Урок русского языка во 2 классе на тему «Разделительный мягкий знак»

2
0
Материал опубликован 18 April 2021

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на отличную работу. Пусть этот урок принесет нам радость общения

Приветствуют учителя

Мотивация к деятельности

- Сегодня мы снова отправляемся путешествовать в страну русского языка и посетим место «Звуки и буквы»


Актуализация знаний и фиксирование проблемной ситуации

- Обратите внимание на доску, здесь написаны пары слов. Произнесите их.

Полю (грядки)

Полью (грядки)

Солю (капусту)

Солью (воду)

-Ребята, одинаково или по-разному они произносятся?

- Какой звук вы слышите после звука [л’] в каждом из выделенных слов?









-Обратите внимание на слова. Чем различается написание слов полю и полью, солю и солью?




- Ребята, как вы думаете, какую «работу» выполняет мягкий знак в словах?


- Если он разделяет между собой согласные и другие буквы, тогда какой это знак?

- Верно, ребята!


Читают пары слов:

Полю (грядки)

Полью (грядки)

Солю (капусту)

Солью (воду)


-по-разному


- После согласного звука [л’] в словах полью и солью слышится звук [й’] и последующий гласный звук [у]

- После согласного звука [л’] в словах полю и солю мы слышим гласный звук [у]

- На письме после буквы «Л» в словах полью и солью перед буквой «Ю» пишется мягкий знак

- Он разделяет между собой согласные и гласные буквы

Построение выхода из ситуации

Тема нашего урока: Разделительный мягкий знак

- Какова цель нашего урока?



- Для того, чтобы достичь цели нашего урока и продолжить путешествие по месту «Звуки и буквы» нам необходимо решить задачи, но они перепутались. Расставьте их в правильном порядке.

-Перед тем как вы будете выходить к интерактивной доске, давайте вспомним правила техники безопасности.

1. Узнать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак.

2. Учиться писать слова с разделительным мягким знаком.

3. Оценить свою деятельность.


- Познакомиться с разделительным мягким знаком.









- Рассказывают




- Расставляют

Реализация проекта выхода из ситуации

- Ребята, какая задача стоит перед нами первой?




- У вас на партах лежат листочки со словами. Давайте прочитаем их. (слова также есть у учеников)

Ателье, белье, вьюга, друзья, ручьи.

- Ребята, перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь)?

- Верно ребята. Он пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

- А теперь произнесите звук, который обозначена буква:

Е – [й’ э]

Ё - [й’ о]

Ю - [й’ у]

Я - [й’ а]

И - [й’ и]

- Сколько звуков обозначают эти буквы?

- Какие два звука обозначают эти буквы?


- Верно, ребята. В это случае буквы Е, Ё, Ю, Я, И обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук.

- Подчеркните одной чертой разделительный (ь), двумя чертами – буквы, перед которыми он пишется.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

-Для того, чтобы проверить правильность нашего вывода, давайте откроем учебник на стр. 32 и прочитаем правило.

- Над какой задачей мы работали?




- Справились ли мы с этой задачей?

- Какое задание помогло решить проблему?

- Поднимите правую руку, если у вас не возникло затруднений, и вы справились с работой, левую руку, если у вас были какие-либо трудности

- Узнать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак







- Перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И







- называют








- два звука


- согласный и последующий гласный




















-читают правило в учебнике


- Узнать перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Какая задача стоит у нас второй?



-Чтобы выполнить решить эту задачу, нам необходимо выполнить упражнения.

-У вас на парте лежат листочки под № 2. Переверните их. Прочитайте, что нам необходимо сделать?

- Работать будем в парах.

- А как мы работаем в парах?

Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова.

Снежная буря   – вьюга
Мама, папа, дети – 
семья
Ягоды, сваренные в сахаре – 
варенье
Домики для пчёл 
– ульи
В какое время года птицы улетают в тёплые края?  –
 осенью

-Давайте с вами проверим (фронтальная проверка)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

- Верно, ребята. Чтобы перезимовать там.

- А есть птицы, которые не улетают на юг и остаются с нами. Как же они выживают в зимнее время года?

- Правильно, ребята. Нам необходимо помогать беззащитным животным. А более подробно мы поговорим на уроках окружающего мира.

- Подчеркните в словах буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

-Учиться писать слова с разделительным мягким знаком






- читают



-дружно, сообща…













- Чтобы не замерзнуть зимой.





-их кормят люди



Самостоятельная работа

- А сейчас я предлагаю проверить ваши знаний и как вы хорошо поняли материал. Задание вы будете выполнять самостоятельно.

У вас на партах лежат листочки, переверните их. У вас написаны слова и рядом они пронумерованы от 1 до 5. Вам необходимо, поставить знак «+», где есть разделительный мягкий знак, где его нет знак «-»

1) гостья, вьюга, льёт

2) счастье, гость, снег

3) оладьи, платье, семья

4) медведь, голубь, вьюга

5) веселье, житьё, гроздья

 - Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите листочки, у кого получилась «пятёрка».

Над какой задачей мы работали?

Какие задания помогли в решении?

- Поднимите правую руку, если у вас не возникло затруднений, и вы справились с работой, левую руку, если у вас были какие-либо трудности

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего урока














+ + +;

+ - - ;

+ + +;

- - +;

+ + +

Итог урока

Рефлексия

- Достигли ли мы цели урока?

- Над правописанием какой буквы мы работали на уроке? 

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я, И.

- Какие два звука они обозначают?


-Какую задачу не выполнили?

- Поднимите правую руку, если у вас не возникло затруднений, и вы справились с работой, левую руку, если у вас были какие-либо трудности

Выставление отметок за работу на уроке


- разделительный мягкий знак

- перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

- два звука


- согласный и последующий гласный

Ателье.....

6 штук

ЗАДАНИЕ 2 (3 штуки)

Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова.

Снежная буря   – 
Мама, папа, дети – 
Ягоды, сваренные в сахаре – 
Домики для пчёл 

В какое время года птицы улетают в тёплые края?  –
 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.