Конспект урока литературного краеведения в 8 классе «Раскрывая душу... »

0
0
Материал опубликован 3 November 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Лежневская СОШ №10»

Лежневского района Ивановской области

Конспект урока литературного краеведения
в 8 классе


«Раскрывая душу…»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Федотова Наталья Сергеевна

п.Лежнево

Описание материала. Предлагаю конспект урока литературного краеведения в 8 классе, который проводится в рамках регионального компонента. Данный урок является первым в череде занятий по изучению творчества местных поэтов. Материал будет полезен учителям-словесникам, ведущим данный курс, а также людям, интересующимся поэзией и прозой самобытных писателей.

Цель: познакомить учащихся с системой нравственных ценностей в творчестве Е.А.Забываева.

Задачи:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством нашего земляка – Забываева Евгения Александровича, показать, как местный поэт посредством своего творчества раскрывает тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ним.

Продолжить формирование коммуникативных навыков. Развивать монологическую речь, умение слушать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к слову, к природе, к родине, чувство уважения к поэтам- землякам, к их творчеству. 


 

Оборудование: компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, видеофрагмент, фотографии и материалы из личного архива поэта.

Раздаточный материал: тексты стихов и рассказов Е.А.Забываева, фотографии, ксерокопии газетных публикаций.

Методические приёмы: встреча с поэтом, беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, групповая работа, аналитическая работа с текстами стихотворений, исследовательская работа.

 

Ход урока.

Я люблю тебя, родина милая,
За леса и большие поля.
Я люблю тебя, богом хранимая,
Дорогая, родная Земля.

Орг. момент. Мотивация.

Учитель:

-Сегодняшнее путешествие к прекрасному русскому слову мы начнем с прекрасных слов (чтение эпиграфа) Вы узнали, чьи эти строки? (Лены Андрияновой, ровесницы, землячки) О Лене вам многое известно. Она ещё только начинает свой поэтический путь. И при прочтении этих строчек вы ясно представляете себе человека, который их написал, её отношение к родному краю. А я вам предлагаю прослушать стихотворение, которое уже имеет признание и стало гимном нашего поселка.

Чтение наизусть «Гимна поселка Лежнево» (заранее подготовленный ученик).

(на экран проецируется фото поселка и герб)

Солнце, воздух, синь неба безбрежного,

Речка, горы, простор без конца,

Здесь раскинулось милое Лежнево

На витке Золотого кольца.

Посмотрите – просторы привольные

Этих мест ваше сердце пленят,

Где часы, как глаза, колокольные

На все стороны света глядят.

Мы достойная часть человечества.

Колокольня нам – символ Кремля.

Славься, Лежнево, - наше Отечество,

Наша Родина, наша земля!

Пусть пока лишь района столица,

Но и впредь,

Как с прошедших годов,

Наше Лежнево будет стремиться

Быть достойным среди городов.

Расцветай, наше Лежнево славное,

Мы к тебе прикипели душой,

Ты для лежневцев Родина главная

В центре нашей России большой.

Мы достойная часть человечества

Колокольня нам – символ Кремля.

Славься, Лежнево, - наше Отечество,

Наша Родина, наша земля!

Учитель: (в скобках приводятся предполагаемые ответы учеников)

-Какое впечатление у вас сложилось об авторе этих строк?

( искренно любит свою землю, свой народ, гордится тем, что живет в Лежневе, человек наблюдательный, творческий.)

Учитель:

-А насколько важно рассматривать творчество именно местных поэтов?

( любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю)

Учитель:

-А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(кто автор этого стихотворения, его жизнь и творчество, чем увлекается этот человек….)

Учитель:

-Вы знаете, ребята, у вас есть удивительная возможность увидеть воочию и пообщаться с автором гимна. Он сегодня у нас в гостях. Это Забываев Евгений Александрович. ( Провожаем поэта на спец. отведенное ему место.)

Запись темы урока в тетрадь. «Основные мотивы творчества Е.А.Забываева.»

Изучение нового материала. Биографические сведения.

Что же мы знаем о его жизненном пути?

Учитель коротко знакомит с фактами из жизни. На экране проецируются фотографии из личного архива поэта, соответствующие этапам его жизни.

Родился в 1939 году в п. Лежнево. В 1956 году закончил школу № 5 (ныне школа № 10). Поступил в Ивановский хлопчато- бумажный техникум. Затем учился в Ивановском педагогическом институте на филологическом факультете. С 1974 по 1979 в Лежневском СПТУ преподавал русский язык и литературу, был заместителем директора по учебно- воспитательной работе. Долгие годы работал на Лежневской прядильно-ткацкой фабрике. 12 лет возглавлял ветеранскую организацию этого предприятия. Сейчас является членом поэтического объединения «Воскресение».

Учитель:

-Может быть, вас что-то интересует еще?


 

(Дети задают вопросы, которые их интересуют. Например. Когда и где начал писать? О чем его произведения? Легко ли писать стихи? Кто является литературным кумиром?)


 

Учитель:

-Хорошие вопросы. В течение урока мы попытаемся на них ответить. Это и будут наши цели и задачи. Обратимся к 1 вопросу. Что нам ответит сам Е.А. о начале своей творческой деятельности?

(Поэт предлагает детям взять эту информацию из газеты, в которой опубликован его первый опыт.) (копии лежат на столах)

Дети знакомятся с газетой, находят выходные данные, делают вывод о том, когда, где и что именно напечатал Е.А.

Учитель: «Евгений Александрович, мы знаем Вас как поэта, о чем Ваши стихи?»

( любовь к родному краю, близким, о военном детстве, о долге и чести, философские вопросы…)

Постепенно на доске и в тетрадях появляется запись

Темы творчества

Красота родной природы

Любовь к близким

«Вечные истины» (добро, человечность, сострадание…)

Уважение к труду

Тайна рождения стиха

Тема дружбы

Тема войны, преклонения перед подвигом солдат

 

Учитель

-Давайте проверим, так ли это. Чтение стихов (детьми) на фоне тихой мелодии.

Край ты мой,

я не видал по свету

Уголка,

чтоб был тебя милей.

Ну и что ж,

что ничего здесь нету

Кроме речки да седых полей,

Кроме речки

в ивовых ресницах

И в траве,

как косы у невест,

Речки,

что не может не присниться

В час, когда чужбина надоест,

Да берёз, как девушек красивых,

Да лесов, темнеющих окрест,

Да могучих зарослей крапивы,

Да пригорков.

Нет.

Без этих мест

С их неприхотливою красою,

Что зовут средней полосою,

Жизнь была б без смысла и пуста,

Вроде Божьей церкви без креста.

Учитель проводит беседу по содержанию стихотворения.

- Какие образы в этом стих-и вас удивили? (седые поля, речка в ивовых ресницах, травы, как косы у невест)

-Найдите строчки, выражающие авторское отношение к родным местам.( Нет.Без этих мест С их неприхотливою красою, Что зовут средней полосою, Жизнь была б без смысла и пуста, Вроде Божьей церкви без креста.)

--К какому тематическому блоку можно отнести это стихотворение?(дополняем схему названием стихотворения)

-Стихи Е.А. учат нас любить и уважать природу и относиться к ней заботливо и душевно. А что может быть возвышеннее трепетнее и чище, чем признание в любви к родному поселку. Послушаем стихотворение. (читает заранее подготовленный ученик)

* * *

Берёзка моя!

Пышнокудрая, белая.

Стыдливо подолом

шумишь на ветру.

Стекают дождинки

По листьям и стеблям

И ручейками бегут по бедру.

Ах, белое, нежное

берёзкино бёдрышко.

К тебе припадаю,

целую опять.

Ах, Родина-мать!

Без берёзки под солнышком

Тебя за родную

вряд ли смог я признать.

Вот она шелестит

еле слышно листочками

Спокой на душе,

тишина и уют

Век её воспевают

распрекрасными строчками

И сколько прекрасных ещё

пропоют.

Учитель:

-Чувствуется мастерство поэта, умеющего не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам. Проникнув в мир поэтических образов, мы начинаем ощущать истинную любовь поэта к родной природе.

-- - Какими словами обозначена основная мысль стихотворения? (Ах, Родина-мать!Без берёзки под солнышком Тебя за родную вряд ли смог я признать. – берёза символ России) запись в тетрадь

--Образ родной земли, природа родного края, становятся главным источником вдохновения поэта.

Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор? ( яркие метафоры, словотворчество) Приведите примеры.

Ребята, как вы считаете, достаточно ли любить только родные леса и поля, речку и березку? Может быть, есть что-то такое, с чего начинается любовь к родине вообще? (Любовь к малой родине всегда невозможна и без любви к своему родительскому дому, который каждому очень дорог.)


 

Стих читает автор.

Родительский дом

Просыпается день,

Солнце щедрою краской

Рассыпает лучи по волнам серебром.

Над рекой на горе,

Рядом с фабрикой ткацкой

Мой родительский дом,

Мой родительский дом.

В нем я много обрёл,

В нём я много оставил.

В нём ночами читал,

Жаждал больше узнать.

И такая родная,

Такая простая

Легкой бранью под утро

Спать гнала меня мать.

Перед школой кормила,

Пожуривши маленько,

Чтоб не спал на уроке

И был поскромней,

Называла меня кратко,

Ласково – «Енька».

Это имя как память,

как песня во мне.

Жизнь как с норовом конь,

Седока искалечить

Всё ловчит. Или вдруг

Побольней укусить.

А родительский дом

Душу манит облегчить,

Отдохнуть, помягчеть,

И чуть-чуть погрустить.

Мать уже отошла (в край замучила хворость)

В мир, где все завершают пути.

«Енька»,- вдруг позовёт

её ласковый голос…

Сердце разом сожмёт

и глаза замутит.

День расцвёл и окреп.

Шум, движение, гомон.

Вёс бежит, всё кипит,

всё торопится жить.

По пути на работу

я здороваюсь домом,

Ну а после – к отцу захожу погостить.

Как отец, дом седой -

краска слезла местами.

Я за ручку калитки

друга старого жму.

В нём я счастье обрел,

в нём я сердце оставил,

В нём молчу, в нём пою,

в нём грущу, в нём живу.

Учитель:

-Как называет автор свой дом? (другом) Зачитайте. Тексты у вас на столах. Какими словами автор показывает особую значимость отчего дома в своей жизни? (Душу манит облегчить, Отдохнуть, помягчеть, И чуть-чуть погрустить) (Я за ручку калитки друга старого жму. В нём я счастье обрел, в нём я сердце оставил, В нём молчу, в нём пою, в нём грущу, в нём живу.)

3. Физкультминутка (релаксация) Предлагаю прогулку к родительскому дому поэта. Идем по знакомым тропинкам, вглядываемся в родные места, вслушиваемся в пение птиц, поднимаемся на гору, ищем отчий дом поэта (всё это происходит под неторопливое журчание ручейка в удобной для ребенка позе, обязательно с закрытыми глазами)

4. Исследовательская (групповая работа)

Учитель:

-Попробуйте по характерным словам стихотворения «Родительский дом» определить, на какой фотографии изображен отчий дом Е.А.

-К какому выводу вы пришли? Почему выбрали фотографию именно этого дома? Подтвердите строчками из стих-я. (у меня они подчёркнуты)

5. Работа в парах.

-У Е.А. много интересных, бередящих душу стихотворений. Их вы будете изучать дома. А сейчас прочитайте стих «Догорела сигарета…) и подумайте, легко ли быть поэтом, легко ли даются ему слова, какими должны быть слова?

Догорела сигарета.

Пальцы обожгла.

Над бессонницей поэта

дымовая мгла.

Неужель в мильонах нету

Слова,

чтоб в строку вошло,

Чтоб кому-то,

может, где-то

Душу обожгло?

Чтобы пело,

чтоб сверкало,

чтоб грустило,

чтоб ласкало,

Чтоб вело, звало, манило,

Чтоб рвало, метало, било

Иль журило бы незло.

Где-то ж это слово было

В миллионе наших слов.

Загорелась сигарета

огонёчком злым,

Над бессонницей поэта

вечный спутник-дым


 

6. Знакомство с Е.А.Забываевым-прозаиком.

Учитель:

-У меня к вам вопрос. Мы говорим о Е.А. как о поэте. Но в то же время его первой опубликованной работой, как нам теперь известно из газеты, был рассказ. И он не единственный. Какое понятие будем использовать в нашей речи теперь? (прозаик)

-Его рассказы трогают душу своей глубиной, искренностью, нравственными выводами. Многие рассказы автора автобиографичны, у многих героев есть прототипы.

- Дома вы знакомились с двумя рассказами «А это и есть служба» и «Цветок». Теперь вы знаете, кто их автор. Что в этих рассказах общего? ( затрагивают проблемы человечности, нравственности, повествуют о событиях, оставивших память в сердце автора на долгие годы)

-Какие нравственные ценности провозглашает Е.А. в своем рассказе «Цветок»? (уважение к людям, их подвигам…) Подтвердим цитатами из текста.

( я твёрдо уверен, что из этого маленького человечка вырос мужчина доброй, щедрой, мужественной души, любящий жизнь и умеющий её ценить. …………….Для меня он до сих пор – мальчишка, застывший в благородном порыве высочайшей человеческой нравственности. )

- О каких нравственных понятиях речь идет в рассказе «Служба идет» ? ( долг, честное служение родине, …

-Еще одним домашним заданием будет рассказ о знакомом вам человеке, беззаветно преданном своему делу, служению на благо своей родины. Вы можете

выбрать один из вариантов работы (или работа со стихами, или творческая работа по описанию знакомого человека и его истории)

-Ребята, на все ли ваши вопросы мы ответили? Смогли ли справиться с поставленными задачами? Подвести итог нашему сегодняшнему занятию я попрошу самого Евгения Александровича, с чьим творчеством мы сегодня знакомились.

«Живое слово» поэта. Напутствие молодежи.

7.ИТОГ

- Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией Е.А., какой след оставила в вашем сердце?(Дети, наверное, говорят, что творчество Е.А. вдохновлено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.)

-Повторяю домашнее задание. Запишите его. Оно вариативное. 1Прочитать любые стихи Е.Забываева, остановиться на стихотворении о трудности поэтического дела («Догорела сигарета…), составить письменное рассуждение на эту тему.

2. Письменный рассказ о человеке, беззаветно преданном своему делу.

Используемые материалы:

- стихи и рассказы Забываева Евгения Александровича,

- фотографии из личного архива поэта.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.