Урок географии в 8 классе на тему «Растительность саванн Африки»

2
0
Материал опубликован 14 March 2018 в группе

«Растительность саванн Африки».


 

Цель: дать первоначальное представление о растениях саванн на материке Африка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

формировать представления о растительности саванн Африки.

Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.

Коррекционно-развивающие:

развивать мышление учащихся через изучение нового материала.

Развивать связную устную речь по средством беседы.

Развивать пространственную ориентировку через работу с картами.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к предмету.

Воспитывать толерантность на уроках географии.

Оборудование: физическая карта мира, проектор, карточки для подгрупповой работы, словарные слова, картинки животных тропических лесов.


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Урок – это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. Садитесь.

 

2.Повторение

-Давайте с вами вспомним: Какой материк изучаем?

-В каком полушарии расположена Африка?

-Покажите на карте, какими океанами омывается материк?

- Какой самый большой остров расположен у берегов Африки?

-Какая линия пересекает материк?

Молодцы!

-Африка

- В восточном полушарии

-Атлантический, Индийский

-Мадагаскар

-Экватор

3.Провека

дом. задания

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

Индивидуальное задание:

-Сейчас несколько ребят выполнят задание на карточках по теме прошлого урока (Приложение 1).

Остальным я предлагаю отгадать загадку:

-Угадайте, о каком животном идет речь?

- крупный хищник. Ведет ночной образ жизни, охотится и живет в одиночку. Может видеть свою жертву за 1,5 км.

О леопарде нам расскажет по плану … :
(План на доске)

Задание «Найди лишнее животное» (по картинкам)

Леопард, медведь, крокодил, обезьяна, бегемот?

Почему медведь лишнее животное? Каким словом можно назвать всех оставшихся животных? Молодцы

-Животные тропических лесов

2 группа выполняет задание на карточках.

-леопард

-животные влажных тропических лесов

4.Введение в тему

-Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь в очередной раз лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Сегодня мы совершим удивительное путешествие в ещё одну природную зону Африки, подробно рассмотрим растительность данной зоны. Тема урока: «Растительность саванн Африки» (слайд 1).

-записывают тему в тетрадь

Работа по теме

6. Физминутка.

Терминологическая работа. В теме сегодняшнего урока прозвучало новое словарное слово - какое это слово?

Найдите в словаре, что означает слово «саванна»

Саванна – это тропическая степь с редкими деревьями и зарослями кустарников (слайд2).

Обратите внимание на написание этого слова.

-Посмотрите на карту Африки (слайд3). Саванны выделены оранжевым цветом. Зона саванн занимает большую часть Африки, расположена к югу и северу от экватора.

Для этой зоны характерна смена сухого и влажного сезонов года (слайд 4).

Растительность саванн зависит от продолжительности сезона дождей. Там, где сезон дожей длится 7-9 месяцев, бушует целое море трав, которые достигают высоты трех метров. Деревья покрыты зеленью, воздух чист и свеж. Там, где дожди идут менее 6 месяцев, травы не слишком высоки. В сухой сезон почва высыхает, травы вянут и сохнут. Реки мелеют, небольшие речки полностью высыхают. Дует сильный горячий ветер, приносящий пыль и песок. Растительность саванн приспособлена к периодическим засухам, бывающим в саваннах по целым месяцам. Листья у злаков узкие, сухие, жесткие, волосистые или покрыты восковым налетом. У деревьев листья мелкие, волосистые, блестящие или покрыты восковидным налетом.
Типичный представитель саванн слоновая трава (слайд 5). Свое название получила из – за того, что ее молодыми побегами любят полакомиться слоны.

Визитной карточкой саванн является баобаб (слайд 6-7). Выглядит баобаб очень своеобразно: вместо стройного ствола – пузатая бутылка, вместо пышной кроны – торчащие в разные стороны ветки. Они растут в одиночку или группами. Высота баобабов может быть до 25 м. Ствол очень толстый, в обхвате до 10 м и огромная раскидистая крона.
(6 – 7 человек встают в круг. Величина этого круга равна ширине ствола баобаба).

Совсем недавно впервые обнаружен в Африке баобаб - исполин, которому нет равных среди других деревьев этого рода: 189 метров в высоту и диаметр ствола у основания до 44 метров. Живут деревья по 4-5 тыс. лет. В дождливый период баобабы покрываются крупными белыми цветами, а в засушливый период на ветках остаются плоды, похожие на огурцы. В саванне баобаб поит, кормит и одевает людей. Из его коры получают волокно для рыболовных сетей, мешков, набивки подушек и матрасов, делают бумагу. Молодые листья отваривают и едят как овощи. Из сырых плодов готовят напиток, похожий на лимонад. Из семян получают специальное вещество адансонин, которое используется как противоядие при отравлениях. В полых стволах баобаба устраивают склады, кладовки, жилища, гаражи для машин.
Другое распространенное растение –
зонтичная акация (слайд 8-9).
Работа по учебнику стр. 39 самостоятельное чтение про зонтичную акацию.

Беседа по прочитанному:
1. Происхождение названия зонтичной акации.


2. Почему это дерево почти не дает тени?

Как зонтичная акация приспособилась к особенностям климата?

Я по Африке иду (ходьба на месте), Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание). У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками) пальма зашуршит листвой, Но придется приседать (приседания), чтобы фиников набрать. Вот вельвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед): левый лист, правый лист (руки в стороны). А огромный серый слон (круг руками) Посылает нам поклон (наклоны вперед). Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим (садятся на свои места).

Также в саванне растет алоэ, его называют еще столетником, хотя живет это растение гораздо меньше. Вырастает высоким деревом с искривленным стволом (слайд 10).


 

Встречается в саванне и молочай – древовидный кустарник с мясистыми стеблями и ветвями, лишенными листьев, покрытыми колючками, в которых накапливается вода (слайд 10).
Вдоль рек, текущих по саванне, растут
галерейные леса. Их ветви переплетаются над рекой и образуют свод, коридор, галерею.
Африка – родина
кофейного дерева (слайд 11). Это невысокое вечнозеленое растение с белыми пахучими цветами. Плоды кофе темно – красного цвета с двумя зернышками. Сырые зерна кофе зеленые. Из Африки к нам пришел и детский напиток – какао (слайд 12). Деревья какао начинают плодоносить только на пятый год. Плоды растут прямо на стволе дерева. Спелые плоды золотисто – желтого цвета, по форме и размеру напоминают дыню. Их снимают с деревьев, раскалывают и выбирают семена – какао – бобы. На специальных фабриках какао – бобы поджаривают, мелют, выжимают и из жмыха делают порошок какао. Из порошка варят вкусный и питательный напиток – какао.
В саванне растет кустарник, который местные жители называют ловушкой для мух (слайд13). Его листья покрыты серебристыми волосками, которые выделяют клейкую жидкость. Мухи, привлеченные приятным запахом, садятся на листья и прилипают. Местные жители подвешивают ветки этого кустарника в домах вместо липкой бумаги от мух.

 

- саванна

-записывают

-презентация растений

-За счет своей кроны, которая имеет сплюснутую форму, акация получила название зонтичная. Растение поднимается над травянистой растительностью как огромный зонтик.

- У этого дерева широкая плоская крона, мелкие листочки, поэтому оно почти не дает тени.

- В сухой сезон акация сбрасывает листья, а в дождливый период вновь покрывается яркой зеленью
 

7Работа в тетрадях

-Запишем названия растений саванн в тетрадь

-пишут названия с доски

8.Самостоятельная работа

-Работа в контурных картах – отметить зону саванн (обвести красным карандашом).

-Работа на интерактивной доске.
Задание: найдите три ошибки в тексте и зачерните их.
В саванне много высокой (до 3 м) густой травы. В одиночку или отдельными группами возвышаются деревья: баобабы,
дубы, клены. Много в саванне акаций и берез. Сезон дождей сменяется сухим сезоном. Иссушающий ветер приносит песчаную пыль и снег. Травы высыхают. Деревья сбрасывают листву.
Проверка: перечитайте правильный текст.

 

- выполняют

9.Дом. задание

С.37-40.

 

10.Итог

-Какую тему изучали?

-Что такое саванна?

-Какую часть Африки занимают саванны?

-Какие растения растут в саваннах?

-Растительность саванн

-самую большую 40%

11.Оценки

Прокомментировать оценки.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.


 

Ф.И. ученика________________________________ класс__________________

Вписать названия животных в нужную колонку

слон, буйвол, окапи, кистеухая свинья, цапля, аист, пеликан, змеи

Наземные животные

Птицы

Пресмыкающиеся

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.