12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Михайловна35
1

Разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе И.Бунин «Матери»



Презентация к уроку И. Бунин "Матери"
PPTX / 994.71 Кб

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение

Дата 

Тема урока И. Бунин «Матери»

Тип урока

Цель урока: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Задачи:

Образовательные:познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

развивать поисковую, творческую, познавательную деятельность;

развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

формирование устойчивого интереса к предмету;

воспитание взаимной ответственности за результаты учебного труда, аккуратности и правильности в оформлении заданий;

формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;

формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.


 

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ: учиться читать стихотворение выразительно; определять тему стихотворения и описывать чувства лирического героя; определять средства художественной выразительности;видеть связь между произведениями разных видов искусства, формирование собственного отношения к произведениям культуры, понимание авторской позиции и свое отношение к ней, умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

ЛИЧНОСТНЫЕ: проявлять интерес к поэзии, музыке, живописи; осознавать ценность любви к матери;формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение осуществлять эстетическое оценивание предлагаемого материала.

Тип занятия: открытие нового знания

Инновационные технологии: личностно-ориентированная, технология критического мышления, обучение в сотрудничестве.

Материально – технические средства: компьютер, экран, рабочие материалы у учащихся.

Формы работы с учащимися

Основные понятия: лирический герой, эпитеты, олицетворение.

Методы работы с учащимися:наглядные, практические, творческие, самостоятельная работа.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.(1 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

По весне шагаем дружно,

Многое узнать нам нужно!

Мы шагаем не спеша,

Ведь весна так хороша!

Мы уже несколько уроков говорим о весне. Что нужно было сделать в домашнем задании?

Настраиваются на работу.

Личностные:определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; организацию учащимися своей учебной деятельности.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

Этап проверки домашнего задания. (5 мин)

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Давайте проверим домашнее задание.

После чтения готовьтесь ответить на вопрос:

-какие литературные приёмы использовал автор?

Выразительное чтение стихотворения «Снег теперь уже не тот…» С. Маршака

- сравнение (треснувший лёд, будто расколотый, серёжки как серебро)

- олицетворение (облака бегут)

- эпитеты (стёжки и дорожки стали чернее)

Познавательные: читать стихотворение выразительно;определять средства художественной выразительности;

Личностные:проявлять интерес к поэзии;

Регулятивные:

Коммуникативные:

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3-4мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 1, 2, 3)
– Да, мы видим образ женщины-матери.

– Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

– Давайте ответим на вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 4)

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать...

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей,

И живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» – нет его добрей,

Ласковей и сокровенней.

Определите тему сегодняшнего урока?

На слайде тема (Слайд 5)

ДАВАЙТЕ определим цели урока.

На доске: (прикрыто )

- Познакомимся….

- Узнаем….

- Научимся….

- …..оценивать….

- Расширим…

На картинахмама с ребёнком.

– Чтобы у меня была красивая одежда, игрушки, телефон,  вкусная еда, чистота, не проспать в школу, водила к врачу.
– Чтобы меня выслушала, понимала, приласкала.
– Мама все поймет и простит.
– Она принимает тебя таким, какой ты есть.
– Она любит тебя за то, что это ты. 
– Потому, что она дала мне жизнь.
– Это самый родной человек.

Определение темы урока и целеполагание.

- Мы будем изучать произведения,посвящённые матери.

Формулируют тему и цели

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

4.Этап усвоения новых знаний или способов действий.(10 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Знакомство с автором стихотворения И. Буниным. (Слайд 6)

Давайте узнаем о поэте Иване Бунине. Рассказ о нём подготовил Максим Дихнов.

– Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. 
Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”


 

- Что вы узнали о поэте?

- А как Максим подготовился?

Подготовка к чтению. (Слайд 7)

ДЛЯ ЧЕГО?

Послушайте стихотворение и готовьтесь ответить на вопрос:

Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?

Чтение стихотворения учителем

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел-хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением?

 
 

– Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела. Так кем же была мама для поэта?

– Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда – и в горе,  и в радости.
– Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать это стихотворение?

-Прочитайте стихотворение вполголоса и ответьте на вопрос:

– От имени кого написано стихотворение?

Давайте прочитаем стихотворение хором, а затем вы ответите на вопрос: – Какие картины вы себе представили?

ВЕРНУТЬСЯ к картинам на слайде, где мама с ребёнком:

Что общего между картинами и стихотворением?

А средства изображения у них были одинаковыми или разными?

Чтобы более точно выразить свои чувства, поэт использует эпитеты.

Давайте их найдем.

Что художника заставило взять такие краски (светлые, нежные), что повлияло?

Ребята, а если бы вы рисовали словами, какие бы слова вы взяли ?

Максим рассказывает о поэте

Читают с экрана цепочкой:

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Кроткий голос – покорный, смирный.

Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.

Полушепот – тихая речь.

Глаза туманя – засыпая

Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

Сумрак – полумрак, неполная темнота.


 


 


 


 


 


 


 

Чувство любви к своей матери.

Ангелом-хранителем

 
 

Спокойно, тихо, таинственно.


 

Читают про себя или вполголоса, отвечают на поставленный вопрос

- От имени автора


 

Спальня с тёплой кроваткой, няня, голос мамы, ангел, присевший на край кровати


 


 

И художники и поэт описывают маму.


 

Художник пишет картины красками, а поэт использует слова.

- Тёплая кроватка, милый, кроткий голос твой. Сладкий сон

Его наблюдательность, настроение, его воспоминания о своей маме, её образ.

Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

5.Этап проверки понимания учащимися нового материала. (20 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Давайте прочитаем стихотворение

( по куплету)и ответим на вопрос:

- Автор вспоминает о былом,о своём детстве,или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?

Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

Какие слова указывают на то, что мамы уже нет рядом с писателем?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Слайд 8)

Подготовка к выразительному чтению.

После чтения готовьтесь ответить на вопрос:

- Зачем И.А.Бунин написал это стихотворение? Что он хотел сказать нам, читателям?

Р Е Ф Л Е К С И Я

-как нужно было читать стихотворение?

-удалось ли получить результат?

-справились полностью правильно или с незначительными ошибками?

Какая должна быть у человека душа, который с такой любовью пишет о своей матери?

А бывает чёрная душа?

(Слайд 9)

Каких людей больше?

А как вы относитесь к своей маме?

Отразите свои образные выражения в сочинении о маме. Приготовьте ваши рисунки.

Молодцы! Ваши сочинения говорят о том, что у вас светлая душа и вы очень любите своих мам.

С давних времён в народе сочиняли песни о мамах, пословицы и поговорки.

На столаху вас лежат пословицы о матери. Соберите их и скажите, какая из них больше соответствует стихотворению И.Бунина?

Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё?

Ребята, а как наше государство проявляет заботу о мамах?

Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Бунин передал своим стихотворением любовь к матери. И вы постарайтесь передать любовь к своей маме, составьте синквейн. Проверим, что для вас значит мама.

Слайд 10)

Читают стих-е и отвечают:

- Вспоминает детство.

Зачитывают слова из 1, 2 и 3 куплета

Я помню, помню голос твой!

Глаголы употреблены в прошедшем времени.

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Потянулись,

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (Погладили себя по голове)

Отмечают карандашом паузы, читают выразительно вслух несколько человек и отвечают на вопрос.

Таким образом благодарит маму за счастливые дни в детстве, через это стихотворение передает любовь к ней, говорит читателям о том, что надо ценить эти моменты жизни и говорить о любви близким людям,.

Светлая, добрая

Люди бывают злые, жестокие, не заботятся о своих старых родителях, сдают их в дома престарелых и т.д.

Добрых, со светлой душой.

Дети говорят о себе, как они относятся к маме, как помогают ей и т.д.

ЗВУЧИТ тихая музыка

Творческая работа: (у детей на рисунок приклеены листочки с началом сочинения, они продолжают дальше)

«Осторожно прикоснусь к заветной дверце своей души и увижу, как…..»

По окончанию работы зачитывают несколько человек. Дети показывают свои работы гостям.

Нет друга нежнее матери.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Птица рада весне, а дитя матери.

Родных много, а мать роднее всего.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Сердце матери лучше солнца греет.

– Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме, получить хорошую отметку.

Обнять её, сказать ласковые слова.

Мы ежегодно отмечаем государственные праздники – День Матери, 8 Марта.

Составляют синквейн с помощью учителя. Несколько человек читают свои синквейны.

Мама

Родная, заботливая

Помогает, прощает, любит

Мама –воспоминание о детстве.

Счастье

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

 

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

(слайд с картинами)

- В чем созвучны стихотворение И.А.Бунина, картины художников, народные пословицы, ваши сочинения и рисунки?

- Давайте и мы будем всегда радовать своих мам своими делами и поступками. По тому как человек относится к своей маме, можно судить о нём – добрый он, любящий и заботливый или злой, жестокий, эгоистичный и неблагодарный.

Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы их или нет? ДОКАЖИТЕ.

Открыть доску со словами:

- Познакомимся….

- Узнаем….

- Научимся….

- …..оценивать….

- Расширим…

Заполните личные листы самооценки.

Их авторы любили и любят своих мам. Они ими восхищаются, они всегда думают о них. Это чувство они пронесли через всю жизнь.

Дети дополняют предложения, изменяя окончания (познакомились…)

Дети заполняют.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

7.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Какое д/з по данному произведению вы предложите своим одноклассникам?

1 уровень: выучить стихотворение наизусть и рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях.

2 уровень : выразительное чтение стихотворения и составление ещё одного синквейна.

Не забудьте подарить мамам свои рисунки и сказать как вы их любите.

Вы сегодня хорошо работали.

(получают в качестве приза – ангелочка)

 

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:


шаблон ангелочка
DOCX / 48.1 Кб

Лист самооценки
DOCX / 16.57 Кб

Мелодия
MP3 / 1.03 Мб

Технологическая карта урока
DOCX / 80.18 Кб

Карточка для сочинения
DOCX / 11.65 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.