Различные виды и способы лепки для детей старшего дошкольного возраста

3
0
Материал опубликован 10 July

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж»











Е.А. Николаева, А.А. Тихонова



Различные виды и способы лепки для детей старшего дошкольного возраста



Методическая разработка для преподавателей и обучающихся










Нижний Новгород 2024

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Особенности возрастной группы детей

5

Принципы работы

7

Методические рекомендации

9

Содержание работы

10

Материальное обеспечение

12

Заключение

13

Список литературы

14

Приложение А

Учебно-тематический план

16

Приложение Б

Перспективный план работы на год

17

Приложение В

Иллюстрации работ по лепке

24






















ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования. Для того чтобы дети успешно развивались в дошкольных организациях, необходимо регулярное обновление и улучшение подходов и программ в области эстетического образования. Особое внимание следует уделить развитию художественных навыков, поскольку они представляют собой значимый элемент в этом процессе.

В современном мире становится все более актуальным вопрос развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных методов стимулирования творческого мышления у детей является использование различных способов лепки. Лепка - один из важнейших видов художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Это не только увлекательное занятие, но и уникальный метод развития мелкой моторики, воображения и творческого потенциала ребенка. Различные способы лепки позволяют детям выразить свои чувства и эмоции, развить логическое мышление и фантазию, а также научиться работать с различными материалами. Благодаря своей доступности и простоте, лепка приобрела популярность в культуре и стала излюбленным хобби для многих людей.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая

простейшие приёмы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Занятия лепкой способствуют формированию умственных способностей, развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

В данном методическом пособии представлены разнообразные техники и подходы к лепке, которые могут быть использованы в дошкольных учреждениях для обогащения эстетического опыта детей. Мы рассмотрим как традиционные, так и инновационные методы лепки, предлагая педагогам практические советы и идеи для организации занятий, направленных на развитие художественно-эстетического потенциала каждого ребенка.

Эта методическая разработка будет полезна для педагогов, воспитателей и родителей, которые занимаются развитием детей старшего дошкольного возраста. Мы уверены, что использование различных способов лепки поможет детям раскрыть свой творческий потенциал, развить воображение и фантазию, а также научиться работать с материалами и формировать свое собственное видение мира через искусство.



























ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Учитывая возрастные особенности, принципиальная задача педагогов заключается в том, чтобы организовать учебный процесс для детей 5-6 лет таким образом, чтобы он соответствовал их возрастным особенностям. Это включает в себя правильное распределение учебной нагрузки, определение оптимального режима дня, выбор подходящих форм и методов обучения.

Дети этого возраста находятся на критической стадии своего развития, поэтому особенно важно исключить ошибки при выборе учебного материала и методов обучения. Именно в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, что делает этот период ключевым для его будущего развития.

Также важно учитывать, что дети 5-6 лет активно учатся через творческую деятельность, такую как лепка. Привлекая детей к этой активности, педагоги могут развивать моторику и координацию движений, что будет полезно для их общего развития.

При проведении занятий по лепке важно учитывать предварительные знания и интересы детей, чтобы максимально эффективно организовать учебный процесс. Разнообразие тем и методов позволяет детям учиться более эффективно и интересно, что способствует успешному выполнению учебных задач.

В целом, учет возрастных особенностей играет ключевую роль при написании программы обучения и ее реализации для детей 5-6 лет, так как помогает создать оптимальные условия для их развития и успешного обучения.

В возрасте шести лет дети уже имеют определенный опыт в лепке, что отражается на разнообразии и сложности их работ. С возрастом укрепляются мышцы рук, что позволяет выполнять более тонкие и точные движения. Дети начинают создавать более сложные и динамичные фигуры, хотя и не всегда осознанно. В старшей группе детский сада акцент делается на развитие представления и планирования в лепке.

Основные задачи для старшей группы:

- Поддерживать интерес к лепке.

- Обучать точной передаче формы, пропорций и деталей.

- Развивать навыки создания сюжетных композиций.

- Вводить элементы декоративной лепки, такие как украшение изделий и расписывание.

- Совершенствовать пластический метод лепки из одного куска глины.

В этом возрасте уделяется больше внимания передаче характерных особенностей формы и динамики. Программа занятий начинается с лепки простых, знакомых объектов, таких как овощи и фрукты, и постепенно усложняется. Воспитатели помогают детям изображать человеческие и животные фигуры, используя их способность к анализу и наблюдению за реальными объектами.

Техника лепки продолжает развиваться, с акцентом на работу пальцами и создание основных форм из одного куска глины. Дети учатся передавать характеристики объектов, такие как размер и форма. Воспитатели также обучают детей технике соединения частей для создания цельных фигур и развивают мелкую моторику через лепку мелких деталей и создание гладкой текстуры.

Лепка считается эффективным средством для выражения действия, так как дети работают с объемными объектами, что позволяет им легче усваивать этот навык, чем при рисовании. Простые движения, такие как поднятие рук или расставление ног, помогают детям создавать динамичные и выразительные фигуры.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Принципы помогают педагогам эффективно организовать процесс лепки, делая его интересным, образовательным и развивающим для детей. Они также способствуют подготовке детей к более сложным задачам в школе.

Принципы работы со старшими дошкольниками в лепке включают следующие аспекты:

- Поддержание интереса к лепке: Важно продолжать стимулировать любознательность и творческий подход у детей, используя разнообразные материалы и темы для лепки.

- Развитие навыков точной передачи форм: Обучение детей воспроизводить пропорции, строение и характерные детали объектов, с которыми они работают.

- Создание сюжетных композиций: Поощрение детей к созданию лепных работ, которые рассказывают историю или отображают определенную сцену.

- Обучение декоративной лепке: Введение техник украшения изделий, таких как наклёпы, рельефы, а также расписывание гуашью или ангобами.

- Совершенствование пластического метода лепки: Практика лепки из целого куска глины, что требует развития координации и моторики.

- Передача динамики и характерных особенностей формы: Учить детей наблюдать и анализировать реальные объекты для точного воспроизведения их в движении.

- Развитие мелкой моторики и внимания к деталям: Лепка мелких деталей и создание гладкой текстуры помогает улучшить моторные навыки рук.

- Использование аналитических способностей: Предложение детям лепить объекты, основываясь на их наблюдениях за игрушками, скульптурами и изделиями народных умельцев.

- Техника соединения частей: Обучение детей правильно соединять различные части лепных изделий для создания цельных и устойчивых фигур.

- Выразительность через действие: Помощь детям в изображении фигур в действии, что делает лепные работы более живыми и динамичными.

Эти принципы направлены на всестороннее развитие творческих и моторных навыков детей, а также на обогащение их визуального и тактильного восприятия через искусство лепки.





























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В занятиях приминают участие дети группы, у которых есть желание лепить, созвать и творить что-то новое. Для успешной реализации работы в группе должно быть около 8-10 человек. Дети, которые ходят на занятия должны присутствовать на всех уроках.

Педагог проводит занятия 2 раза в месяц по 30 минут. Основные формы занятья- групповая, парная, индивидуальная.

Всего проводимых занятий в год – 18.

На занятиях используются такие методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия, а именно: словесные, наглядные, практические и игровые методы.

Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей: проблемный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивные.

Используются групповая и индивидуально-групповая формы организации деятельности, учащихся на занятиях.















СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Работа с детьми по различным способам лепки состоит из 6 блоков –соответственно используемым техникам. В каждом блоке используется одна техника в течении занятий. В учебно-методической плане (Приложение А) отображено распределение тем занятий по блокам. Занятия проводятся в разные временные периоды, для того чтобы сохранить интерес детей к лепке.

В первом блоке «Комбинированная лепка из пластилина» состоит из 3занятий, на которых дети создают пластилиновые скульптуры, выполненные комбинированным способом из пластилина.

Во втором блоке «Лепка рельефная» состоит из 3 занятий, на которых дети создают объёмное лепное изображение на плоскости. Дети могут создавать различные фигуры, изображения и композиции, используя пластилин. Эта активность помогает детям выразить свои чувства и мысли, развить воображение и креативность, а также научиться работать с материалами и инструментами. Рельефная лепка также способствует развитию эстетического восприятия и умения оценивать свое творчество.

В третьем блоке «Пластилинография» дети знакомятся с нестандартной методикой творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе. Все занятия в этом блоке практические и тематические.

В четвертом блоке «Лепка из соленого теста» дети знакомятся с таким материалом для творчества как соленое тесто. Из такого теста хорошо создавать тонкие, изысканные работы с множеством мелких деталей. К концу изучения данного блока дети должны освоить данную технику.

В пятом блоке под названием «Лепка из глины». При работе с этим материалом внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.

В шестом блоке «Папье-маше» дети знакомятся и осваивают новый вид декоративно-прикладной деятельности. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. К концу изучения данного блока дети должны освоить данную технику.

































МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Бумага, основа для композиции:

- Листы белой и тонированное бумаги в формате А4,½ А4

- Белый и цветной картон

Материалы и инструменты:

- Пластилин

- Глина

- Соленое тесто

- Готовая смесь папье-маше

- Стеки

- Доска для лепки

- Природный материал

- Доски с шероховатой поверхностью

- Тряпки и ёмкости для воды

- Краски















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лепка является одним из самых эффективных и доступных средств развития творческих и моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие материалов и техник позволяет каждому ребенку найти свой уникальный подход к творчеству и самовыражению. Через лепку дети учатся не только формировать объемные фигуры, но и развивают воображение, пространственное мышление и тонкую моторику.

Использование различных видов и способов лепки способствует всестороннему развитию личности ребенка, формирует его эстетические вкусы и представления о прекрасном. В процессе лепки дети учатся быть внимательными и аккуратными, развивают усидчивость и терпение.

Важно, чтобы педагоги дошкольных учреждений поддерживали интерес детей к лепке, предлагая им новые идеи и задания, а также создавая условия для свободного творчества и экспериментирования. Организация выставок детских работ способствует повышению самооценки у детей и развитию у них чувства гордости за свои достижения.

Таким образом, лепка играет значительную роль в комплексном развитии детей старшего дошкольного возраста и является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексахин Н.Н. Учимся лепить и расписывать / Н.Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 2013. - №9. - С. 23-27.

Андреева С.А. Технологические карты по формированию творческих способностей в лепке, художественном труде, в объемной пластике/ С.А. Андреева, Т.А. Котлякова // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. - Вып 2. - С. 63-94.

Волкова А.А. Лепка в детском саду /А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11/12. - С.33-37.

Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008.

Казакова Р. Лепка в ДОУ / Р. Казакова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 4. - С.15-23.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005г.

Каюмова Р. Развитие творческого воображения в лепке / Р. Каюмова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3/4. - С.17-18.

Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации/ И.А. Лыкова.- М.: Карапуз, 2007.

Скопина О.А. Проблема развития детского пластического творчества в лепке в художественно-педагогических трудах Н.Б. Халезовой /О.А. Скопина // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 2013. - С.116-119.

Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2015.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Учебно-методический план

Блок

Тема занятия

Комбинированная лепка из пластилина

«Растения сказочного мира»

«Ёжик на лесной опушке»

«Наши любимые игрушки»

Лепка рельефная

«Солнышко, покажись!»

«В нашем саду листопад»

«Ветка ели с игрушками»

Пластилинография

«Золотая рыбка»

«Зимний пейзаж»

«Загадочный космос»

Лепка из соленого теста

«Волшебные колокольчики»

«Цветы для любимой мамочки»

«Черепаха»

Лепка из глины

«Чашка на блюдце»

«Конь»- лепка каргопольской игрушки

«Рамка для фотографии»

Папье-маше

«Тарелка для фруктов»

«Пасхальные яйца»

«Планета Земля»







ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Перспективный план работы на год

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Блок: Лепка рельефная

Тема: Солнышко, покажись!

1) Образовательные задачи- учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами.

2) Развивающие задачи – развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук. Развивать эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций.

3) Воспитательные задачи – воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, вызвать у детей удовольствие от того, что получается похожее изображение.

Блок: Пластилинография

Тема: Золотая рыбка

1) Образовательные задачи - Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином.

2) Развивающие задачи - Развивать аккуратность в работе с пластилином.

3) Воспитательные задачи – прививать детям любовь к книгам и сказочным персонажа

Октябрь

Блок: Комбинированная лепка из пластилина

Тема: Ёжик на лесной опушке

1) Образовательные задачи - продолжать знакомить с разнообразным природным материалом и способами работы с ним; обучить изготовлению поделки из природного материала.

2) Развивающие задачи - развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей, художественно-эстетический вкус, самостоятельность.

3) Воспитательные задачи - воспитывать любовь к природе, усидчивость и терпение изготавливать поделки аккуратно.

Блок: Лепка рельефная

Тема: В нашем саду листопад

1) Образовательные задачи - учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение деревьев.

2) Развивающие задачи - развивать эстетическое восприятие, чувство композиции.

3) Воспитательные задачи – воспитывать любовь к красоте природы.

Ноябрь

Блок: Папье-маше

Тема: Тарелка для фруктов

1) Образовательные задачи - учить детей работать с новым материалом.

2) Развивающие задачи - развивать эстетическое восприятие.

3) Воспитательные задачи – воспитывать уважение к труду.

Блок: Лепка из соленого теста

Тема: Волшебные колокольчики

1) Образовательные задачи - закреплять знания детей о колоколах и колокольном ремесле, полученные ранее; закреплять навыки работы с солёным тестом.

2) Развивающие задачи - развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа; развивать эмоционально- эстетические чувства, вкус, оценки и суждения.

3) Воспитательные задачи - формировать чувство причастности к жизни своего народа; вызвать желание быть продолжателем русских традиций.

Декабрь

Блок: Пластилинография

Тема: Зимний пейзаж


1) Образовательные задачи - Расширять знания о происхождении зимних узоров

2) Развивающие задачи – Развивать мелкую моторику, продолжая учить детей работать стекой, создавая красивые узоры;

3) Воспитательные задачи – Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы в зимнее время


Блок: Лепка рельефная

Тема: Ветка ели с игрушками

1) Образовательные задачи - Продолжать учить детей создавать изображение ветки ели техникой барельефной лепки

2) Развивающие задачи – развивать глазомер детей, чувство композиции

3) Воспитательные задачи – воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой

Январь

Блок: Лепка из глины

Тема: Рамка для фотографии


1) Образовательные задачи – учить детей создавать предмет интерьера

2) Развивающие задачи – развивать стремление детей доводить дело до конца

3) Воспитательные задачи – воспитывать чувство прекрасного

Блок: Комбинированная лепка из пластилина

Тема: Наши любимые игрушки

1) Образовательные задачи – учить детей составлять образ игрушки из пластилина

2) Развивающие задачи – развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество и самостоятельность.

3) Воспитательные задачи –воспитывать в детях чувство бережливости

Февраль

Блок: Лепка из глины

Тема: Конь- лепка каргопольской игрушки

1) Образовательные задачи - учить лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластическим способом – из одного куска глины туловище, голову, шею

2) Развивающие задачи – развивать мелкую моторику, работая с глиной

3) Воспитательные задачи – Воспитывать интерес к лепке из глины

Блок: Лепка из глины

Тема: Чашка на блюдце

1) Образовательные задачи - Научить детей лепить посуду способом выбирания глины или вдавливание во внутрь

2) Развивающие задачи – Развивать мелкую моторику рук, глазомер

3) Воспитательные задачи – Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца

Март

Блок: Лепка из соленого теста

Тема: Цветы для любимой мамочки

1) Образовательные задачи - Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.

2) Развивающие задачи – Развивать творческий интере.. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями

3) Воспитательные задачи –Воспитывать художественный вкус.


Блок: Комбинированная лепка из пластилина

Тема: «Растения сказочного мира»

1)Образовательные задачи - Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем; закрепить в активном словаре названия некоторых комнатных растений.

2)Развивающие задачи - Развивать мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение , речь детей.

3)Воспитательные задачи - Воспитывать способность любоваться цветами, воспринимать их утончённость, хрупкость и красоту; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Апрель

Блок: Пластилинография

Тема: Загадочный космос

1) Образовательные задачи - закреплять умения и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей

2) Развивающие задачи – развивать мелкую моторику в пластилинографии

3) Воспитательные задачи – Воспитывать в детях желание доводить дело до конца

Блок: Папье-маше

Тема: Пасхальные яйца

1) Образовательные задачи - Познакомить детей с одним из главных праздников православного мира Воскресение Христово

2) Развивающие задачи – Развивать аккуратность в работе

3) Воспитательные задачи – воспитывать уважение к результатам труда

Май

Блок: Лепка из соленого теста

Тема: Черепаха

1) Образовательные задачи - Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, сплющивания, присоединения и примазывания

2) Развивающие задачи – развивать усидчивость

3) Воспитательные задачи –Воспитывать интерес к лепке из солёного теста

Блок: Папье-маше

Тема: Планета Земля


1) Образовательные задачи – расширять знания о нашей планете

2) Развивающие задачи – развивать мелкую моторику, продолжая учить детей работать с материалом

3) Воспитательные задачи – воспитывать любовь к нашей планете





















ПРИЛОЖЕНИЕ В

Иллюстрации работ по лепке

Рисунок 1. Комбинированная лепка из пластилина «Растения сказочного мира»

t1720608432aa.png



Рисунок 2. Комбинированная лепка из пластилина «Ёжик на лесной опушке»

t1720608432ab.png

Рисунок 3. Комбинированная лепка «Наши любимые игрушки»

t1720608432ac.png



Рисунок 4. Лепка рельефная «Солнышко, покажись!»

t1720608432ad.png

Рисунок 5. Лепка рельефная «В нашем саду листопад»

t1720608432ae.png



Рисунок 6. Лепка рельефная «Ветка ели с игрушками»

t1720608432af.gif


t1720608432ag.png


Рисунок 7. Пластилинография «Золотая рыбка»

t1720608432ah.png



Рисунок 8. Пластилинография «Зимний пейзаж»

t1720608432ai.png


Рисунок 9. Пластилинография «Загадочный космос»

t1720608432aj.png



Рисунок 10. Лепка из соленого теста «Волшебные колокольчики»

t1720608432ak.png



Рисунок 11. Лепка из соленого теста «Цветы для любимой мамочки»

t1720608432al.png



Рисунок 12. Лепка из соленого теста «Черепаха»

t1720608432am.png

Рисунок 13. Лепка из глины «Чашка на блюдце»

t1720608432an.png



Рисунок 14. Лепка из глины «Конь»- лепка каргопольской игрушки

t1720608432ao.png


Рисунок 15. Лепка из глины «Рамка для фотографии»

t1720608432ap.gif



Рисунок 16. Папье-маше «Тарелка для фруктов»

t1720608432aq.png

Рисунок 17. Папье-маше «Пасхальные яйца»

t1720608432ar.png



Рисунок 18. Папье-маше «Планета Земля»

t1720608432as.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации