Урок по математике «Число и цифра 10» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема: Число и цифра 10.
Форма проведения: урок сочетания различных видов деятельности.
Цели:
познакомить учащихся с числом 10;
рассмотреть состав числа 10;
учить писать число 10;
закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
развивать умение устанавливать соответствия между арифметическим действием и элементами рисунка;
воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Задачи:
обобщение и уточнение дошкольных математических представлений учеников о числах в пределах 10 и действиях с ними;
формирование понятия состава числа 10;
развитие геометрического образа данного числа с помощью шкалы линейки;
обучение детей с помощью данных рисунков устанавливать соответствие между арифметическим действием и элементами рисунка;
формирование универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу;
выработка каллиграфического навыка письма числа 10;
создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности, умения учиться.
Тип урока - открытие новых знаний.
Предметные УУД:
знать и уметь называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
различать число и цифру;
использовать линейку для выполнения вычислительных операций.
применять знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, а также схем решения учебных и практических задач;
Коммуникативные УУД:
формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
создавать условия для развития интереса к урокам математики;
развивать самостоятельность и навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Познавательные УУД:
формирование каллиграфического навыка написания числа 10;
умение пользоваться учебником;
находить способы решения задач, обоснованно строить свои высказывания;
формировать навыки учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
развивать внимания, мышления через анализ данных заданий;
формировать потребность в совершенствовании устной и письменной речи;
воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий.
Образовательные ресурсы:/data/files/u1484471929.pptx (Шаблон "Число и цифра 10")
- Образовательный шаблон по математике.
1 слайд. Шаблон образовательной презентации для урока математики. Может использоваться учителями начальной школы с целью изучения нового материала на уроке, а также актуализации знаний учащихся. На первом слайде размещается тема урока.
2 и 3 слайды.Игровой слайд. Игра «Космонавт».Отработка вычислительных навыков.
4 слайд. Минута каллиграфии. При наличии интерактивной доски у учителя есть возможность прописывать образцы цифр в клетках.
5 слайд. Счётная лесенка. Цель: закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка.
6 слайд. Физкультминутка.
7 слайд. Анимационный слайд. Состав числа 10. При щелчке предмет (кукуруза) передвигается. В домике открываются числа.
8 слайд. Составление таблицы сложения на 10.
9- 10 слайды. Закрепление изученного.
Весь материал в образовательном шаблоне легко сменить на изучение других чисел от 1 до 9.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
II. Устный счёт
а) Решение задач (ответ показывают с помощью веера).
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок? (4)
На удочку Андрей
Поймал шесть окуней.
А друг его Сергей
Трех небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов. (9)
Ежик по грибы пошел,
Восемь рыжиков нашел.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных - на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках, еж? (2)
б) Игра «Космонавт». (слайд 2,3)
III. Минута каллиграфии. (слайд 4)
IV. Подведение учащихся к определению темы урока.
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
– Что мы мы будем делать на уроке?
– Чему должны научиться?
V. Проблемный диалог. (Работа с числовым рядом. Игра “ Живые числа”.)(слайд 5)
1.Какое число предшествует при счете числу 9?
2. Какое число следует при счете за числом 5?
3. Какое число стоит между числами 3 и 5?
4. Какое число стоит правее числа 8?
5.Какое число стоит левее числа 3?
– Что вы можете сказать о числе 10? Чем оно отличается от других чисел? (10 – двузначное число, при записи используется 2 знака.)
– Где в жизни вы встречаетесь с числом 10? (Ответы детей.)
Физкультминутка. (слайд 6)
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
столько раз,
Ровно столько, сколько
пальцев на руке у вас.
VI. Практическое задание (работа в парах).
– Рассмотрите рисунки , которые лежат на парте.
– Чем похожи все ряды? Чем отличаются?
Возьмите 10 фишек разного цвета. Сколько может быть красных фишек? Сколько жёлтых?
(1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.)
Слайд состав числа 10. (слайд 7)
VII.Изучение нового материала. (слайд 8)
Учитель выносит на доску все варианты моделирования состава числа 10. Учащиеся предлагают разные варианты и составляют таблицу сложения на10: и – это 10.
Запись:
VIII. Первичное закрепление. Работа по учебнику. (слайд 9)
3. Задание 3 (стр. 60).
– Сравните числа. Какое число больше?
10 больше 0 10 больше 1
10 больше 9 10 больше 8
– Где расположено на шкале линейки 10 относительно этих чисел? (Число 10 расположено правее на шкале линейки. Большее число расположено правее.)
4. Задание 4 (стр. 60).
– Прочитайте числа.
– Назовите данные числа в порядке увеличения.
– Назовите данные числа в порядке убывания.
5. Задание 5 (стр. 60) с использованием набора «Касса цифр».
– Заполните схему: и – это 10. Поднимите карточку с пропущенным числом.
Запись:
5 и – это 10 8 и – это 10
4 и – это 10 9 и – это 10
7 и – это 10 6 и – это 10
IX. Работа в печатной тетради.
Учитель демонстрирует карточку с числом 10.
– Посмотрите, как записывается число десять. На что похоже число 10?
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.
Запись числа 10.
X. Самостоятельная работа. (Работа в рабочей тетради по математике.) (слайд 10)
XI. Рефлексия: Нарисуйте на полях тетради: зелёный кружок – у вас всё получилось, на уроке всё было понятно; жёлтый кружок – не всё было понятно, не всё получилось; красный кружок – требовалось помощь учителя.
Продолжи фразу: Я сегодня узнал… Я научился… Я запомнил…