12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полухина Лариса Петровна1242
Россия, Алтайский край, Рубцовск
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

«ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬЯ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ТОЧКИ»

Конспект интегрированного занятия для детей с нарушением речи подготовительной к школе группы.


 

Автор-составитель:

Полухина Лариса Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Цель: Обобщить представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

Обучающие:

- уточнить и конкретизировать представления детей о насекомых;

- упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

- уточнить представление детей о пользе насекомых;

- расширять кругозор детей, стимулировать их мыслительную активность.

Развивающие:

- развивать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

- развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач;

- развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики;

- развивать коммуникативные навыки.

Коррекционные:

- профилактика нарушения темпа речи (формирование длительного выдоха);

- расширять словарный запас по теме «насекомые»;

- формировать навыки развёрнутого ответа (работать над последовательностью, связностью высказываний);

- формировать самоконтроль за поставленными звуками.

Воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Активизация и обогащение словаря:

Конфетти, салют, монпансье, лужайка, запруда, брюшко, насечка.

Оборудование:

«смехотрон», модель муравья, картинки из серии «насекомые», игрушки (паук, жук, муравей); разрезные картинки «муравей», игра «чудесные вещи», разноцветные клубочки с вплетёнными в них палочками, перьями, бумажками; макет «паутинка», набор палочек для изготовления муравейника.

Методы и приёмы:

Методы наглядного обучения:

- использование демонстрационных пособий ( разрезные картинки «муравей», набор картинок «насекомые», морфологический диск « фантастическое животное»).

Словесный метод:

- рассказывание;

- загадывание загадок.

Игровой метод:

- д/и «собери картинку из частей»;

- этюд «божья коровка»;

- д/и «угадай кого не стало»;

- п/и «комары»;

- пальчиковые игры «ловкие пальчики», «дождик»;

- д/у «кто лишний»;

- ТРИЗ игра «чудесные вещи».

Практический метод:

- строительство «муравейника»;

- рисование.

Алгоритм занятия:

Вводная часть:

- рассказывание истории;

- д/и «собери картинку»;

- волшебный «смехотрон».

Основная часть:

- р/у «к речке быстро мы спустились»;

- отгадывание загадок о насекомых;

- д/у «кто лишний»;

- этюд «божья коровка»;

- д/и «угадай кого не стало»;

- пальчиковая гимнастика «ловкие пальчики»;

- игра «комары»;

- изготовление муравейника.

Заключительная часть:

- ТРИЗ игра «чудесные вещи».

- рисование, придумывание названия чудесному насекомому.


 


 

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: - Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трёх берёзок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро вычесывают всё, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остро пахнущей кислотой. Многие птицы принимают такие «муравьиные ванны». Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка берёзы и куда-то унёс. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть каким он был?

Дидактическая игра «Собери картинку». (каждый ребёнок собирает картинку из отдельных частей)

Воспитатель: - Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трёх берёз и понаблюдать за его путешествием?

- Обозначьте каждый своего муравья цветной точкой любого цвета. Давайте сложим ваши работы в наш волшебный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится.

Дети складывают своих муравьёв в яркую коробку.

- Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень весёлоё и громко засмейтесь!

Дети выполняют. Воспитатель достаёт из «смехотрона» игрушечного муравья с множеством разноцветных точек на спинке.

- Как мы назовём нашего нового друга?

Дети предлагают: Конфетти, Салют, Цветные точки, Монпансье, Цветной горошек и др. Дети договариваются назвать муравья Разноцветные точки.

Основная часть:

- Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесём по очереди.

- А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

Дети предлагают: связать веточки и пусть он как по мостику пойдёт; посадим на листик и будем все вместе дуть, он и переплывёт; посадим на деревянную дощечку, веточку и будем её толкать по воде перед собой, поплывёт как на лодочке; накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через речку…)

- Молодцы, теперь давайте переплывём через речку.

Ритмическое упражнение «к речке быстро мы спустились»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе - раз, это брасс,

Один, другой – это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Отведём муравьишку домой!

- А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой здесь запах! Почувствуйте его! Угадайте, кого здесь можно увидеть?

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.

- Шевелились у цветка все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка).

- Имя взял у у кузнеца, цвет у огурца,

Крылья у морошки, ножки у блошки. (кузнечик).

- Что за девчонка: в поясе тонка,

Огромные очи, летит - стрекочет. (стрекоза)

………..

- Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка).

Воспитатель:

-Кто лишний? Почему? Воспитатель обращает внимание на выставленные картинки ( бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка)

Дети отвечают, что лишняя лягушка. Лягушка – животное. Она проводит часть жизни в воде, часть на суше.

- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название – насекомые. У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые обжоры, они едят всё: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день.

Этюд «божья коровка»

Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова чёрная, крылья красные, на крыльях точки-пятнышки. Да и жив ли он? Жив! Только прикинулся мёртвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждёт, чтобы его отпустили. Кто это? (божья коровка). Покажите ,как она ползёт, щекочет своими лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки, переползает на другую руку. Хоп! Вот и улетела.

Дидактическая игра «Угадай кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана.

- Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья….

Пальчиковая игра «Дождик». Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке – одна, указательным и большим – две и т.д., пятью – дождь, стучим пальчиками о пол.

- Все насекомые пропали. Кого не стало?

Дети вспоминают, не стало бабочки, стрекозы, кузнечика… муравья

- Наш муравьишка, пока мы играли, пропал. Не случилось ли с ним беды? Поищите его.

Дети находят муравьишку, запутанного в паутину, которого охраняет паук.

- Муравей попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не навредить?

Дети предлагают: дать пауку другой корм; отогнать паука веточками; дать муравьишке маленькие ножнички, пусть паутину вокруг себя обрежет; позвать паучиху, чтобы она отвлекла паука; звать птиц нельзя, так как они могут склевать и паука и муравья; можно паучка вежливо попросить муравья освободить.

- Дети, паук просит распутать его засорившуюся паутину, тогда он муравья и отпустит.

Пальчиковая гимнастика «ловкие пальчики». Дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки, и пр., и сматывают в красивые разноцветные клубочки. Отдают клубочки пауку, и он освобождает муравья.

- Пойдём дальше. А вот и болото.

Не проедешь, не пройдёшь, обойдёшь сторонкой,

И водицы не попьёшь с синеватой плёнкой.

Между кочек и зыбей, моха и гнилушек –

Государство журавлей, уток и лягушек.

- Наш муравьишка маленький, лёгкий, он запросто болото переползёт, а как же нам через него перебраться и не завязнуть?

Дети предлагают: настелить дорожку из веток, упавших деоевьев; наклонить большое дерево, зацепиться за него и перелететь по воздуху; прыгать с кочки на кочку; взять палку и проверить глубину болота. Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.

Раздаётся писк: «З_З_З…»

- Кто это? Отгадайте (комары)

Подвижная игра «Комары»

Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит: сядет и укусит. (комар)

- Ребята, как нам от комаров избавиться?

Дети предлагают: позовём на помощь птиц; наденем платочки на голову; будем отмахиваться.

- Вот мы из болота и выбрались. Как же нам муравейник найти?

Дети предлагают: забраться на высокое дерево и оглядеться; понаблюдать за другими муравьями и пойти за ними; спросить у зайца, он и кору грызёт и по лесу бегает, может, он видел три берёзы, растущие рядом. Дети решают забраться на высокое дерево и оглядеться.

- Вот и три берёзы. А домик-муравейник кто-то сломал! Дети находят разбросанные веточки и палочки.(медведь, ветер…)

- Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей ( дети строят муравейник).

Заключительная часть:

- Что сделать, чтобы домик не ломался? Давайте придумаем фантастическое насекомое.

ТРИЗ игра «фантастическое насекомое» При помощи морфологического диска дети выбирают части тела от разных насекомых( жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука-оленя, туловище от пчелы.

Дети рисуют фантастическое насекомое, придумывают ему название, ставят охранять муравейник.

Литература:

1. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте", М., "Просвещение", 2002г.

2. Виноградова Н.Ф., "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой", М., 1978г.

3. Шалаева Г.П., "Окружающий мир", М., "ЭКСМО",1974г.

4. Энциклопедия окружающего мира "Экология", М., Росмен, 1997г.

5. Фомичёва М.Ф., "Воспитание у детей правильного произношения", М., "Просвещение", 1989г.


 

Фрагменты НОД.

Дети из разрезных картинок сложили муравьёв.


 


 


 


 

Игра «Смехотрон».


 

Вот таким получился муравьшка «Разноцветные точки».

Нести муравьишку доверили Данилу.


 

Дети отгадывают загадки про насекомых.


 


 

Матвей выбрал лишнюю картинку – «лягушку».

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 10.03.18 в 08:47 2Ответить Пожаловаться
Мне очень понравилась идея с сундучком-смехотроном
Родионова Татьяна, 12.04.18 в 18:21 2Ответить Пожаловаться
Очень интересное занятие. Спасибо автору.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.