Урок по финансовой грамотности «Расчётно-кассовые операции и задачи на проценты»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
по теме: " Расчетно-кассовые операции и задачи на проценты»
(6 класс)
Автор-составитель:
Клюшник Наталья Викторовна,
учитель математики ГБОУ гимназии №155
Санкт-Петербург
2024 г.
Введение
Финансовая грамотность – сфера, предполагающая знание и понимание ключевых финансовых понятий, владение расчетными умениями и навыками с последующим использованием этих знаний и умений на практике в целях принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности человека и его благосостоянию. Жизнь заставляет людей принимать множество самых разных финансовых решений, делая выбор между возможными вариантами своих действий. К сожалению, большая часть этих решений возникает рефлекторно, без больших затрат времени и глубокого обдумывания финансовых последствий. Недостаточность базовой подготовки детей в области управления личными финансами сказывается во взрослой жизни в результатах принятия нерациональных финансовых решений. Процесс формирования финансового самосознания можно актуализировать на любом этапе жизни человека, и чем раньше он будет осуществлен, тем более эффективным окажется результат.
Учителю математики важно не только научить ребенка точно производить математические расчеты, но и развивать его функциональную грамотность. Необходимо помочь ребенку отыскать ответы на вопросы: «Зачем мне это нужно в жизни? Смогу ли я использовать свои умения для решения повседневных бытовых проблем?» Все вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной мной темы.
Проценты – одно из важных понятий математики, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание информации, в которой встречается понятие процента необходимо в современном обществе. В шестом классе большое внимание уделяется решению задач на проценты. Эти задания формируют у шестиклассников умение работать с данными, представленными с помощью процентов, и применять это умение при решении прикладных задач. Задания прикладной математики, связанные с изучением процентов, позволяют сделать школьный курс математики практико-ориентированным, учат применять приобретённые знания в повседневной жизни. Некоторые из таких заданий приближены к современной тематике и к жизненному опыту учащихся, служат сильным мотивом для решения предлагаемых задач. Их выполнение способствует выработке у обучающихся умений и навыков использования математических знаний в практической деятельности и повседневной жизни, и направлено на усиление межпредметных связей.
Данный урок направлен на укрепление связи изучаемого материала с практической жизнью, что обязательно явится стимулом мотивации обучающихся к новым знаниям.
Основная часть
Общая характеристика занятия
Вид деятельности обучающихся: исследовательская, групповая
Тип занятия: Урок-практикум
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
компьютер, проектор, раздаточные материалы (рассчитаны на каждого ученика): листы с заданием на поиск слова, листы с основными определениями по теме и набор карточек с вариантами ответов; конверты с задачами, карточки для рефлексии.
Педагогическая характеристика занятия
Цели урока: знакомство с понятиями «расчетно-кассовые операции», «банковские услуги физических лиц» и закрепление материала по теме «Расчетные задачи на проценты».
Предполагаемые образовательные результаты:
Личностные результаты:
Осознавать значение математики в повседневной жизни человека.
Уметь оценивать свою работу и работу в группе.
Метапредметные образовательные результаты:
Уметь применять полученные математические знания в финансовой сфере деятельности.
Предметные образовательные результаты:
Усвоить такие понятия, как: расчетно-кассовые операции, банковские услуги физических лиц, проценты, вклады, кредиты, налоги.
Научиться применять знания и умения по теме «Расчетные задачи на проценты» в экономических задачах на примерах расчетно-кассовых операций.
Знать и применять способы нахождения процента от числа, нахождение числа по его проценту.
Методическая характеристика занятия:
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
1.Организационный момент (3 мин) |
Приветствие обучающихся. Создание положительного эмоционального настроя на урок. Делит класс на 3 группы и объясняет алгоритм работы. На столах у каждого ученика уже лежит подготовленный набор материалов. Учитель настраивает на продуктивную работу. |
Приветствие учителя. Организация рабочего места. Делятся на 3 группы, выбирают капитана для каждой команды, принимают условия работы. |
2. Актуализация и мотивация (12 мин) |
Учитель предлагает поиграть в поиск слов (найти скрытые слова). Перед учениками на парте набор букв (см. Приложение 1). -Выберете из данных букв слова. Что получилось? Все ли вам слова знакомы?
-Давайте проверим, знаете ли вы, что они означают? Какие слова можно добавить в этот список? Учитель знакомит детей с понятиями: «расчетно-кассовые операции», «банковские услуги физических лиц». И предлагает выполнить задание на соответствие (см. Приложение 2).
-У нас получился небольшой экономический словарик. А как вы думаете, зачем нам сегодня на уроке математики понадобились экономические термины? Верно, сегодня вашему вниманию будут представлены задачи, решение которых, помогут ориентироваться в мире финансов. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Как бы вы определили цель нашего урока? Учитель подтверждает цель. -А еще мы узнаем, как умения решать простейшие финансовые задачи пригодятся в вашей жизни.
|
Ученики выполняют задания по группам. Находят слова и называют их: банк, вклад, налог, кредит, деньги. Отвечают учителю. Проверяют правильность выполнения. Добавляют слова: зарплата, процент, экономика.
Сопоставляют термины и формулировки (работают с карточками), проводят соответствие. Проверяют правильность выполнения.
Высказывают свои предположения, что будут решать задачи с экономическим содержанием.
Пробуют формулировать тему урока и определяют цель. Возможны варианты ответов: - научиться решать экономические задачи; - научиться применять знания и умения по теме «Проценты» в экономических задачах. |
3. Основной этап (20 мин) |
- А сейчас вы продолжите работу в группах. Приглашает к столу капитанов команд, которые выбирают для своей группы конверт с заданиями (см. Приложение 3). Каждой группе предложены задачи по одному из разделов: вклады; кредиты; налоги. Координирует работу групп. Далее предлагает капитанам команд представить результаты работы по плану: 1) указать экономические требования, использованные в заданиях; 2) показать решение задачи; 3) сделать выводы о том, при решении каких финансовых задач можно использовать умения считать проценты. |
Обучающиеся работают в группах, обсуждают решения задач. Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении. |
4. Рефлексия (8 мин) |
Подводит итоги занятия. Оценивает работу групп, согласно критериям (см. Приложение 4). Предлагает каждому оценить урок и свое место в нем, заполнив карточку рефлексии (см. Приложение 5). |
Слушают учителя.
Заполняют карточку рефлексии. |
5. Домашнее задание (2 мин) |
Предлагает составить каждому ученику задачу на проценты из любой категории (вклады, налоги, кредиты). -Вы все молодцы! Спасибо за урок! |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема урока " Расчетно-кассовые операции и задачи на проценты» выбрана неслучайно. Современные подростки начинают проявлять интерес к финансовой сфере. Решение таких задач позволяет расширить их кругозор.
В ходе урока обучающиеся убеждаются в том, что умения производить вычисления данных, представленных в виде процентов, необходимы каждому человеку в реальной жизни. Продолжают учиться работать в команде.
При планировании данного урока учитывались возрастные особенности детей. Использовались современные педагогические технологии, в том числе здоровьесберегающие. На уроке были реализованы следующие дидактические принципы: системность, научность, доступность, проблемность, креативность.
Материал данного урока может быть использован учителями в урочной и внеурочной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИИ
Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс: учебник.-М.:
«Вентана-Граф», 2021
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс: учебник.-М.:
«Вентана-Граф», 2021
Методические материалы для учителя:
Выговская В.В. «Сборник практических задач по математике»: 6 класс. - М.:
ВАКО, 2012. - 64 с.
Электронная версия учебного пособия «Финансовая грамотность в
школьном курсе информатики» для учащихся 5-6 классов. Москва, 2018.
Режим доступа: http://edu.pacc.ru/upload/iblock/Pril-3_UP_5-6classes.pdf
Интернет – источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1.
к |
н |
п |
а |
р |
и |
р |
в |
й |
г |
э |
г |
е |
ы |
к |
о |
ш |
ь |
д |
м |
н |
л |
и |
н |
и |
л |
а |
а |
а |
е |
т |
е |
б |
н |
ж |
д |
Приложение 2.
Экономический словарь
(установить соответствие)
|
Правила, законы ведения хозяйства |
|
Плата работнику за труд
|
|
Сотая часть числа (в математике). Плата, которую банк взимает с заемщика за предоставленный кредит (в экономике) |
|
Средство оплаты товаров и услуг
|
|
Платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государству |
|
Денежная сумма, предоставляемая банком на определенный срок и на определенных условиях |
|
Сумма денег, переданная в банк с целью получить доход в виде процентов |
|
Финансовая организация, которая привлекает денежные средства у тех, кто имеет сбережения, и выдает деньги в виде кредитов тем, кому они нужны для развития бизнеса или личных нужд |
Экономика |
Зарплата |
Процент |
Деньги |
Налог |
Кредит |
Вклад |
Банк |
Приложение 3.
Задачи для команд
Вклады
Сергей открыл вклад на 65000 рублей, а через год закрыл вклад, при этом сняв 72800 рублей. Какой процент годовых был начислен?
Решение:
1) 72800-65000=7800 (р)-доход Сергея
2) 7800:65000*100=12 %
Ответ: 12 % годовых.
Василий Петрович положил в банк 40000 рублей под 5 % годовых. Какая сумма будет у него на счёте через: 1) один год 2) два года 3) три года, если он не снимал деньги и процент по вкладу капитализировался, т.е. прибавлялся к сумме вклада.
Решение:
1)40000+40000*0,05=42000 (р)- будет через один год
2) 42000+42000*0,05=44100 (р)-будет через два года
3) 44100+44100*0,05=46305 (р) – будет через три года
Ответ: 42000 р., 44100 р., 46305 р.
Кредиты
Алексей взял в банке кредит 90 000 рублей на год под 15%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько Алексей должен вносить в банк ежемесячно?
Решение:
15%=0,15
1) 90000*0,15=13500 (р)-расход
2)90000+135000=103500 (р) -Алексей должен будет выплатить через год
3)103500:12=8625 рублей.
Ответ: Алексей должен вносить ежемесячно в банк 8625 рублей.
Анна решила взять кредит на год в банке, чтобы купить новый телефон за 35000 рублей. Для этого она должна за год внести в банк 39550 рублей. Какой процент начислил банк на кредит?
Решение:
39550-35000=4550 (р)- расход
4550:35000*100=13%
Ответ: 13% годовых начислил банк на кредит.
Налоги
Зарплата водителя Петрова составляет 48 000 рублей. Найдите, какую сумму он получит после уплаты подоходного налога в 13 %. Решение:
100-13=87%
87%=0,87
48000*0,87=41760 (р)
Ответ: 41760 рублей получит Петров после уплаты налога.
2) Налог на прибыль составляет 13%. Светлане на карточку перевели 45240 рублей. Какова зарплата Светланы до уплаты налога?
Решение:
100-13=87%
87%=0,87
45240:0,87=52000 (р)
Ответ: 52000 рублей составляет зарплата Светланы.
Приложение 4.
Критерии оценивания команд (для учителя)
№ команды |
Правильность выполнения задач |
Логика изложения материала |
Умение сотрудничать в группе |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
По каждому пункту выставляется от 0 до 5 баллов.
14 – 15 баллов – Отлично!
11 – 13 баллов – Хорошо!
8 – 10 баллов – Еще придется потрудиться!
Менее 8 баллов –Трудно учиться, но будем стараться!
Приложение 5.
Рефлексия.
Продолжи предложение:
сегодня я узнал...
я понял, что…
я научился…
я смог…
меня удивило…
было трудно…