Разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе И.Бунин «Матери»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку И. Бунин "Матери"
PPTX / 994.71 Кб
Технологическая карта урока
Предмет Литературное чтение
Дата
Тема урока И. Бунин «Матери»
Тип урока
Цель урока: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.
Задачи:
Образовательные:познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.
развивать поисковую, творческую, познавательную деятельность;
развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательные:
формирование устойчивого интереса к предмету;
воспитание взаимной ответственности за результаты учебного труда, аккуратности и правильности в оформлении заданий;
формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
Планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ: учиться читать стихотворение выразительно; определять тему стихотворения и описывать чувства лирического героя; определять средства художественной выразительности;видеть связь между произведениями разных видов искусства, формирование собственного отношения к произведениям культуры, понимание авторской позиции и свое отношение к ней, умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
ЛИЧНОСТНЫЕ: проявлять интерес к поэзии, музыке, живописи; осознавать ценность любви к матери;формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение осуществлять эстетическое оценивание предлагаемого материала.
Тип занятия: открытие нового знания
Инновационные технологии: личностно-ориентированная, технология критического мышления, обучение в сотрудничестве.
Материально – технические средства: компьютер, экран, рабочие материалы у учащихся.
Формы работы с учащимися
Основные понятия: лирический герой, эпитеты, олицетворение.
Методы работы с учащимися:наглядные, практические, творческие, самостоятельная работа.
Содержание этапов урока |
Формируемые УУД |
||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Организационный этап.(1 мин) Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. |
|||||||||||
По весне шагаем дружно, Многое узнать нам нужно! Мы шагаем не спеша, Ведь весна так хороша! Мы уже несколько уроков говорим о весне. Что нужно было сделать в домашнем задании? |
Настраиваются на работу. |
Личностные:определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; организацию учащимися своей учебной деятельности. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им, оформлять свои мысли в устной форме |
|||||||||
Этап проверки домашнего задания. (5 мин) Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
|||||||||||
Давайте проверим домашнее задание. После чтения готовьтесь ответить на вопрос: -какие литературные приёмы использовал автор? |
Выразительное чтение стихотворения «Снег теперь уже не тот…» С. Маршака - сравнение (треснувший лёд, будто расколотый, серёжки как серебро) - олицетворение (облака бегут) - эпитеты (стёжки и дорожки стали чернее) |
Познавательные: читать стихотворение выразительно;определять средства художественной выразительности; Личностные:проявлять интерес к поэзии; Регулятивные: Коммуникативные: |
|||||||||
3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3-4мин) |
|||||||||||
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. |
|||||||||||
Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 1, 2, 3) – Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека! – Давайте ответим на вопрос: Для чего человеку мама? (Слайд 4) Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать... Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное – МАТЬ! Древнее, как музыка морей, И живое, словно свет весенний, Слово «МАМА» – нет его добрей, Ласковей и сокровенней. Определите тему сегодняшнего урока? На слайде тема (Слайд 5) ДАВАЙТЕ определим цели урока. На доске: (прикрыто ) - Познакомимся…. - Узнаем…. - Научимся…. - …..оценивать…. - Расширим… |
На картинахмама с ребёнком. – Чтобы у меня была красивая одежда, игрушки, телефон, вкусная еда, чистота, не проспать в школу, водила к врачу. Определение темы урока и целеполагание. - Мы будем изучать произведения,посвящённые матери. Формулируют тему и цели |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
|||||||||
4.Этап усвоения новых знаний или способов действий.(10 мин) Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. |
|||||||||||
Знакомство с автором стихотворения И. Буниным. (Слайд 6) Давайте узнаем о поэте Иване Бунине. Рассказ о нём подготовил Максим Дихнов. – Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.
- Что вы узнали о поэте? - А как Максим подготовился? Подготовка к чтению. (Слайд 7) ДЛЯ ЧЕГО? Послушайте стихотворение и готовьтесь ответить на вопрос: – Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? Чтение стихотворения учителем Я помню спальню и лампадку,
|
Максим рассказывает о поэте Читают с экрана цепочкой: Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами. Кроткий голос – покорный, смирный. Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку. Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота.
Читают про себя или вполголоса, отвечают на поставленный вопрос - От имени автора
Спальня с тёплой кроваткой, няня, голос мамы, ангел, присевший на край кровати
И художники и поэт описывают маму.
Художник пишет картины красками, а поэт использует слова. - Тёплая кроватка, милый, кроткий голос твой. Сладкий сон Его наблюдательность, настроение, его воспоминания о своей маме, её образ. Нежность, радость; спокойствие покой; любовь, забота; благодарность, любовь. |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
|||||||||
5.Этап проверки понимания учащимися нового материала. (20 мин) Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. |
|||||||||||
Давайте прочитаем стихотворение ( по куплету)и ответим на вопрос: - Автор вспоминает о былом,о своём детстве,или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит? – Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве. Какие слова указывают на то, что мамы уже нет рядом с писателем? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Слайд 8) Подготовка к выразительному чтению. После чтения готовьтесь ответить на вопрос: - Зачем И.А.Бунин написал это стихотворение? Что он хотел сказать нам, читателям? Р Е Ф Л Е К С И Я -как нужно было читать стихотворение? -удалось ли получить результат? -справились полностью правильно или с незначительными ошибками? Какая должна быть у человека душа, который с такой любовью пишет о своей матери? А бывает чёрная душа? (Слайд 9) Каких людей больше? А как вы относитесь к своей маме? Отразите свои образные выражения в сочинении о маме. Приготовьте ваши рисунки. Молодцы! Ваши сочинения говорят о том, что у вас светлая душа и вы очень любите своих мам. С давних времён в народе сочиняли песни о мамах, пословицы и поговорки. На столаху вас лежат пословицы о матери. Соберите их и скажите, какая из них больше соответствует стихотворению И.Бунина? Мама для вас самый дорогой человек. Она очень много делает для вас. А что вы можете сделать для неё? Ребята, а как наше государство проявляет заботу о мамах? Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни. Это не случайно, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни. Бунин передал своим стихотворением любовь к матери. И вы постарайтесь передать любовь к своей маме, составьте синквейн. Проверим, что для вас значит мама. Слайд 10) |
Читают стих-е и отвечают: - Вспоминает детство. Зачитывают слова из 1, 2 и 3 куплета Я помню, помню голос твой! Глаголы употреблены в прошедшем времени. Дружно помогаем маме Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд) Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны) Потянулись, Остановились. Хорошо мы потрудились! (Погладили себя по голове) Отмечают карандашом паузы, читают выразительно вслух несколько человек и отвечают на вопрос. Таким образом благодарит маму за счастливые дни в детстве, через это стихотворение передает любовь к ней, говорит читателям о том, что надо ценить эти моменты жизни и говорить о любви близким людям,. Светлая, добрая Люди бывают злые, жестокие, не заботятся о своих старых родителях, сдают их в дома престарелых и т.д. Добрых, со светлой душой. Дети говорят о себе, как они относятся к маме, как помогают ей и т.д. ЗВУЧИТ тихая музыка Творческая работа: (у детей на рисунок приклеены листочки с началом сочинения, они продолжают дальше) «Осторожно прикоснусь к заветной дверце своей души и увижу, как…..» По окончанию работы зачитывают несколько человек. Дети показывают свои работы гостям. Нет друга нежнее матери. При солнышке тепло, а при матери добро. Птица рада весне, а дитя матери. Родных много, а мать роднее всего. Птица рада весне, а младенец — матери. Сердце матери лучше солнца греет. – Помыть посуду, заправить свою постель, помочь убраться в доме, получить хорошую отметку. Обнять её, сказать ласковые слова. Мы ежегодно отмечаем государственные праздники – День Матери, 8 Марта. Составляют синквейн с помощью учителя. Несколько человек читают свои синквейны. Мама Родная, заботливая Помогает, прощает, любит Мама –воспоминание о детстве. Счастье |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
|||||||||
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
|||||||||||
(слайд с картинами) - В чем созвучны стихотворение И.А.Бунина, картины художников, народные пословицы, ваши сочинения и рисунки? - Давайте и мы будем всегда радовать своих мам своими делами и поступками. По тому как человек относится к своей маме, можно судить о нём – добрый он, любящий и заботливый или злой, жестокий, эгоистичный и неблагодарный. Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек: нигде и никогда Не заставляйте маму плакать. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы их или нет? ДОКАЖИТЕ. Открыть доску со словами: - Познакомимся…. - Узнаем…. - Научимся…. - …..оценивать…. - Расширим… Заполните личные листы самооценки. |
Их авторы любили и любят своих мам. Они ими восхищаются, они всегда думают о них. Это чувство они пронесли через всю жизнь. Дети дополняют предложения, изменяя окончания (познакомились…) Дети заполняют. |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
|||||||||
7.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин) Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. |
|||||||||||
Какое д/з по данному произведению вы предложите своим одноклассникам? 1 уровень: выучить стихотворение наизусть и рассказать, как любовь мамы помогает в разных ситуациях. 2 уровень : выразительное чтение стихотворения и составление ещё одного синквейна. Не забудьте подарить мамам свои рисунки и сказать как вы их любите. Вы сегодня хорошо работали. (получают в качестве приза – ангелочка) |
Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
шаблон ангелочка
DOCX / 48.1 Кб
Лист самооценки
DOCX / 16.57 Кб
Мелодия
MP3 / 1.03 Мб
Технологическая карта урока
DOCX / 80.18 Кб
Карточка для сочинения
DOCX / 11.65 Кб