории;
- синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
- создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.
(Приложение 1, слайд 5)
- Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.
(Приложение 1, слайд 6)
- Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:
- “сплошное” или “выборочное”;
- “стабильное” или “плавающее”;
- “объективное” или “субъективное”;
- иерархическое или одноуровневое;
- проблемное или исследовательское;
- индивидуальное или типологическое;
- частное или комплексное;
- однородное или узловое;
- морфологическое, генетическое или функциональное.
(Приложение 1, слайд 7)
- Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?
1. Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
2. Природные зоны – по физико-географическому.
3. Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
4. По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.
- В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.
- Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).
(Приложение 1, слайд 8)
- Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.
- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).
- В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.
- А что лежит в основе деления страны на экономические районы?
(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)
(Приложение 1, слайд 9)
- Какие правила надо соблюдать при выделении районов?
1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.
2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.
Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).
Показать на карте экономические районы страны.
(Приложение 1, слайд 10)
Пары объединяются в группы.
- Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.
Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)
1. Дать определение понятию “экономический район”.
2. Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.
Результат работы.
1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.
2.
Западный макрорегион Северный Северо-Западный Центральный Волго-Вятский Центрально-Чернозёмный Поволжский Северо-Кавказский Уральский |
Восточный макрорегион Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный |
Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)
1. Дать определение понятию “специализация”
2. Представить отличительные черты специализации в виде схемы
Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.
(Схема)
Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)
- Указать на схеме расположение экономических районов страны.
(Схема)
Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)
1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).
На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.
4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.
Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.
поставь цифру 1 напротив правильного ответа |
|||||
Общее число субъектов в Российской Федерации |
|||||
84 |
|
||||
88 |
|
||||
89 |
|
||||
Самый большой по площади субъект Российской Федерации |
|||||
Красноярский край |
|
||||
Тюменская область |
|
||||
Республика Якутия (Саха) |
|
||||
Самый маленький по площади субъект Российской Федерации: |
|||||
республика Адыгея |
|
||||
город Москва |
|
||||
город Санкт-Петербург |
|
||||
Определите, какой из перечисленных субъектов не является федеральным округом: |
|||||
Северный |
|
||||
Северо-Западный |
|
||||
Сибирский |
|
||||
В каком районе находится указанная группа городов: Архангельск, Мурманск, Вологда? |
|||||
Волго-Вятский |
|
||||
Европейский Север |
|
||||
Северо-Западный |
|
||||
На территории какого экономического района компактно проживают осетины, чеченцы. |
|||||
Поволжский |
|
||||
Северо-Кавказский |
|
||||
Уральский |
|
||||
Псковская область входит в состав экономического района |
|||||
Северного |
|
||||
Северо-Западного |
|
||||
Центрального |
|
||||
Определи "лишнюю" административную единицу в составе Центрального района. |
|||||
Брянская область |
|
||||
Рязанская область |
|
||||
Воронежская область |
|
||||
Экономический район, в котором ты живёшь. |
|||||
Западно-Сибирский |
|
||||
Восточно-Сибирский |
|
||||
Дальневосточный |
|
||||
Федеральный округ, в котором ты живёшь. |
|||||
Сибирский |
|
||||
Дальневосточный |
|
||||
Северо-Западный |
|
||||