Разработка фрагмента урока по ознакомлению с новым числом и цифрой
"Разработка фрагмента урока по ознакомлению с новым числом и цифрой"
Тема урока: «Ознакомление с новым числами и цифрами 6 и 7»
Ход урока:
1 | 2 | 3 | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование | |||||||
Повторение знаний о ранее изученных числах: | |||||||||
«На доске изображены фигуры. Посчитайте, сколько здесь разных фигур?» «Если мы к квадратам добавим еще 1, сколько их станет? Как вы это вычислили?» «А если мы уберем один треугольник? Сколько их останется?» «Если к треугольникам добавим еще 1, а 1 зеленый круг уберем?» «Посмотрите на числовую прямую и назовите все числа по порядку. Между какими числами находится число 6? А число 7?» | «4 красных круга, 5 квадратов, 6 треугольников и 7 зеленых кругов» «Будет 6 квадратов: 5+1=6» «5, т.к. 6-1=5» «6+1=7, а 7-1=6» «1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. 6 между 5 и 7, а 7 между 6 и 8» | Происходит подготовка детей к изучению нового числа: повторение старого материала, постепенно переходя к новому. | |||||||
Образование нового числа и знакомство с его названием: | |||||||||
«Возьмите 6 счетных палочек зеленого цвета. Добавьте к ним столько же желтых палочек. Положите еще одну желтую палочку. Сколько стало желтых палочек?» «Нарисуйте в своих тетрадях 5 кружочков 4 квадрата. Дорисуйте еще 2 квадрата. Сколько квадратов стало?» | «Стало 7 желтых палочек, 6+1=7» «4+2=6 квадратов» | Дети знакомятся с новым число при помощи дидактического материала. В случае затруднения, необходимо помочь им прийти к верному решению через более легкие способы. | |||||||
Знакомство с печатной цифрой: | |||||||||
«Что за вишенка, дружок, Кверху загнут стебелек? Ты ее попробуй съесть, Эта вишня – цифра...?» «Конечно, вот она на доске» «Я такую кочергу Сунуть в печку не смогу. Про нее известно всем, Что она зовется ...?» «Правильно, а вот и цифра семь» | «шесть» «семь» | Основывается на демонстративном рассмотрении и запоминании образа. На доске обязательно присутствует изображение изучаемых цифр. | |||||||
Сравнение нового числа с предыдущим и определение места нового числа в числовом ряду: | |||||||||
«У вас в тетрадях нарисованы 5 кругов и 6 квадратов, каких из них больше?» «Получается, что число 5 больше, чем число 6. А теперь нарисуйте еще 2 круга. Чего теперь больше: квадратов или кругов?» «Значит 7 больше, чем 6» | «Больше квадратов» «Теперь больше кругов, их 7» | Устанавливаются взаимно однозначные соответствия между группами предметов, посредством чего происходит сравнение чисел. | |||||||
Знакомство с печатной цифрой и письмо новой цифры: | |||||||||
Учитель на доске медленно изображает цифры 6 и 7, при этом проговаривая всю последовательность своих действий. «Откройте свои тетради и обведите цифры, представленные пунктиром» «Далее постарайтесь также аккуратно написать еще пять шестерок и пять семерок» | Дети запоминают порядок и выполняют задание. | Учащимся дается подробное описание действий. В случае затруднений, учителю стоит индивидуально объяснить ребенку. | |||||||
Знакомство со вторым способом образования предшествующего числа: | |||||||||
«Теперь возьмите 7 счетных палочек одного цвета. Уберите одну. Сколько осталось?» «Уберите еще одну палочку. Сколько осталось сейчас?» «Сделаем вывод, что для получения числа 5, из 6 нужно вычесть единицу; для числа 6 – вычитаем единицу из 7» | «7-1=6, осталось 6 палочек» «6-1=5 палочек» | Происходит изучение второго способа, при помощи вычитания единицы из числа. Сделать вывод при возможности могут и учащиеся. | |||||||
Знакомство с составом нового числа: | |||||||||
«Возьмите 6 палочек и скажите на какие две группы можно разбить их? Составим таблицу для этих вариантов» Аналогично проводится для числа 7. | Дети рисуют таблицу, в которой записывают свои варианты:
| Дети знакомятся с составом чисел с помощью разбиения его на две группы. | |||||||
Счет в прямом и обратном порядке в пределах данного числа: | |||||||||
«Посмотрите на картинку и сосчитайте предметы, которые повторяются. Например, я вижу 3 цветка в вазе» «А теперь от своих посчитанных предметов отнимайте по единице, называя результат, пока не дойдете до 0» | Дети называют количество предметов по очереди. Например: «3 цветка, 3-1=2, 2-1=1, 1-1=0» | Осуществляется счет в прямом и обратном порядке изображенных предметов. | |||||||
Выполнение различных нумерационных упражнений: | |||||||||
«У вас есть карточки с числами. Выберите по 3 карточки. Теперь к каждой карточке положите соответствующее количество счетных палочек» «Охарактеризуйте каждую группу: много в ней палочек или мало?» | Учащиеся выполняют задания. Например: у учащегося 3 группы- 2, 5 и 8 палочек. В первой группе палочек мало, во второй и третьей – много. | Происходит процесс визуального оценивания количества предметов. |