12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цыганова Анна Васильевна630
МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл.
Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО

Рассказы Чехова в школе

Аннотация. В статье анализируется содержание курса литературного образования по программе Коровиной в 5-9 классах при изучении рассказов А.П.Чехова.

Ключевые слова: рассказы А.П.Чехова, литературоведческий материал, приемы работы, средства создания комического, содержание образования.


Антон Павлович Чехов - один из величайших писателей и драматургов не только отечественной, но и мировой литературы, тончайший психолог, ироничный юморист, непревзойденный певец загадочной русской души во всем ее эмоциональном диапазоне, в котором от смешного до драматического - всего один шаг. Излюбленным жанром писателя стал рассказ, сначала короткий юмористический, потом более полновесный и серьезный.

Школьный курс литературного образования невозможно представить без рассказов этого яркого представителя классической прозы конца XIX – начала XX века. Насколько продуман отбор произведений этого автора в программе под редакцией Коровиной? Как идет усложнение литературоведческого материала? Какие приемы можно использовать на каждом этапе изучения рассказов А.П.Чехова? – вот те вопросы, на которые попытаемся ответить в данной работе.

В программу включены те рассказы А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова.

В 5 классе изучается рассказ А.П.Чехова «Хирургия». Изучению его посвящено три урока, в ходе которых учащимся может быть предложено знакомство со статьей учебника «Антон Павлович Чехов», а также с информацией о Таганроге, родине писателя.

Рассказ «Хирургия» относится к раннему творчеству Чехова, перед нами юмористическая сценка, поэтому основное внимание при анализе произведения должно быть направлено на особенности создания смешного в рассказе, в том числе речевую характеристику героев.

Если речь дьячка богато расцвечена цитатами из Священного Писания, в ней преобладают восклицательные предложения, то в речи фельдшера много незаконченных предложений, повторов одних и тех же слов. Учащиеся, анализируя речь героев на протяжении всего рассказа, приходят к выводу, что особенности речи каждого из персонажей помогают понять их характер: показная любезность и дьячка Вонмигласова, и фельдшера Курятина сменяется грубостью и несдержанностью.

Передать комизм этой сцены помогут такие приемы на уроке, как выразительное чтение по ролям, инсценирование, прослушивание аудиоспектакля, сопровождаемые устным рецензированием чтения и игры актеров.

Кроме того, в программе Коровиной предусмотрен урок внеклассного чтения, посвященный ранним рассказам А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Письмо к учёному соседу». Подготовка к такому уроку предполагается по группам. Учащиеся готовят инсценирование выбранного рассказа, подбирают к нему иллюстрации, создают свои.

В качестве самостоятельной работы может быть предложен письменный ответ на вопрос: «Над чем мы смеёмся, читая ранние рассказы Чехова?» (на примере 1–2 рассказов).

Таким образом, уроки литературы в 5 классе при изучении рассказов Чехова дают учащимся первое представление о детстве и юности писателя, особенностях его ранней прозы, а также одном из средств создания комического – речевой характеристике персонажа.

В 6 классе программа Коровиной предлагает рассказ «Толстый и тонкий», на изучение которого отводится два часа и один час на урок внеклассного чтения по рассказам «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

В основе рассказа «Толстый и тонкий» лежит антитеза, поэтому целесообразно посвятить урок построению сравнительной характеристики персонажей, обращая внимание учащихся на использованные Чеховым художественной детали. Например, о толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подерну­тые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хере­сом и флердоранжем». Но по этим деталям читателю становится ясно, что толстый достаточно преуспевающий, уверенный в себе и обеспеченный человек. Тонкий же «вышел из вагона и был на­вьючен чемоданами...пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни.

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» позволяет выйти на идею разоблачения Чеховым чинопочитания, добровольного угодничества тонкого перед толстым. Этот рассказ уже кроме юмористических ноток несет в себе элементы сатиры, которые будут подробнее рассмотрены на следующей ступени изучения творчества А.П.Чехова.

В 7 классе углубляются знания о жизни и творчестве писателя, представление о нем, как о художнике слова. Рассказ «Хамелеон», высмеивающий трусость и угодничество, относится к сатирическим произведениям Чехова. Учащиеся в совместной работе на уроке обратят внимание на «говорящие» фамилии героев (Очумелов, Хрюкин, Жигалов), объяснят смысл названия рассказа, выделят художественные детали в тексте, элементы речевой характеристики, чтобы потом самостоятельно создать письменное высказывание на вопрос: «Какими средствами создан комический эффект в рассказе „Хамелеон“?»

Для чтения и обсуждения в учебнике Коровиной предложены рассказы «Злоумышленник» и «Размазня», в которых открывается многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. Этот урок внеклассного чтения позволит учителю показать учащимся грустный юмор чеховских рассказов, их глубокий смысл.

В 8 классе на изучение рассказов А.П.Чехова отводится два урока, один из которых внеклассного чтения. В центре внимания маленькая трилогия писателя, из которой взяты два рассказа: «О любви» и «Человек в футляре». В них автор задумывается об упущенном счастье, о нереализованных мечтах, о душевной ограниченности человека, о неспособности на настоящие поступки. На этом этапе учащиеся получает первое представление о психологизме художественной литературы, им предлагается сопоставить сюжет и характеры персонажей двух рассказов, а также научиться различать образ рассказчика и автора-повествователя. Выбор произведений для восьмых классов показал, насколько усложнилось миропонимание учеников, повысился уровень теоретических знаний.

В качестве итоговой работы может быть предложен письменный ответ на вопрос: «Почему героев рассказов Чехова „Человек в футляре“ и „О любви“ можно назвать „футлярными“ людьми?» Если в ходе уроков по творчеству Чехова учителем будут сделаны верные акценты, то создание письменного высказывания для восьмиклассников будет посильным и осмысленным.

Программа литературного образования 9 класса предлагает для изучения разные по тональности и идейному содержанию рассказы: «Тоска» и «Смерть чиновника», но каждое из этих произведений требует более взрослого восприятия, поэтому уместно их изучение именно на этой ступени.

Рассказ Чехова «Смерть чиновника» не просто юмористическая сценка с забавным сюжетом, это выражение отношения автора к «маленькому человеку». Учащиеся уже могут соотнести образ Червякова с такими персонажами, как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Н.В.Гоголя, Макар Девушкин из романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди», тем самым проследив эволюцию образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

Столь же глубок и рассказ «Тоска», в котором звучит тема одиночества человека в многолюдном городе. Этот разговор может быть актуален для современных девятиклассников, которым зачастую не хватает живого общения, поэтому в качестве письменного ответа можно предложить ответить на вопрос: «Можно ли считать рассказ „Тоска“ важным и для нашего времени?».

Школьная программа по литературе под редакцией Коровиной четко определяет цели и задачи курса по творчеству Чехова, производит разделение содержания курса по классам, представляет перечень художественных произведений с учетом возрастных особенностей школьников, дает полезные рекомендации учителям.

От класса к классу понимание рассказов Чехова постепенно усложняется. Если в 5-7 классах учитель и ученики обращаются в основном к сюжету конкретных произведений, их основной мысли (это подтверждается и теоретическими понятиями, которые рассматриваются параллельно с чеховскими рассказами – «говорящая фамилия», «рассказ»), то в 8-9 классах внимание уделяется уже нравственному содержанию, которое писатель вкладывал в свое произведение, проводится параллель между мировоззрением самого Чехова и его рассказами, выстраиваются литературные параллели (тема «маленького человека»).

Начиная с 8 класса ученики поднимаются до уровня обобщения, рассматривая творчество писателя в общем аспекте, сравнительной характеристики его произведений. Углубляются сведения о биографии писателя, обращается внимание на жанровые и стилевые особенности его рассказов.

Безусловно, вместе с задачами изучения рассказов Чехова от класса к классу усложняется система приемов и форм, позволяющих учителю ввести учеников в мир писателя. По мере взросления учеников и накопления ими знаний педагогу требуется все большее разнообразие подходов, способов заинтересовать учащихся, сделать их работу более результативной.

Постепенное знакомство с разными гранями таланта Чехова, мастера как короткого юмористического рассказа, так и философских размышлений о смысле существования, о сущности любви, позволит нам, словесникам, воспитать думающего читателя, способного наслаждаться непревзойденной языковой манерой этого талантливого классика.


Список использованных источников

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы./ В.Я.Коровина, 2-е изд. М: Просвещение, 2014. – 352 с.

Чехов А.П. Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1984. – 256с.

Чехов А.П. Рассказы. «Юбилей». – М.: Сов. Россия, 1985. – 384 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.