Урок географии в 8 классе на тему «Растительность саванн Африки»
«Растительность саванн Африки».
Цель: дать первоначальное представление о растениях саванн на материке Африка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формировать представления о растительности саванн Африки.
Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.
Коррекционно-развивающие:
развивать мышление учащихся через изучение нового материала.
Развивать связную устную речь по средством беседы.
Развивать пространственную ориентировку через работу с картами.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к предмету.
Воспитывать толерантность на уроках географии.
Оборудование: физическая карта мира, проектор, карточки для подгрупповой работы, словарные слова, картинки животных тропических лесов.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг.момент |
Здравствуйте, ребята! Урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. Садитесь. |
|
2.Повторение |
-Давайте с вами вспомним: Какой материк изучаем? -В каком полушарии расположена Африка? -Покажите на карте, какими океанами омывается материк? - Какой самый большой остров расположен у берегов Африки? -Какая линия пересекает материк? Молодцы! |
-Африка - В восточном полушарии -Атлантический, Индийский -Мадагаскар -Экватор |
3.Провека дом. задания |
-Какую тему изучали на прошлом уроке? Индивидуальное задание: -Сейчас несколько ребят выполнят задание на карточках по теме прошлого урока (Приложение 1). Остальным я предлагаю отгадать загадку: -Угадайте, о каком животном идет речь? - крупный хищник. Ведет ночной образ жизни, охотится и живет в одиночку. Может видеть свою жертву за 1,5 км. О леопарде нам расскажет по плану … : Задание «Найди лишнее животное» (по картинкам) Леопард, медведь, крокодил, обезьяна, бегемот? Почему медведь лишнее животное? Каким словом можно назвать всех оставшихся животных? Молодцы |
-Животные тропических лесов 2 группа выполняет задание на карточках. -леопард -животные влажных тропических лесов |
4.Введение в тему |
-Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь в очередной раз лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Сегодня мы совершим удивительное путешествие в ещё одну природную зону Африки, подробно рассмотрим растительность данной зоны. Тема урока: «Растительность саванн Африки» (слайд 1). |
-записывают тему в тетрадь |
Работа по теме 6. Физминутка. |
Терминологическая работа. В теме сегодняшнего урока прозвучало новое словарное слово - какое это слово? Найдите в словаре, что означает слово «саванна» Саванна – это тропическая степь с редкими деревьями и зарослями кустарников (слайд2). Обратите внимание на написание этого слова. -Посмотрите на карту Африки (слайд3). Саванны выделены оранжевым цветом. Зона саванн занимает большую часть Африки, расположена к югу и северу от экватора. Для этой зоны характерна смена сухого и влажного сезонов года (слайд 4). Растительность саванн зависит от продолжительности сезона дождей. Там, где сезон дожей длится 7-9 месяцев, бушует целое море трав, которые достигают высоты трех метров. Деревья покрыты зеленью, воздух чист и свеж. Там, где дожди идут менее 6 месяцев, травы не слишком высоки. В сухой сезон почва высыхает, травы вянут и сохнут. Реки мелеют, небольшие речки полностью высыхают. Дует сильный горячий ветер, приносящий пыль и песок. Растительность саванн приспособлена к периодическим засухам, бывающим в саваннах по целым месяцам. Листья у злаков узкие, сухие, жесткие, волосистые или покрыты восковым налетом. У деревьев листья мелкие, волосистые, блестящие или покрыты восковидным налетом. Визитной карточкой саванн является баобаб (слайд 6-7). Выглядит баобаб очень своеобразно: вместо стройного ствола – пузатая бутылка, вместо пышной кроны – торчащие в разные стороны ветки. Они растут в одиночку или группами. Высота баобабов может быть до 25 м. Ствол очень толстый, в обхвате до 10 м и огромная раскидистая крона. Совсем недавно впервые обнаружен в Африке баобаб - исполин, которому нет равных среди других деревьев этого рода: 189 метров в высоту и диаметр ствола у основания до 44 метров. Живут деревья по 4-5 тыс. лет. В дождливый период баобабы покрываются крупными белыми цветами, а в засушливый период на ветках остаются плоды, похожие на огурцы. В саванне баобаб поит, кормит и одевает людей. Из его коры получают волокно для рыболовных сетей, мешков, набивки подушек и матрасов, делают бумагу. Молодые листья отваривают и едят как овощи. Из сырых плодов готовят напиток, похожий на лимонад. Из семян получают специальное вещество адансонин, которое используется как противоядие при отравлениях. В полых стволах баобаба устраивают склады, кладовки, жилища, гаражи для машин. Беседа по прочитанному:
Как зонтичная акация приспособилась к особенностям климата? Я по Африке иду (ходьба на месте), Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание). У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками) пальма зашуршит листвой, Но придется приседать (приседания), чтобы фиников набрать. Вот вельвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед): левый лист, правый лист (руки в стороны). А огромный серый слон (круг руками) Посылает нам поклон (наклоны вперед). Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим (садятся на свои места). Также в саванне растет алоэ, его называют еще столетником, хотя живет это растение гораздо меньше. Вырастает высоким деревом с искривленным стволом (слайд 10).
Встречается в саванне и молочай – древовидный кустарник с мясистыми стеблями и ветвями, лишенными листьев, покрытыми колючками, в которых накапливается вода (слайд 10). |
- саванна -записывают -презентация растений -За счет своей кроны, которая имеет сплюснутую форму, акация получила название зонтичная. Растение поднимается над травянистой растительностью как огромный зонтик. - У этого дерева широкая плоская крона, мелкие листочки, поэтому оно почти не дает тени. - В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью |
7Работа в тетрадях |
-Запишем названия растений саванн в тетрадь |
-пишут названия с доски |
8.Самостоятельная работа |
-Работа в контурных картах – отметить зону саванн (обвести красным карандашом). -Работа на интерактивной доске. |
- выполняют |
9.Дом. задание |
С.37-40. |
|
10.Итог |
-Какую тему изучали? -Что такое саванна? -Какую часть Африки занимают саванны? -Какие растения растут в саваннах? |
-Растительность саванн -самую большую 40% |
11.Оценки |
Прокомментировать оценки. |
Приложение 1.
Ф.И. ученика________________________________ класс__________________
Вписать названия животных в нужную колонку
слон, буйвол, окапи, кистеухая свинья, цапля, аист, пеликан, змеи
Наземные животные |
Птицы |
Пресмыкающиеся |