Конспект урока по русскому языку «Разделительный мягкий знак. Обобщение» (2 класс)
Урок русского языка по теме
«Разделительный мягкий знак. Обобщение»
Цели и задачи урока:
с помощью специально подобранных упражнений создать условия для отработки навыка правописания слов с разделительным мягким знаком;
способствовать развитию навыка классификации слов с мягким знаком;
содействовать формированию навыка переноса слов с разделительным мягким знаком.
с целью развития речи организовать систему познавательных заданий направленных на формирование обогащения словарного состава речи учащихся;
способствовать развитию логического мышления на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа (на материалах учебных заданий);
организовать систему заданий направленных на развитие навыков групповой самоорганизации
вызвать у школьников положительное отношение к знаниям; добросовестного отношения к учебному труду;
способствовать формированию чувств товарищества.
содействовать в ходе урока воспитанию аккуратности, дисциплинированности.
Планируемые результаты.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) –
личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
предметные: учащиеся научатся определять место орфограммы «Разделительный мягкий знак в слове»; писать слова с разделительным мягким знаком; переносить слова с разделительным мягким знаком;
метапредметные:
коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре и группе.
регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы.
Тип урока: урок обобщения знаний и умений .
УМК «Школа России», автор учебника Канакина, Горецкий, 2 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас присутствует гость. Покажем свои умения?
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Садимся на свои места и начинаем работу!
2. Актуализация знаний.
1) Словарная работа (на веерах)
- Начнем с разминки!
(Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке)
- Какое задание можно дать к слову на карточке? (вставь пропущенную букву)
- Сделайте это с помощью веера!
(ПОДБОРКА СЛОВАРНЫХ СЛОВ ПО ПРОГРАММЕ)
- В какую группу можно объединить эти слова?( словарные слова)
2) Орфографическая пятиминутка (слова на слайде)
Класс, суббота, русский, мороз.
Щавель, чулок, машина, четыре.
Коньки, строчка, млечный, хищный.
- Найдите в каждой строчке лишнее слово и объясните написание других слов.
- Запишем слова также по строчкам.
3.Самоопределение к деятельности.
1) Сценка «Про букву»
— Посмотрите сценку. Назовите главного героя.
В дверь позвонили.
— Здравствуйте! Здесь живет такая-то буква?
- Да .
— Не могли бы вы поработать?
— А как?
— Постоять в начале слова.
— В начале слова я не работаю.
— Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А.
— Простите, в таких местах я не бываю.
— Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постойте.
— Какие это буквы, будьте добры?
— Первая Ч, а вторая Н.
— Нет, и туда я не пойду.
— А где же вы можете поработать?
— Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука.
2) Определение целей и задач урока
— Какая это буква? (Мягкий знак.)
Учитель: Молодцы, ребята. Правильно отгадали нашего героя урока. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
Ученик: Тема нашего урока – Обобщение знаний о разделительном мягком знаке.
- Какие задачи поставим перед собой?
Учитель: А что вы знаете о Ь знаке?
Ученик: *Буква ь - показатель мягкости согласного звука на письме. (Пальто, уголь, степь)
*Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными. (Дождь, письмо)
*Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в корне слова. (Соловьи, семья, деревья)
*Разделительный ь разделяет два согласных звука, один из которых [й`] спрятан в буквах е, ё, ю, я, и.
*ь не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НШ, ЩН. (Печка, мощный)
Учитель: Как переносятся слова с разделительными Ь
Ученик: Слова переносятся по слогам, а буква Ь не отрываются от предшествующего согласного, например, соло- вьи
4. Работа по теме урока
1)Упр. 65 ( выполняется с комментированием у доски)
Физминутка
Дует,дует ветерок (руки качаем в разные стороны)
И летит,летит снежок. (опускаем руки сверху вниз)
Закружился, заблестел, (закружились)
Над полями полетел. (бег на месте)
Ветер стих, снежок упал. (присели)
- Что же ветер натворил? Все снежинки перепутал. Соберем снежинки со словами на одно правило и не пустим к ним «чужака»
2) Работа в группах
Игра «Собери бусы из снежинок»
( на снежинках написаны слова, надо собрать снежинки на одно правило)
Побережье, семья, фасоль. Запишите слово в тетрадь и разделите на слоги.
Лень, тень, льёт. Запишите слово в тетрадь и составим транскрипцию
Заячьи, коньки, деньки. Запишите слово в тетрадь , поставьте ударение
Воробьи, сороки , вороны. Запишите слово в тетрадь разделите для переноса
По окончании работы презентация результатов.
2) Слайд «Спишите текст без ошибок» (с/р)
Вьюга.
Во дваре бушует вюга. хлопя снега бют в лицо. сучья тополя стучят в акно. Сабака Вьюн у крылца ждёт хозяина
Электронная физминутка
3)Слайд «Упражнения в переносе слов с ь»
Вьюга,гостья,друзья,здоровье,хлопья,соловьи,птичьи,перья,шалунья,обезьяна.
Ольга,больница,крыльцо,жильцы,тетрадь,льдина,пальто,сильный,большой,письмо.
5. Итог урока.
Учитель: А сейчас самое время подвести итоги. Выполним проверочную работу.
Электронный ТРЕНАЖЕР/ТЕСТИРОВАНИЕ
Давайте проанализируем нашу работу.
Какие задачи ставили перед собой?
Удалось ли решить эти задачи?
Что самое главное для себя запомнили на уроке?
6. Рефлексия.
Учитель: Я благодарю вас за работу на уроке. Вы молодцы!
Оцените свою работу:
Зеленый круг – мне было легко на уроке.
Желтый круг – мне было трудно, но я справился.
Красный круг – мне было трудно, необходима помощь взрослых.
7. Домашнее задание:
А чтобы отлично разобраться в теме «Разделительный Ь» предлагаю выполнить д/з по желанию:
1) сборник с...., упр. ...
2)составить словарный диктант для класса при помощи словарика с. 134 по теме «Мягкий знак».