Конспект урока литературного краеведения в 8 классе «Раскрывая душу... »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Лежневская СОШ №10»
Лежневского района Ивановской области
Конспект урока литературного краеведения
в 8 классе
«Раскрывая душу…»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Федотова Наталья Сергеевна
п.Лежнево
Описание материала. Предлагаю конспект урока литературного краеведения в 8 классе, который проводится в рамках регионального компонента. Данный урок является первым в череде занятий по изучению творчества местных поэтов. Материал будет полезен учителям-словесникам, ведущим данный курс, а также людям, интересующимся поэзией и прозой самобытных писателей.
Цель: познакомить учащихся с системой нравственных ценностей в творчестве Е.А.Забываева.
Задачи:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством нашего земляка – Забываева Евгения Александровича, показать, как местный поэт посредством своего творчества раскрывает тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ним.
Продолжить формирование коммуникативных навыков. Развивать монологическую речь, умение слушать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к слову, к природе, к родине, чувство уважения к поэтам- землякам, к их творчеству.
Оборудование: компьютер, проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, видеофрагмент, фотографии и материалы из личного архива поэта.
Раздаточный материал: тексты стихов и рассказов Е.А.Забываева, фотографии, ксерокопии газетных публикаций.
Методические приёмы: встреча с поэтом, беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, групповая работа, аналитическая работа с текстами стихотворений, исследовательская работа.
Ход урока.
Я люблю тебя, родина милая,
За леса и большие поля.
Я люблю тебя, богом хранимая,
Дорогая, родная Земля.
Орг. момент. Мотивация.
Учитель:
-Сегодняшнее путешествие к прекрасному русскому слову мы начнем с прекрасных слов (чтение эпиграфа) Вы узнали, чьи эти строки? (Лены Андрияновой, ровесницы, землячки) О Лене вам многое известно. Она ещё только начинает свой поэтический путь. И при прочтении этих строчек вы ясно представляете себе человека, который их написал, её отношение к родному краю. А я вам предлагаю прослушать стихотворение, которое уже имеет признание и стало гимном нашего поселка.
Чтение наизусть «Гимна поселка Лежнево» (заранее подготовленный ученик).
(на экран проецируется фото поселка и герб)
Солнце, воздух, синь неба безбрежного,
Речка, горы, простор без конца,
Здесь раскинулось милое Лежнево
На витке Золотого кольца.
Посмотрите – просторы привольные
Этих мест ваше сердце пленят,
Где часы, как глаза, колокольные
На все стороны света глядят.
Мы достойная часть человечества.
Колокольня нам – символ Кремля.
Славься, Лежнево, - наше Отечество,
Наша Родина, наша земля!
Пусть пока лишь района столица,
Но и впредь,
Как с прошедших годов,
Наше Лежнево будет стремиться
Быть достойным среди городов.
Расцветай, наше Лежнево славное,
Мы к тебе прикипели душой,
Ты для лежневцев Родина главная
В центре нашей России большой.
Мы достойная часть человечества
Колокольня нам – символ Кремля.
Славься, Лежнево, - наше Отечество,
Наша Родина, наша земля!
Учитель: (в скобках приводятся предполагаемые ответы учеников)
-Какое впечатление у вас сложилось об авторе этих строк?
( искренно любит свою землю, свой народ, гордится тем, что живет в Лежневе, человек наблюдательный, творческий.)
Учитель:
-А насколько важно рассматривать творчество именно местных поэтов?
( любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю)
Учитель:
-А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(кто автор этого стихотворения, его жизнь и творчество, чем увлекается этот человек….)
Учитель:
-Вы знаете, ребята, у вас есть удивительная возможность увидеть воочию и пообщаться с автором гимна. Он сегодня у нас в гостях. Это Забываев Евгений Александрович. ( Провожаем поэта на спец. отведенное ему место.)
Запись темы урока в тетрадь. «Основные мотивы творчества Е.А.Забываева.»
Изучение нового материала. Биографические сведения.
Что же мы знаем о его жизненном пути?
Учитель коротко знакомит с фактами из жизни. На экране проецируются фотографии из личного архива поэта, соответствующие этапам его жизни.
Родился в 1939 году в п. Лежнево. В 1956 году закончил школу № 5 (ныне школа № 10). Поступил в Ивановский хлопчато- бумажный техникум. Затем учился в Ивановском педагогическом институте на филологическом факультете. С 1974 по 1979 в Лежневском СПТУ преподавал русский язык и литературу, был заместителем директора по учебно- воспитательной работе. Долгие годы работал на Лежневской прядильно-ткацкой фабрике. 12 лет возглавлял ветеранскую организацию этого предприятия. Сейчас является членом поэтического объединения «Воскресение».
Учитель:
-Может быть, вас что-то интересует еще?
(Дети задают вопросы, которые их интересуют. Например. Когда и где начал писать? О чем его произведения? Легко ли писать стихи? Кто является литературным кумиром?)
Учитель:
-Хорошие вопросы. В течение урока мы попытаемся на них ответить. Это и будут наши цели и задачи. Обратимся к 1 вопросу. Что нам ответит сам Е.А. о начале своей творческой деятельности?
(Поэт предлагает детям взять эту информацию из газеты, в которой опубликован его первый опыт.) (копии лежат на столах)
Дети знакомятся с газетой, находят выходные данные, делают вывод о том, когда, где и что именно напечатал Е.А.
Учитель: «Евгений Александрович, мы знаем Вас как поэта, о чем Ваши стихи?»
( любовь к родному краю, близким, о военном детстве, о долге и чести, философские вопросы…)
Постепенно на доске и в тетрадях появляется запись
Темы творчества
Красота родной природы
Любовь к близким
«Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)
Уважение к труду
Тайна рождения стиха
Тема дружбы
Тема войны, преклонения перед подвигом солдат
Учитель
-Давайте проверим, так ли это. Чтение стихов (детьми) на фоне тихой мелодии.
Край ты мой,
я не видал по свету
Уголка,
чтоб был тебя милей.
Ну и что ж,
что ничего здесь нету
Кроме речки да седых полей,
Кроме речки
в ивовых ресницах
И в траве,
как косы у невест,
Речки,
что не может не присниться
В час, когда чужбина надоест,
Да берёз, как девушек красивых,
Да лесов, темнеющих окрест,
Да могучих зарослей крапивы,
Да пригорков.
Нет.
Без этих мест
С их неприхотливою красою,
Что зовут средней полосою,
Жизнь была б без смысла и пуста,
Вроде Божьей церкви без креста.
Учитель проводит беседу по содержанию стихотворения.
- Какие образы в этом стих-и вас удивили? (седые поля, речка в ивовых ресницах, травы, как косы у невест)
-Найдите строчки, выражающие авторское отношение к родным местам.( Нет.Без этих мест С их неприхотливою красою, Что зовут средней полосою, Жизнь была б без смысла и пуста, Вроде Божьей церкви без креста.)
--К какому тематическому блоку можно отнести это стихотворение?(дополняем схему названием стихотворения)
-Стихи Е.А. учат нас любить и уважать природу и относиться к ней заботливо и душевно. А что может быть возвышеннее трепетнее и чище, чем признание в любви к родному поселку. Послушаем стихотворение. (читает заранее подготовленный ученик)
* * *
Берёзка моя!
Пышнокудрая, белая.
Стыдливо подолом
шумишь на ветру.
Стекают дождинки
По листьям и стеблям
И ручейками бегут по бедру.
Ах, белое, нежное
берёзкино бёдрышко.
К тебе припадаю,
целую опять.
Ах, Родина-мать!
Без берёзки под солнышком
Тебя за родную
вряд ли смог я признать.
Вот она шелестит
еле слышно листочками
Спокой на душе,
тишина и уют
Век её воспевают
распрекрасными строчками
И сколько прекрасных ещё
пропоют.
Учитель:
-Чувствуется мастерство поэта, умеющего не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам. Проникнув в мир поэтических образов, мы начинаем ощущать истинную любовь поэта к родной природе.
-- - Какими словами обозначена основная мысль стихотворения? (Ах, Родина-мать!Без берёзки под солнышком Тебя за родную вряд ли смог я признать. – берёза символ России) запись в тетрадь
--Образ родной земли, природа родного края, становятся главным источником вдохновения поэта.
Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор? ( яркие метафоры, словотворчество) Приведите примеры.
Ребята, как вы считаете, достаточно ли любить только родные леса и поля, речку и березку? Может быть, есть что-то такое, с чего начинается любовь к родине вообще? (Любовь к малой родине всегда невозможна и без любви к своему родительскому дому, который каждому очень дорог.)
Стих читает автор.
Родительский дом
Просыпается день,
Солнце щедрою краской
Рассыпает лучи по волнам серебром.
Над рекой на горе,
Рядом с фабрикой ткацкой
Мой родительский дом,
Мой родительский дом.
В нем я много обрёл,
В нём я много оставил.
В нём ночами читал,
Жаждал больше узнать.
И такая родная,
Такая простая
Легкой бранью под утро
Спать гнала меня мать.
Перед школой кормила,
Пожуривши маленько,
Чтоб не спал на уроке
И был поскромней,
Называла меня кратко,
Ласково – «Енька».
Это имя как память,
как песня во мне.
Жизнь как с норовом конь,
Седока искалечить
Всё ловчит. Или вдруг
Побольней укусить.
А родительский дом
Душу манит облегчить,
Отдохнуть, помягчеть,
И чуть-чуть погрустить.
Мать уже отошла (в край замучила хворость)
В мир, где все завершают пути.
«Енька»,- вдруг позовёт
её ласковый голос…
Сердце разом сожмёт
и глаза замутит.
День расцвёл и окреп.
Шум, движение, гомон.
Вёс бежит, всё кипит,
всё торопится жить.
По пути на работу
я здороваюсь домом,
Ну а после – к отцу захожу погостить.
Как отец, дом седой -
краска слезла местами.
Я за ручку калитки
друга старого жму.
В нём я счастье обрел,
в нём я сердце оставил,
В нём молчу, в нём пою,
в нём грущу, в нём живу.
Учитель:
-Как называет автор свой дом? (другом) Зачитайте. Тексты у вас на столах. Какими словами автор показывает особую значимость отчего дома в своей жизни? (Душу манит облегчить, Отдохнуть, помягчеть, И чуть-чуть погрустить) (Я за ручку калитки друга старого жму. В нём я счастье обрел, в нём я сердце оставил, В нём молчу, в нём пою, в нём грущу, в нём живу.)
3. Физкультминутка (релаксация) Предлагаю прогулку к родительскому дому поэта. Идем по знакомым тропинкам, вглядываемся в родные места, вслушиваемся в пение птиц, поднимаемся на гору, ищем отчий дом поэта (всё это происходит под неторопливое журчание ручейка в удобной для ребенка позе, обязательно с закрытыми глазами)
4. Исследовательская (групповая работа)
Учитель:
-Попробуйте по характерным словам стихотворения «Родительский дом» определить, на какой фотографии изображен отчий дом Е.А.
-К какому выводу вы пришли? Почему выбрали фотографию именно этого дома? Подтвердите строчками из стих-я. (у меня они подчёркнуты)
5. Работа в парах.
-У Е.А. много интересных, бередящих душу стихотворений. Их вы будете изучать дома. А сейчас прочитайте стих «Догорела сигарета…) и подумайте, легко ли быть поэтом, легко ли даются ему слова, какими должны быть слова?
Догорела сигарета.
Пальцы обожгла.
Над бессонницей поэта
дымовая мгла.
Неужель в мильонах нету
Слова,
чтоб в строку вошло,
Чтоб кому-то,
может, где-то
Душу обожгло?
Чтобы пело,
чтоб сверкало,
чтоб грустило,
чтоб ласкало,
Чтоб вело, звало, манило,
Чтоб рвало, метало, било
Иль журило бы незло.
Где-то ж это слово было
В миллионе наших слов.
Загорелась сигарета
огонёчком злым,
Над бессонницей поэта
вечный спутник-дым
6. Знакомство с Е.А.Забываевым-прозаиком.
Учитель:
-У меня к вам вопрос. Мы говорим о Е.А. как о поэте. Но в то же время его первой опубликованной работой, как нам теперь известно из газеты, был рассказ. И он не единственный. Какое понятие будем использовать в нашей речи теперь? (прозаик)
-Его рассказы трогают душу своей глубиной, искренностью, нравственными выводами. Многие рассказы автора автобиографичны, у многих героев есть прототипы.
- Дома вы знакомились с двумя рассказами «А это и есть служба» и «Цветок». Теперь вы знаете, кто их автор. Что в этих рассказах общего? ( затрагивают проблемы человечности, нравственности, повествуют о событиях, оставивших память в сердце автора на долгие годы)
-Какие нравственные ценности провозглашает Е.А. в своем рассказе «Цветок»? (уважение к людям, их подвигам…) Подтвердим цитатами из текста.
( я твёрдо уверен, что из этого маленького человечка вырос мужчина доброй, щедрой, мужественной души, любящий жизнь и умеющий её ценить. …………….Для меня он до сих пор – мальчишка, застывший в благородном порыве высочайшей человеческой нравственности. )
- О каких нравственных понятиях речь идет в рассказе «Служба идет» ? ( долг, честное служение родине, …
-Еще одним домашним заданием будет рассказ о знакомом вам человеке, беззаветно преданном своему делу, служению на благо своей родины. Вы можете
выбрать один из вариантов работы (или работа со стихами, или творческая работа по описанию знакомого человека и его истории)
-Ребята, на все ли ваши вопросы мы ответили? Смогли ли справиться с поставленными задачами? Подвести итог нашему сегодняшнему занятию я попрошу самого Евгения Александровича, с чьим творчеством мы сегодня знакомились.
«Живое слово» поэта. Напутствие молодежи.
7.ИТОГ
- Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией Е.А., какой след оставила в вашем сердце?(Дети, наверное, говорят, что творчество Е.А. вдохновлено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.)
-Повторяю домашнее задание. Запишите его. Оно вариативное. 1Прочитать любые стихи Е.Забываева, остановиться на стихотворении о трудности поэтического дела («Догорела сигарета…), составить письменное рассуждение на эту тему.
2. Письменный рассказ о человеке, беззаветно преданном своему делу.
Используемые материалы:
- стихи и рассказы Забываева Евгения Александровича,
- фотографии из личного архива поэта.