Урок русского языка во 2 классе «Разделительный мягкий знак (ь)»
Конспект урока по русскому языку
Линия учебников: В.П. Канакина Русский язык. 2 класс.
Класс: 2
Тема урока: «Разделительный мягкий знак (ь)»
Задачи урока: формировать общее представление о роли разделительного мягкого знака в слове, познакомить с правилом написания разделительного мягкого знака, развивать умение соотносить произношение слова с разделительным мягким знаком и написание этого слова, создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям, к процессу учения.
УУД: личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: презентация, карточки.
Литература: Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ, М.: Просвещение, 2013. — 159 с. — (Серия: Школа России. ФГОС).
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
II. Проверка домашнего задания
Домашнее задание: выписать из орфографического словаря (учебник, с. 134-135) словарные слова на тему «Огород».
Словарные слова: капуста, малина, морковь, урожай, щавель, яблоко, ягода.
Словарный диктант.
Один из учеников называет слово из словаря на тему «Огород», а другой комментирует написанное; все ученики записывают это слово в тетрадь.
III. Актуализация знаний
Слайд 2.
Деревья, ручьи, ночью, веселье.
Прочитайте слова. Что объединяет слова данной группы? (Во всех словах содержится мягкий знак.)
IV. Целеполагание
Работа по учебнику (с.31)
Прочитайте тему нашего урока. (Разделительный мягкий знак.)
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику. (с.31, упр. 51)
Определение значения слов полю, полью, солю, солью. Высказывание предположений о том, что может означать разделительный мягкий знак. Составление и запись предложений со словосочетаниями полю грядки, полью грядки, солю капусту, солью воду.
Чтение рубрики «Обратите внимание» (с.31)
Слайд 2.
Деревья, ручьи, ночью, веселье.
Спишите группу слов. Букву, которая написана перед ь, подчеркните одной линией. Букву, которая написана после ь, подчеркните двумя линиями.
Какой вывод о написании разделительного ь вы можете сделать? (Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.)
Работа по учебнику. (с.32, упр. 52)
Наблюдение над произнесением слова с разделительным мягким знаком. Соотнесение звуковых обозначений слов с разделительным мягким знаком. Выполнение заданий упражнения.
Чтение рубрики «Сведения о языке» (с.32)
Работа по учебнику. (с.32, упр. 53)
Выполнение заданий.
Словарная работа.
Работа со словарным словом обезьяна.
Слайд 3.
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали об_з_яны.
VI. Обобщение изучаемого на уроке
Слайд 4.
Соедини части пословиц, запиши.
Ответы:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Уменье везде найдёт примененье.
Семья – ключ к счастью.
Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
VII. Самостоятельная работа
Слайд 5.
Запиши данные слова в таблицу.
Ответы: разделительный: воробьи, обезьяна, копьё, семья, перья, печенье, вьюга; смягчающий: мельница, пальто коньки, пыльца, кольцо, деньги.
VIII. Домашнее задание
Работа по карточкам.
Карточка:
IX. Подведение итогов урока
Что означает разделительный мягкий знак? Почему его так называют?
Слайд 6.