Конспект занятия «Разноцветная планета музыки»
Муниципальное учреждение «Городской отдел образования»
Администрация городского округа г.Сибай Республики Башкортостан
«Разноцветная планета музыки»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
(Музыка – Познание – ИЗО)
Подготовила: музыкальный руководитель
МДОБУ ЦРР д/с «Айгуль»
Ахметшина Венера Фанильевна
Цель:
- развивать цветомузыкальные представления у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, танцевальной ритмики.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность
Обучающие задачи:
- формировать слухоцветовые представления детей о различных комбинациях цвета со звуками, движением, пространственными образами.
Развивающие задачи:
- развивать способности к двигательной импровизации, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально - образное содержание;
- развивать цветомузыкальный слух в процессе цветового уподобления звучания музыки;
- активно участвовать в выполнении творческих заданий, выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках;
- объединять опыт и знания детей для создания целостной картины мира.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к Земле как родному дому и любовь к космосу;
- прививать интерес к искусству и умение видеть красоту созданного изображения.
Интеграция видов деятельности:
- познавательная деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- изобразительная деятельность.
Оборудование: на центральной стене изображение космоса: планеты солнечной системы, звезды, гирлянды, ракета, большие звезды, цветные нотки, иллюстрации изображений планет, луны, космонавта Ю.А.Гагарина, глобус, гуашь, салфетки, листы для рисования в виде кругов, схемы, музыкальный центр, магнитофон, проектор, ширма, доска и т.д.
Музыкальный репертуар: Песня «Мы с космосом на ты» сл. и муз. М. Ермеевой, «Лучше нет земли родной» муз и сл. Л.Шестаковой, музыкальные фрагменты волшебной музыки, песня «Дорога добра», песня «Маленький принц», звук взлета ракеты, К.Дебюсси «Лунный свет», «Мелодия» Р.Газизов.
План занятия:
1. Вход детей под музыку «Дорога добра»
2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
3. Музыкально - ритмические движения: ритмичная ходьба, хороводный шаг, приставной шаг, боковой галоп, подскоки
4. Сюрпризный момент – полет в космос, взлет ракеты
5. Видеопросмотр анимации для глаз «Космос»
6. Произвольный танец со звездами
7. Слушание музыки «Лунный цвет» К.Дебюсси
8. Распевка. Дыхательные упражнения
9. Физ.минутка
10.Пение песни «Мы с космосом на ты»
11. Танцевальное творчество. Рисование каплей краски планеты «Земля»
12. Пение песни «Лучше нет земли родной»
13. Обобщение. Итог занятия
14. Поощрение. Выход под музыку
Ход занятия:
Муз.рук: Конечно, до звезд нам добраться нелегко,
Мы руки протянули, а звезды далеко.
Но мы растем и крепнем, мечту свою храним,
А значит, очень скоро мы в космос полетим.
(Дети входят в зал под музыку «Дорога добра» и образуют большой круг)
Муз.рук: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте! Какое у вас настроение? (Ответы детей)
Муз.рук: Прекрасно и у меня очень хорошее настроение. Давайте поприветствуем друг друга музыкально: Здравствуйте, ребята?
- Здравствуйте!
Муз.рук: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте и их поприветствуем: Здравствуйте, гости?! И все вместе: Здравствуйте!
Ребята, сегодня у нас будет очень необычное занятие, я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Вы хотите отправиться в космос, побывать на неизвестных планетах? Не побоитесь трудностей?
Муз.рук: Ребята, в космос летят самые смелые, сильные и отважные люди. А на чем же мы с вами полетим к планетам солнечной системы?
Ответы детей
Муз.рук: Правильно, мы полетим на сверхскоростной ракете (показывает)
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых, в космос не берут,
Ведь полет – нелегкий труд!
Муз.рук: Для начала нам надо пройти в конструкторское бюро и подготовить ракету к полету
(Выполняется комплекс музыкально – ритмических движений)
Музыкально – ритмические движения:
- Марш
- Хороводный шаг
- Два шага, три притопа
- Подскоки
- Приставной шаг
- Боковой галоп и т.д.
Муз.рук: Ну что же, ребята, ракета к полету готова. Заводим моторы, держимся за руки. Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим. Считаем 5,4,3,2,1…
(Звучит шумовой эффект «Взлет ракеты», выключается свет, открывается изображение поверхности планеты, горят гирлянды, лампы, включается проектор)
Муз.рук: Посмотрите, как красиво, ребята. Это и есть космос. Вот они планеты солнечной системы. Давайте присядем и заглянем в космос (Детям предлагается посмотреть на проекторе анимацию для глаз о космосе на центральной стене музыкального зала)
Муз.рук: Ребята, посмотрите, как много звезд на небе. Как ярко они светят. Давайте возьмем эти небесные светила и потанцуем с ними (Дети подходят к звездам, берут их и встают врассыпную по всему залу)
Произвольный танец со звездами
(Звучит музыка песни «Маленький принц», дети исполняют произвольный танец со звездами)
Муз.рук: Молодцы, ребята, очень красиво танцевали, а сейчас вернем звездочки обратно на небо. Пусть они светят и освещают нам путь (Дети ставят звезды на пенопласт и садятся на стульчики, звучит волшебная музыка)
Муз.рук: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие планеты солнечной системы вам известны? Как они называются? А как называют людей, которые летят в космос? А как зовут космонавта, который первым совершил полет в космос? (показывает портрет) Этот год считается юбилейным для Космонавтики, потому что ровно 50 лет назад Юрий Алексеевич Гагарин первым совершил этот полет. Вот посмотрите, как располагаются планеты между собой (музыкальный руководитель показывает иллюстрации). Ребята, а вы когда – нибудь видели луну? А где вы ее видели? А когда она нам светит? Вот посмотрите на иллюстрации (показывает иллюстрации луны) Ребята, а как вы думаете, лунный свет, какой он? (ответы детей) А сейчас, ребята, сядьте поудобней сейчас мы послушаем музыкальное произведение, вы внимательно послушайте и постарайтесь определить его настроение? Можно закрыть глаза и что – нибудь представить.
Слушание музыкального произведения К.Дебюсси «Лунный свет»
Беседа о характере произведения
Муз.рук: Дети, это произведение сочинил Клод Дебюсси и называется оно «Лунный свет». Давайте проговорим. Вот посмотрите, ребята, художники изображали лунный свет такими красками, а как вы думаете, какие краски предпочел композитор, сочиняя эту прекрасную музыку, которую мы с вами прослушали. Давайте сейчас на нотный стан музыкальными нотками выложим те цвета, которые соответствуют характеру прослушанного произведения.
Работа с пособиями «Цветные нотки» (Дети выкладывают на нотный стан цветные музыкальные нотки, определяя характер музыкального произведения)
Муз.рук: Молодцы, ребята, справились с заданием. Если на небе сияет луна, значит ребятам в кроватки пора (Дети закрывают глаза, будто спят, звучит волшебная музыка )
Физ.минутка
Муз.рук: Все уснули, тихо спят, только носики сопят (дыхательная гимнастика - короткий вдох, долгий выдох). А теперь встаем (встают возле стульчиков и подтягиваются). Вот ребята все проснулись, сладко, сладко потянулись. Молодцы, сели. Что ж полетим дальше изучать наш космос. Приготовились к полету, сели красиво, запускаем мотор. Кончик языка сейчас, завибрировал у нас. На звук «р» утрируя пропеваем два звука (музыкальный руководитель пропевает звуки вместе с детьми, начиная с тональности до мажор и до ми мажора) А сейчас, посмотрите, вот наша ракета, полетели…(Музыкальный руководитель ставит иллюстрации картины с изображениями ракет и их путей, дети на звук «У», изображают ее полет)
Работа над дыханием
Муз.рук: А теперь давайте вместе дружно вспомним нашу любимую песню о космосе (Дети встают возле стульчиков и поют песню «Мы с космосом на ты»)
Пение песни «Мы с космосом на ты» сл. и муз. М.Ермеевой, пение с солистами
Муз.рук: Ребята, как вы думаете, на какой из планет мы с вами живем? (Ответы детей) Правильно на земле. Наша планета очень красивая и большая. Земля - это огромный, преогромный шар. Сейчас мы с вами, танцуя, нарисуем каждый себе такую же красивую планету «Земля» (Музыкальный руководитель на белые круги, диаметром 20 см, наносит капли разноцветных красок из маленьких тюбиков, дети берут свои кружочки и встают в круг, затем под музыку выполняют музыкально – ритмические движения, что капли красок растекались по листу, получается необычная своеобразная картина)
Музыкально – ритмические движения «Танец с красками»
Муз.рук: Ребята, давайте подойдем поближе и посмотрим на наши картины, какие они получились (смотрят). Как красива наша планета. Земля наша родина, это дом где мы с вами родились и живем, и поэтому ее нужно любить, беречь и охранять ее. Посмотрите, она светится радостью. Берегите свою планету ведь другой похожей нету. Давайте станем полукругом и споем красивую песню «Лучше нет земли родной»
Исполнение песни «Лучше нет земли родной» муз.Л.Шестаковой
Муз.рук: Вот такое волшебное путешествие у нас получилось. Ребята, вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось? (Ответы детей)
Итог занятия. Обобщение.
Муз.рук: Ребята, самая яркая звезда космической планеты приготовила вам вот такой яркий подарок, звездочки, пусть они всегда горят ярко – ярко. А если вы будете всегда активными, послушными, внимательными она будет гореть еще ярче и никогда не погаснет (Музыкальный руководитель вместе с воспитателем раздают детям звездочки). Давайте попрощаемся со всеми также музыкально:
- До свидания!
- До свидания! (трезвучие)
(Дети под музыку выходят из зала, музыкальный руководитель провожает детей до выхода)
Приложения
Иллюстрации
Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин
Планета Земля
Картины изображения космоса
Картины изображения луны
Схемы работы над дыханием
Полянская Оксана Николаевна
Соколова Елена Борисовна
Полянская Оксана Николаевна
Соколова Елена Борисовна
Полянская Оксана Николаевна