Разработка программы кружка для 6-7 классов по теме: «Разноцветная планета»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заворовская средняя общеобразовательная школа
|
Рабочая программа
кружка
«Разноцветная планета»
для 6-7 классов
(основная школа)
Учитель:
истории и обществознания
Вялова Е.И.
Заворово, 2015 г.
Пояснительная записка
Программа нацелена на формирование толерантности. В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Данная программа предназначена для обучающихся 6-7 х классов средней общеобразовательной школы. Занятия кружка проводятся в течение всего учебного года (68 занятий), 2 раза в неделю во взаимосвязи с такими учебными предметами как литература, история, география, обществознание.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Цель программы: формирование у детей навыков толерантных отношений.
Задачи программы:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение
различий между людьми;
- обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
- воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи;
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
- развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
Планируемые формы занятий:
виртуальные путешествия, экскурсии
презентации
игра, конкурсы
театрализация
Содержание рабочей программы (68 часов)
Учащимся предлагается 6 разделов, объединенных единой смысловой направленностью. Разделы посвящены следующим темам:
1: Я гражданин России. (14 часов)
2: Мое поколение (10 часов)
3: Праздники, которые помогают жить (10 часов)
4: Мои права (8 часов)
5: Вежливость, основа совместного сотрудничества (12 часов)
6: День родителей и семьи (14 часов)
Каждая из этих тем разделяется на главы. Почти вся программа представлена в виде презентаций, что повысит интерес учащихся к данной теме и, следовательно, даст более высокие результаты. В программе широко используются видео и аудио материалы, которые дают учащимся возможность лучше понять культуры и свое место в обществе.
Ожидаемые результаты.
- Воспитание ребенка, успешно взаимодействующего в коллективе, противостоящего не толерантным отношениям, социально адаптированного ребенка.
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым
подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям
Формы подведения итогов: игры – соревнования, тест.
.
Календарно – тематическое планирование (68 часов):
Раздел, количество часов |
№ урока |
Тема урока |
Вид контроля |
Дата проведения |
||
планируемая |
фактическая |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Раздел 1: Я гражданин России.(14 часов) сентябрь |
||||||
2 |
1-2 |
Всемирный день мира. |
1 неделя |
|||
2 |
3-4 |
«Все мы дети - России». |
2 неделя |
|||
2 |
5-6 |
Международный день толерантности. |
3 неделя |
|||
2 |
7-8 |
Уважение? Терпимость? Бесконфликтность? |
4 неделя |
|||
2 |
9-10 |
Воспитание нравственности |
5 неделя |
|||
2 |
11-12 |
Как научиться прощать? |
октябрь |
2 неделя |
||
2 |
13-14 |
Чем мы отличаемся друг от друга |
3 неделя |
|||
Раздел 2: Мое поколение (10 часов) |
||||||
2 |
15-16 |
Международный день пожилых людей. |
4 неделя |
|||
2 |
17-18 |
«Я и мое поколение». |
5 неделя |
|||
2 |
19-20 |
«О мальчиках и девочках». |
ноябрь |
2 неделя |
||
2 |
21-22 |
«Один за всех, все за одного». |
3 неделя |
|||
2 |
23-24 |
«Улыбка. В чем ее секрет» |
4 неделя |
|||
Раздел 3: Праздники, которые помогают жить (10 часов) |
||||||
2 |
25-26 |
Праздники, сближающие людей и народы. «Праздник дружбы». |
декабрь |
5,1 неделя |
||
2 |
27-28 |
Как празднуют Новый год в разных странах |
2 неделя |
|||
2 |
29-30 |
Праздник улиц. Творчество на асфальте. |
3 неделя |
|||
2 |
31-32 |
Песни, которые нас объединяют. |
4 неделя |
|||
2 |
33-34 |
Всемирный день праздника. |
январь |
5 неделя |
||
Раздел 4: Мои права (8 часов) |
||||||
2 |
35-36 |
День прав человека. «На что имеем право» |
||||
2 |
37-38 |
Изучаем «Конвенцию о правах ребенка". |
||||
2 |
39-40 |
"Культура поведения на переменах" |
||||
2 |
41-42 |
Трудности человеческого выбора |
||||
Раздел 5: Вежливость, основа совместного сотрудничества (12 часов) |
||||||
2 |
43-44 |
Умение слушать и слышать другого. Я и ты. |
||||
2 |
45-46 |
«Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?» |
||||
2 |
47-48 |
Что такое сотрудничество? Я и мы. |
||||
2 |
49-50 |
Будьте добрыми и человечными |
||||
2 |
51-52 |
«Театр вежливых ребят» |
||||
2 |
53-54 |
Учусь понимать других. |
||||
Раздел 6: День родителей и семьи (14 часов) |
||||||
2 |
55-56 |
День матери России. "Мама, бабушка + я» |
||||
2 |
57-58 |
Международный день семьи. «Мама, папа, я – дружная семья» |
||||
2 |
59-60 |
День отца: «Папа – может» |
||||
2 |
61-62 |
«О чем расскажет семейный альбом" |
||||
2 |
63-64 |
Мы разные, но мы вместе» |
||||
2 |
65-66 |
В стране веселых бабушек и озорных внучат. Встреча поколений. |
||||
2 |
67-68 |
Итоговое занятие: « Толерантность вокруг меня» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / А.Г. Асмолов // Мемориал. 2001, №24.
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. М., 2000.
Мириманова, М. С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / М.С. Мириманова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений / Авт. – сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр ”Академия“, 2002. 5.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ-М”, 2001.
6. Родионов, В.П., Ступицкая, М.А., Кардашина, О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков / В.П. Родионов, М.А. Ступицкая, О.В. Кардашина. Ярославль, 2001.
7. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия /Л.И. Семина // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.
8.Степанов, П. Как воспитать толерантность? / П. Степанов / Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
9. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем./ К.Фопель, // - М.: Генезис, 1 2003.
10. Фопель, К. Технология ведения тренинга, теория и практика./К. Фопель, // Пер. с нем. - М.: Генезис, 2004.