12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Юрьевна30
Директор МБУ ДО ЦДОД "Искра" г.о. Самара
Россия, Самарская обл., Самара
2

Выступление «Расширение сферы сотрудничества МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара с различными организациями и предприятиями»

Т.Ю. ПЛОТНИКОВА, директор МБУ ДО

ЦДОД «Искра» г.о. Самара

Расширение сферы сотрудничества МБУ ДО ЦДОД «Искра» г.о. Самара

с различными организациями и предприятиями

Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Применительно к сфере дополнительного образования организация взаимодействия базируется на двух нормативных документах федерального уровня:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция развития дополнительного образования детей

В Концепции организация сетевого взаимодействия рассматривается как один из основных механизмов развития системы дополнительного образования детей. Сеть позиционируется как способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие во взаимодействие.

С момента открытия ЦДОД Промышленного района (в 1993 году) процесс взаимодействия носил внутриучрежденческий характер и был направлен на достижение удовлетворенности образовательным процессом всех его субъектов.

Но уже спустя год в ЦДОД разрабатываются образовательные программы экологической направленности, реализуемые с использованием сетевой формы. На первых порах модель взаимодействия представляла собой совокупность 5-6 школ и ЦДОД, имеющих общие цели, ресурсы для их достижений и единый центр управления ими (ЦДОД). Создаются условия для получения дополнительного образования по начальному техническому моделированию детям с ограниченными возможностями здоровья путем налаживания сотрудничества с коррекционной школой.

Таким образом, Центр вышел на новый уровень - внутриотраслевое взаимодействие с другими учреждениями системы образования, в первую очередь, со школами Промышленного района на основании договоров.

С открытием хореографической школы расширился круг взаимодействия. К совместной деятельности привлекаются хореографическое училище, Академия культуры, Дом культуры. Создаются условия для организации практики за пределами Центра.

С развитием декоративно-прикладного направления расширяется круг общения участников образовательного процесса. Организовываются выставки, мастер-классы совместно с различными учреждениями культуры.

В рамках реализации муниципальной программы «Живу на Волге, умею плавать» получила свое развитие спортивно-оздоровительная направленность. Количество видов спорта, по которым ведется обучение, постепенно увеличивается, и при этом налаживается сотрудничество со спортивными организациями. Это позволяет юным спортсменам достигать высоких результатов. Сегодня организацию и проведение своих соревнований, а также турниров других уровней было бы невозможно представить без сотрудничества с Федерациями судомодельного спорта, тхеквондо.

Таким образом, мы вышли на новый уровень взаимодействия – межотраслевое, когда в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, стали участвовать учреждения культуры, физкультурно-спортивные и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательного процесса.

Следует отметить, что сетевое взаимодействие продолжается и в каникулярное время. При организации и проведении смены летнего лагеря «Радуга» ежегодно привлекаются ГИБДД, поликлиника, МЧС, музеи, предприятия и др. В этом году такое межведомственное взаимодействие было направлено на допрофессиональное ориентирование детей и подростков и решение задач социализации. Ребята не по картинкам знакомились с профессиями пожарного, портного, медицинского работника, автоинспектора.

Таким образом, взаимодействие стало осуществляться по нескольким направлениям:

образовательное, методическое, информационное, организационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское.

Что касается научно-исследовательского направления, то за последнее десятилетие Центр неоднократно являлся городской экспериментальной лабораторией с участием специалистов высшей школы. Итогом эксперимента по теме «Педагогические модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся» стала конференция, которая привлекла к совместной работе ребят и учителей школ района. Впоследствии примкнули образовательные учреждения области (п. Шентала и п. Чёрновский), а два года назад нашими партнерами стали коллеги и учащиеся из гимназии г. Севастополя.

В ходе следующего эксперимента «Создание модели компетентностно-ориентированной образовательной среды в УДОД» был проведен мониторинг состояния ресурсов Центра, который показал, что взаимодействие нашего учреждения является одним из важнейших факторов, положительно влияющий на создание компетентностной среды в ЦДОД.

Одной из приоритетных задач следующего исследования по теме «Механизмы повышения конкурентоспособности УДОД на рынке образовательных услуг» являлась проблема расширения сетевого взаимодействия. Результат показал, что не только наличие, но и постоянное развитие взаимодействия позволяет нашему учреждению быть конкурентноспособным.

Например, налаженное партнерство с предприятием «СИНТЕГРА» позволило оснастить Центр необходимым современным оборудованием (медиа-проекторы, экраны и интерактивные доски) и обучить педкадры ЦДОД работе с оборудованием. Это позволило претворить в жизнь проект «Конференция в новом формате», способствовать проведению семинаров, круглых столов на качественно новом уровне с применением современных технологий.

В последнее время Центр вышел на новый уровень - взаимодействие с государственными структурами и органами власти, общественными организациями. В состав целевых групп взаимодействия теперь включается не только ближайшая социальная среда образовательного учреждения (члены педагогического коллектива, обучающиеся и родители), не только другие образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культурно-просветительские организации, правоохранительные учреждения, но и активные слои местного населения, местные администрации, органы управления образованием, средства массовой информации, различные общественные организации, создаваемые местным населением.

ЦДОД активно участвует в социальной жизни района и города (проводятся экологические рейды, социальные акции, организуются праздничные открытия дворовых площадок и др.).

Особый вклад вносят 11 подростковых клубов, работающие с ТОСами.

Совместно с Министерством лесного хозяйства был реализован проект «Ландшафтный дизайн, прилегающей к Центру участка».

При взаимодействии с Агентством социокультурных технологий организовываются семинары, круглые столы, мастер-классы.

Открытию важного для города Центра «Автогородок» способствовала тесная связь с Отделением пропаганды отдела Госавтоинспекции управления МВД России по г. Самара.

В последнее время налажено сотрудничество с общественными организациями «Союз женщин», «Белый цветок», «Добрая Самара» и проведены благотворительные мероприятия.

В настоящее время в Центре работает модель взаимодействия на всех четырех уровнях, задачи которой:

- создать единую образовательную среду путём моделирования сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями дополнительного образования детей и с организациями другой ведомственной принадлежности.

- повысить эффективность использования ресурсного потенциала учреждений и организаций.

- создать условия для социальной успешности обучающихся, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.

В процессе сотрудничества нам приходилось сталкиваться с рядом проблем:

проблема материально-технического и технологического обеспечения;

недостаточная психологическая готовность к работе педагогов в сети;

неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

потребительское отношение к УДО со стороны некоторых учреждений;

разная активность сторон сетевого взаимодействия;

неготовность школ принять УДО как равноправного партнера

Но эти трудности разрешимы.

На своем опыте мы убедились, что взаимодействие учреждений, организаций и предприятий, развитие системы договорных отношений является перспективным направлением как для Центра, так и для наших партнеров, нацелено на повышение качества образования и служит становлению цивилизованной правовой культуры. Это и важный шаг к укреплению гражданского общества.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.