Урок по финансовой грамотности «Расчётно-кассовые операции и задачи на проценты»

1
0
Материал опубликован 6 July

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга


 


 


 


 


 

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

по теме: " Расчетно-кассовые операции и задачи на проценты»

 

(6 класс)


 


 


 


 

Автор-составитель:

Клюшник Наталья Викторовна,

учитель математики ГБОУ гимназии №155


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Санкт-Петербург

2024 г.

Введение


 

Финансовая грамотность – сфера, предполагающая знание и понимание ключевых финансовых понятий, владение расчетными умениями и навыками с последующим использованием этих знаний и умений на практике в целях принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности человека и его благосостоянию. Жизнь заставляет людей принимать множество самых разных финансовых решений, делая выбор между возможными вариантами своих действий. К сожалению, большая часть этих решений возникает рефлекторно, без больших затрат времени и глубокого обдумывания финансовых последствий. Недостаточность базовой подготовки детей в области управления личными финансами сказывается во взрослой жизни в результатах принятия нерациональных финансовых решений. Процесс формирования финансового самосознания можно актуализировать на любом этапе жизни человека, и чем раньше он будет осуществлен, тем более эффективным окажется результат.

Учителю математики важно не только научить ребенка точно производить математические расчеты, но и развивать его функциональную грамотность. Необходимо помочь ребенку отыскать ответы на вопросы: «Зачем мне это нужно в жизни? Смогу ли я использовать свои умения для решения повседневных бытовых проблем?» Все вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной мной темы.

Проценты – одно из важных понятий математики, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание информации, в которой встречается понятие процента необходимо в современном обществе. В шестом классе большое внимание уделяется решению задач на проценты. Эти задания формируют у шестиклассников умение работать с данными, представленными с помощью процентов, и применять это умение при решении прикладных задач. Задания прикладной математики, связанные с изучением процентов, позволяют сделать школьный курс математики практико-ориентированным, учат применять приобретённые знания в повседневной жизни. Некоторые из таких заданий приближены к современной тематике и к жизненному опыту учащихся, служат сильным мотивом для решения предлагаемых задач. Их выполнение способствует выработке у обучающихся умений и навыков использования математических знаний в практической деятельности и повседневной жизни, и направлено на усиление межпредметных связей.

Данный урок направлен на укрепление связи изучаемого материала с практической жизнью, что обязательно явится стимулом мотивации обучающихся к новым знаниям.

Основная часть

Общая характеристика занятия

Вид деятельности обучающихся: исследовательская, групповая

Тип занятия: Урок-практикум

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:

компьютер, проектор, раздаточные материалы (рассчитаны на каждого ученика): листы с заданием на поиск слова, листы с основными определениями по теме и набор карточек с вариантами ответов; конверты с задачами, карточки для рефлексии.

Педагогическая характеристика занятия

Цели урока: знакомство с понятиями «расчетно-кассовые операции», «банковские услуги физических лиц» и закрепление материала по теме «Расчетные задачи на проценты».

Предполагаемые образовательные результаты:

Личностные результаты:

Осознавать значение математики в повседневной жизни человека.

Уметь оценивать свою работу и работу в группе.

Метапредметные образовательные результаты:

Уметь применять полученные математические знания в финансовой сфере деятельности.

Предметные образовательные результаты:

Усвоить такие понятия, как: расчетно-кассовые операции, банковские услуги физических лиц, проценты, вклады, кредиты, налоги.

Научиться применять знания и умения по теме «Расчетные задачи на проценты» в экономических задачах на примерах расчетно-кассовых операций.

Знать и применять способы нахождения процента от числа, нахождение числа по его проценту.

 

Методическая характеристика занятия:

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

1.Организационный момент (3 мин)

Приветствие обучающихся.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

Делит класс на 3 группы и объясняет алгоритм работы.

На столах у каждого ученика уже лежит подготовленный набор материалов. Учитель настраивает на продуктивную работу.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Делятся на 3 группы, выбирают капитана для каждой команды, принимают условия работы.

2. Актуализация и мотивация (12 мин)

Учитель предлагает поиграть в поиск слов (найти скрытые слова). Перед учениками на парте набор букв (см. Приложение 1).

-Выберете из данных букв слова. Что получилось? Все ли вам слова знакомы?

 

 

 

 

-Давайте проверим, знаете ли вы, что они означают? Какие слова можно добавить в этот список?

Учитель знакомит детей с понятиями: «расчетно-кассовые операции», «банковские услуги физических лиц».

И предлагает выполнить задание на соответствие

(см. Приложение 2).

 

-У нас получился небольшой экономический словарик. А как вы думаете, зачем нам сегодня на уроке математики понадобились экономические термины? Верно, сегодня вашему вниманию будут представлены задачи, решение которых, помогут ориентироваться в мире финансов.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Как бы вы определили цель нашего урока?

Учитель подтверждает цель. -А еще мы узнаем, как умения решать простейшие финансовые задачи пригодятся в вашей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют задания по группам.

Находят слова и называют их: банк, вклад, налог, кредит, деньги. Отвечают учителю. Проверяют правильность выполнения. Добавляют слова: зарплата, процент, экономика.

 

 

Сопоставляют термины и формулировки (работают с карточками), проводят соответствие.

Проверяют правильность выполнения.

 

 

Высказывают свои предположения, что будут решать задачи с экономическим содержанием.

 

 

 

 

Пробуют формулировать тему урока и определяют цель. Возможны варианты ответов:

- научиться решать экономические задачи; - научиться применять знания и умения по теме «Проценты» в экономических задачах.

3. Основной этап (20 мин)

- А сейчас вы продолжите работу в группах. Приглашает к столу капитанов команд, которые выбирают для своей группы конверт с заданиями (см. Приложение 3). Каждой группе предложены задачи по одному из разделов: вклады; кредиты; налоги. Координирует работу групп. Далее предлагает капитанам команд представить результаты работы по плану: 1) указать экономические требования, использованные в заданиях;

2) показать решение задачи; 3) сделать выводы о том, при решении каких финансовых задач можно использовать умения считать проценты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся работают в группах, обсуждают решения задач.

Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении.

4. Рефлексия

(8 мин)

Подводит итоги занятия. Оценивает работу групп, согласно критериям (см. Приложение 4). Предлагает каждому оценить урок и свое место в нем, заполнив карточку рефлексии (см. Приложение 5).

Слушают учителя.

 

 

 

 

Заполняют карточку рефлексии.

5. Домашнее задание (2 мин)

Предлагает составить каждому ученику задачу на проценты из любой категории (вклады, налоги, кредиты).

-Вы все молодцы! Спасибо за урок!

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема урока " Расчетно-кассовые операции и задачи на проценты» выбрана неслучайно. Современные подростки начинают проявлять интерес к финансовой сфере. Решение таких задач позволяет расширить их кругозор.

В ходе урока обучающиеся убеждаются в том, что умения производить вычисления данных, представленных в виде процентов, необходимы каждому человеку в реальной жизни. Продолжают учиться работать в команде.

При планировании данного урока учитывались возрастные особенности детей. Использовались современные педагогические технологии, в том числе здоровьесберегающие. На уроке были реализованы следующие дидактические принципы: системность, научность, доступность, проблемность, креативность.

Материал данного урока может быть использован учителями в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

ИНФОРМАЦИИ

Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс: учебник.-М.:

«Вентана-Граф», 2021

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс: учебник.-М.:

«Вентана-Граф», 2021

Методические материалы для учителя:

Выговская В.В. «Сборник практических задач по математике»: 6 класс. - М.:

ВАКО, 2012. - 64 с.

Электронная версия учебного пособия «Финансовая грамотность в

школьном курсе информатики» для учащихся 5-6 классов. Москва, 2018.

Режим доступа: http://edu.pacc.ru/upload/iblock/Pril-3_UP_5-6classes.pdf

Интернет – источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

к

н

п

а

р

и

р

в

й

г

э

г

е

ы

к

о

ш

ь

д

м

н

л

и

н

и

л

а

а

а

е

т

е

б

н

ж

д

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Экономический словарь

(установить соответствие)

 

 

Правила, законы ведения

хозяйства

 

Плата работнику за труд

 

 

Сотая часть числа (в математике). Плата, которую банк взимает с заемщика за предоставленный кредит (в экономике)

 

Средство оплаты товаров и услуг

 

 

Платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государству

 

Денежная сумма, предоставляемая банком на определенный срок и на определенных условиях

 

Сумма денег, переданная в банк с целью получить доход в виде процентов

 

Финансовая организация, которая привлекает денежные средства у тех, кто имеет сбережения, и выдает деньги в виде кредитов тем, кому они нужны для развития бизнеса или личных нужд

 

 

Экономика

Зарплата

Процент

Деньги

 

Налог

Кредит

Вклад

Банк

 

Приложение 3.

Задачи для команд

Вклады

Сергей открыл вклад на 65000 рублей, а через год закрыл вклад, при этом сняв 72800 рублей. Какой процент годовых был начислен?

Решение:

1) 72800-65000=7800 (р)-доход Сергея

2) 7800:65000*100=12 %

Ответ: 12 % годовых.

Василий Петрович положил в банк 40000 рублей под 5 % годовых. Какая сумма будет у него на счёте через: 1) один год 2) два года 3) три года, если он не снимал деньги и процент по вкладу капитализировался, т.е. прибавлялся к сумме вклада.

Решение:

1)40000+40000*0,05=42000 (р)- будет через один год

2) 42000+42000*0,05=44100 (р)-будет через два года

3) 44100+44100*0,05=46305 (р) – будет через три года

Ответ: 42000 р., 44100 р., 46305 р.

 

Кредиты

Алексей взял в банке кредит 90 000 рублей на год под 15%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько Алексей должен вносить в банк ежемесячно?

Решение:

15%=0,15

1) 90000*0,15=13500 (р)-расход

2)90000+135000=103500 (р) -Алексей должен будет выплатить через год

3)103500:12=8625 рублей.

Ответ: Алексей должен вносить ежемесячно в банк 8625 рублей.

Анна решила взять кредит на год в банке, чтобы купить новый телефон за 35000 рублей. Для этого она должна за год внести в банк 39550 рублей. Какой процент начислил банк на кредит?

Решение:

39550-35000=4550 (р)- расход

4550:35000*100=13%

Ответ: 13% годовых начислил банк на кредит.

Налоги

Зарплата водителя Петрова составляет 48 000 рублей. Найдите, какую сумму он получит после уплаты подоходного налога в 13 %. Решение:

100-13=87%

87%=0,87

48000*0,87=41760 (р)

Ответ: 41760 рублей получит Петров после уплаты налога.

2) Налог на прибыль составляет 13%. Светлане на карточку перевели 45240 рублей. Какова зарплата Светланы до уплаты налога?

Решение:

100-13=87%

87%=0,87

45240:0,87=52000 (р)

Ответ: 52000 рублей составляет зарплата Светланы.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 

Критерии оценивания команд (для учителя)

 

команды

Правильность выполнения задач

Логика изложения материала

Умение сотрудничать в группе

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

По каждому пункту выставляется от 0 до 5 баллов.

14 – 15 баллов – Отлично!

11 – 13 баллов – Хорошо!

8 – 10 баллов – Еще придется потрудиться!

Менее 8 баллов –Трудно учиться, но будем стараться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Рефлексия.

Продолжи предложение:

сегодня я узнал...

я понял, что…

я научился…

я смог…

меня удивило…

было трудно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.