Урок русского языка во 2 классе на тему «Разделительный мягкий знак»
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на отличную работу. Пусть этот урок принесет нам радость общения | Приветствуют учителя |
Мотивация к деятельности | - Сегодня мы снова отправляемся путешествовать в страну русского языка и посетим место «Звуки и буквы» | |
Актуализация знаний и фиксирование проблемной ситуации | - Обратите внимание на доску, здесь написаны пары слов. Произнесите их. Полю (грядки) Полью (грядки) Солю (капусту) Солью (воду) -Ребята, одинаково или по-разному они произносятся? - Какой звук вы слышите после звука [л’] в каждом из выделенных слов? -Обратите внимание на слова. Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью? - Ребята, как вы думаете, какую «работу» выполняет мягкий знак в словах? - Если он разделяет между собой согласные и другие буквы, тогда какой это знак? - Верно, ребята! | Читают пары слов: Полю (грядки) Полью (грядки) Солю (капусту) Солью (воду) -по-разному - После согласного звука [л’] в словах полью и солью слышится звук [й’] и последующий гласный звук [у] - После согласного звука [л’] в словах полю и солю мы слышим гласный звук [у] - На письме после буквы «Л» в словах полью и солью перед буквой «Ю» пишется мягкий знак - Он разделяет между собой согласные и гласные буквы |
Построение выхода из ситуации | Тема нашего урока: Разделительный мягкий знак - Какова цель нашего урока? - Для того, чтобы достичь цели нашего урока и продолжить путешествие по месту «Звуки и буквы» нам необходимо решить задачи, но они перепутались. Расставьте их в правильном порядке. -Перед тем как вы будете выходить к интерактивной доске, давайте вспомним правила техники безопасности. 1. Узнать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. 2. Учиться писать слова с разделительным мягким знаком. 3. Оценить свою деятельность. |
- Познакомиться с разделительным мягким знаком. - Рассказывают - Расставляют |
Реализация проекта выхода из ситуации | - Ребята, какая задача стоит перед нами первой? - У вас на партах лежат листочки со словами. Давайте прочитаем их. (слова также есть у учеников) Ателье, белье, вьюга, друзья, ручьи. - Ребята, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)? - Верно ребята. Он пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. - А теперь произнесите звук, который обозначена буква: Е – [й’ э] Ё - [й’ о] Ю - [й’ у] Я - [й’ а] И - [й’ и] - Сколько звуков обозначают эти буквы? - Какие два звука обозначают эти буквы? - Верно, ребята. В это случае буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук. - Подчеркните одной чертой разделительный (ь), двумя чертами – буквы, перед которыми он пишется. - Какой вывод мы можем сделать? - Когда пишется разделительный мягкий знак? Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И -Для того, чтобы проверить правильность нашего вывода, давайте откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило. - Над какой задачей мы работали? - Справились ли мы с этой задачей? - Какое задание помогло решить проблему? - Поднимите правую руку, если у вас не возникло затруднений, и вы справились с работой, левую руку, если у вас были какие-либо трудности | - Узнать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак - Перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И - называют - два звука - согласный и последующий гласный -читают правило в учебнике - Узнать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Какая задача стоит у нас второй? -Чтобы выполнить решить эту задачу, нам необходимо выполнить упражнения. -У вас на парте лежат листочки под № 2. Переверните их. Прочитайте, что нам необходимо сделать? - Работать будем в парах. - А как мы работаем в парах? Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. Снежная буря – вьюга -Давайте с вами проверим (фронтальная проверка) - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? - Верно, ребята. Чтобы перезимовать там. - А есть птицы, которые не улетают на юг и остаются с нами. Как же они выживают в зимнее время года? - Правильно, ребята. Нам необходимо помогать беззащитным животным. А более подробно мы поговорим на уроках окружающего мира. - Подчеркните в словах буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак. | -Учиться писать слова с разделительным мягким знаком - читают -дружно, сообща… - Чтобы не замерзнуть зимой. -их кормят люди |
Самостоятельная работа | - А сейчас я предлагаю проверить ваши знаний и как вы хорошо поняли материал. Задание вы будете выполнять самостоятельно. У вас на партах лежат листочки, переверните их. У вас написаны слова и рядом они пронумерованы от 1 до 5. Вам необходимо, поставить знак «+», где есть разделительный мягкий знак, где его нет знак «-» 1) гостья, вьюга, льёт 2) счастье, гость, снег 3) оладьи, платье, семья 4) медведь, голубь, вьюга 5) веселье, житьё, гроздья - Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите листочки, у кого получилась «пятёрка». Над какой задачей мы работали? Какие задания помогли в решении? - Поднимите правую руку, если у вас не возникло затруднений, и вы справились с работой, левую руку, если у вас были какие-либо трудности - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока | + + +; + - - ; + + +; - - +; + + + |
Итог урока Рефлексия | - Достигли ли мы цели урока? - Над правописанием какой буквы мы работали на уроке? - Когда пишется разделительный мягкий знак? - Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я, И. - Какие два звука они обозначают? -Какую задачу не выполнили? - Поднимите правую руку, если у вас не возникло затруднений, и вы справились с работой, левую руку, если у вас были какие-либо трудности Выставление отметок за работу на уроке | - разделительный мягкий знак - перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И - два звука - согласный и последующий гласный |
Ателье.....
6 штук
Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова.
Снежная буря –
Мама, папа, дети –
Ягоды, сваренные в сахаре –
Домики для пчёл –
В какое время года птицы улетают в тёплые края? –