Конспект урока по географии в 5 классе «Расовый состав. Нации и народы планеты»

0
0
Материал опубликован 27 February 2019

 Конспект урока по географии 5 класс

Тема : «Расовый состав. Нации и народы планеты»

Цель урока : Сформировать представление о расах и многообразии народов, их внешних отличиях;

Задачи урока

1. Образовательные:

- способствовать формированию у обучающихся понятий о расах и многообразии народов. Рассмотреть их внешние отличия.

2. Развивающие:

- развитие умений учиться: слушать учителя, одноклассников и одновременно делать записи, работать со справочным материалом, данными Интернет-ресурсов, с картами атласа.

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами, Интернет-ресурсами, умения обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Оборудование: схемы, картины

Ход урока :

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Тест

Население – это

это совокупность всех людей живущих на Земле.

Плотность населения – это

это число жителей, приходящееся на 1 км2 территории

Что влияет на размещение людей?

Огромное значение имеет тепло и влага, рельеф и плодородие почвы, достаточное количество воздуха.

Напишите территории с наибольшей плотностью населения

Южная и Восточная Азия, Западная Европа, восток Северной Америки

Средняя плотность населения составляет

а) 45 человек на 1 км2

б) 32 человека на 1 км2

в) 48 человек на 1 км2

Подготовка к усвоению новых знаний.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть друг на друга и ответить на вопрос «Все ли мы одинаковы?» (Нет.)

- Какие отличия у нас есть? (Цвет волос, глаз, форма носа, губ, рост.)

- Верно.

Изучение нового материала

Население планеты — калейдоскоп многочисленных рас и народов.

- Ребята, а кто из вас догадался, а чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно мы будем говорить о человеческих расах.

Человечество принято делить на четыре главные расы:

европеоидную (42,9% населения планеты),

монголоидную (азиатская и американская ветви — 19,1%),

негроидную (около 7%)

австралоидную (0,3%).

 

Однако представители этих рас в общей численности населения мира составляют лишь около 70%. Остальные 30% — приходятся на представителей смешанных и промежуточных расовых групп: эфиопы,

малагасийцы,

меланезийцы,

а также: метисы, мулаты, самбо.

Интенсивное расовое смешение происходило, например, в Америке.

Так, браки европейских переселенцев с местным монголоидным индейским населением привели к образованию метисов; а смешение переселенцев-европеоидов с неграми, завезенными из Африки для работы на плантациях, привело к возникновению мулатов (особенно велика доля мулатов среди населения островов Карибского моря, на востоке Бразилии и т. д.).

Потомки смешанных браков негров с индейцами представляют в настоящее время группу самбо. В некоторых странах Латинской Америки до сих пор значительна доля индейского населения (особенно в Парагвае, Боливии, Гватемале, Перу и др.).

Этнический состав населения мира еще более разнообразен, чем расовый: ученые выделяют в современном мире 3—4 тысячи народов, наций и племен. Численность населения в каждой из них колеблется от нескольких сотен (алеуты) до сотен миллионов человек (китайцы, хиндустанцы, русские).

Этнос — исторически сложившаяся общность людей, объединенных языком, территорией, хозяйством, культурой, традициями, национальным самосознанием.

Такие понятия как этнос, нация, народ, народность, племя — очень близки.

Национальные (этнические) критерии лежат в основе разделения человечества на государства.

Но не более половины государств мира являются однонациональными (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Это Япония, Китай, Дания, Швеция и др.

Остальные страны — многонациональные: Россия, США, Индия, Нигерия и др.

В Индонезии насчитывают не менее 150 этнических общностей, в Нигерии — около 200, в Индии — несколько сотен.

Классификация народов обычно ведется по принципу языковой близости — выделяются языковые семьи, объединяющие схожие по лингвистическому строению и происхождению языки.

Наибольшая по численности — индоевропейская семья (около 2,5 млрд человек).

Она включает в себя следующие группы: славянскую (русские, украинцы, поляки, белорусы, болгары, сербы, хорваты и др.), романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы и др.), германскую (немцы, голландцы, шведы, норвежцы, англичане, американцы США, анг-лоавстралийцы и др.), иранскую (персы, таджики, афганцы, курды), индоарийскую (хиндустанцы, бенгальцы, непальцы и др.), а также кельтскую, албанскую, греческую, армянскую и нурис-танскую.

Китайско-тибетская языковая семья является второй по численности населения, в нее входят китайская и тибето-бирманская группы.

Из других языковых семей следует отметить: семито-хамитскую семью или афразийскую (к которой, в первую очередь, относятся арабские народы, населяющие Ирак, Саудовскую Аравию, Алжир, Ливию, Марокко и другие страны Юго-Западной Азии и Северной Африки), алтайскую (включающую группы: тюркскую, монгольскую, и др.), нигеро-кордофан-скую, койсанскую и нило-сахарскую (на языках которой говорят народы «черной Африки»), уральскую (включающую финно-угорскую и самодийскую группы), австронезийскую и другие.

К наиболее распространенным языкам мира относятся: португальский, китайский (на этом языке разговаривает более 1 млрд человек), английский (более 460 млн человек в 58 странах мира), хинди и урду (около 430 млн человек, преимущественно в Индии), испанский (более 300 млн человек в 21 стране мира), арабский (более 200 млн человек в 25 странах мира), русский, бенгали, японский и др.

Рабочими языками ООН являются: китайский, английский, испанский, арабский, русский и французский. «Национальный вопрос» является одним из самых острых во многих странах мира. Постоянно возникают «горячие точки» национальных и межэтнических конфликтов. В качестве примера можно привести лишь некоторые: незатухающий десятилетия ближневосточный очаг напряженности — арабо-израильский конфликт; борьба католического меньшинства в Северной Ирландии (Ольстер); выступление басков в Испании; турецко-греческий конфликт на Кипре; гражданская война в бывших республиках Югославии; конфликты на территории республик СНГ и др. Множество локальных и региональных войн и конфликтов, в том числе и на этнической почве, происходят в африканских государствах (Судан, Руанда, Бурунди, Нигерия, ЮАР и др.). Все эти конфликты приводят к тяжелым последствиям в экономической и социальной жизни населения, а также к крупным миграционным потокам из зон конфликтов («беженцы»).

Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (В мире есть три расы. Представители этих рас отличаются внешне, но, несмотря на внешние отличия, они все могут достичь в своей жизни высоких целей.)

Рефлексия

Предлагаю взять смайлики и при выходе прикрепить их магнитом к доске.

Весёлый – мне всё было понятно и интересно,

Спокойный – мне было интересно, но не всё понятно,

Грустный – мне было не интересно, я мало что понял.

Домашнее задание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.