Разработка игрового мероприятия для начальной школы по теме: «Прощание с Букварём»

2
0
Материал опубликован 31 December 2017

Пояснительная записка

Фамилия, имя, отчество

Поносова Галина Ивановна

Должность, преподаваемый предмет

учитель начальных классов

Название образовательного учреждения

ЧОУ СОШ «Европейская школа» г.Пермь

 

 

Предмет, класс

Внеурочная работа, 1 класс

Тема разработки

Разработка игрового мероприятия для начальной школы по теме: «Прощание с Букварём» (пояснительная записка, сценарий)

Вашему вниманию представлена разработка мероприятия в начальной школе, которое проводится в 1 классе традиционно после изучения букваря. Праздник предназначен для детей, родителей и учителей.

Цели и задачи данного мероприятия:

повторить и систематизировать знания учащихся, полученные в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»;

развивать кругозор учащихся, расширять словарный запас;

учить детей отгадывать загадки;

способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию, 

способствовать развитию интереса к литературному творчеству;

развивать коммуникативные навыки и межличностные отношения.

Оборудование: костюмы и атрибуты для участников, украшения для актового зала и сцены по тематике, карточки с загадками, презентационный материал, грамоты, призы

Во время подготовки были использованы:

Литература

Орлова Ф.М. Нам весело.- М., «Просвещение», 1973

Цыбульник В.И. Игры для детей. – М.: ООО « Издательство АСТ», 2003

интернет - материалы:

https://ru.wikipedia.org

yandex.ru/images

http://kidsclever.ru

Праздник «Прощание с Букварём!» (1 класс)

1 ученик - буква:

В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы

По степям до синих гор

На зеленый семафор.

2 ученик - буква:

В школу он спешит сейчас

К нам на праздник, в первый класс.

Опоздать нельзя на праздник-

Это каждый знает.

Мчится поезд – первоклассник,

Скорость набирает.

3 ученик- буква:

Прибавляет по пути

К трем четыре, два к пяти,

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит, изучая алфавит

4 ученик - буква:

Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я
Нынче в нашей школе праздник
Славный праздник букваря!

Дети паровозиком под музыку «Голубой вагон» въезжают в зал и садятся.

Ведущий

Дорогие ребята! Поздравляю Вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.

Вы в школе почти целый год отучились,

Вы много успели и много узнали

Писать и читать вы уже научились

И первые книги свои прочитали

А верным помощником в этом вам стал

Первый учебник – БУКВАРЬ.

И первые буквы он вам показал

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу

Вы прочитаете хороших книг немало, Букварь вам в руки ключик к знаньям дал. Поэтому Букварь - начало всех начал.

А в гостях у нас сегодня помощники королевы Азбуки – буквы.

1 первоклассник

Когда пришли мы в 1 класс

Погожим сентябрём.

Учитель познакомил нас

С волшебным букварём.

2 первоклассник

Мы все умели говорить

Да и читать слегка

Букварь же нам хотел раскрыть

Секреты языка.

3 первоклассник

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

4 первоклассник

Я с этой книжкой первый раз

Пришёл в свой светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Песня о буквах

5 первоклассник

Мы в нарядах нынче ярких,

И у всех счастливый вид:

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит.

6 первоклассник

Разбудите меня ночью,

В самой серединочке –

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Конкурс «Алфавит»

- Подождите, подождите и меня! Я слышал здесь говорят о школе, буквах. Я тоже хочу с вами поиграть, почитать, рассказать алфавит. Хотите послушать?

(Незнайка рассказывает алфавит, путается и ребята помогают ему)

Незнайка:

- А знают ли ребята, откуда пришёл к нам алфавит, кто первый его придумал? Мне очень интересно.

Ведущий:

Ещё прадедовской порой Буквы разуму верны.

Встали буквы в чёткий строй. И за это им даны

Строй, как строй, Высочайшие права

Да не простой, Образовывать слова.

Он зовётся алфавит

Всюду путь ему открыт.

1 ученик - буква:

- Давным-давно, наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне создали славянскую азбуку. Создали её Кирилл и Мефодий в 863 году. Эту азбуку назвали кириллицей.

2 ученик – буква:

- Но не сразу книги стали такими, как мы их сейчас видим. В старину книги писали от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5 – 7 лет. На Руси первый печатный букварь был составлен и напечатан в 1574 году.

Незнайка:

- А я знаю, кто его напечатал.

Ведущий:

- Ну и откуда ты знаешь, кто же это?

Незнайка:

- Это был Кощей Бессмертный и Баба Яга, они всё время что-то читают, придумывают, а потом колдуют.

Ведущий:

- Ну, Незнайка, ничего то ты не знаешь! А вот ребята смогут тебе помочь. Как имя человека, который впервые напечатал книгу и какой она была? (Дети дают ответы)

3 ученик – буква:

Первую в нашей стране «Азбуку – букварь» 400 лет назад напечатал для детей Иван Фёдоров. В его букваре было много картинок, и детям стало легче учиться читать и писать. Все ребята во все времена и во всех странах начинают учиться грамоте по «Букварю».

Ведущий:

Книгу, что знакомит с буквой,

Букварём назвали встарь.

В честь славянских «Аз» и «буки»,

Назван азбукой букварь.

Оказалось, что крючочки

Населяют буквари,

Загогулинки, значочки,

А всего их – 33.

Незнайка:

- Первоклассники, расскажите, а что вы узнали о буквах, обучаясь по «Азбуке»? Для чего буквы нужны людям?

7 первоклассник

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

8 первоклассник

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

9 первоклассник

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребенка качать.

10 первоклассник

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть.

Но не хочется им петь!

11 первоклассник

С-с-с змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж шмели в саду жужжат.

Р-р-р моторы тарахтят.

12 первоклассник

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША

К нам явилась на урок.

13 первоклассник

Если слоги встанут рядом Так чудесно буквы эти

Получаются слова: Могут слоги составлять,

ТЫ и КВА. А вместе ТЫКВА. И про всё на белом свете

СО и ВА, итак СОВА. Нам словами рассказать.

14 первоклассник

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем сочинять, писать.

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Песня «Чему учат в школе»

Незнайка:

- Да песни вы хорошо поёте и стихи читать умеете. Я тоже стихи научился запоминать. Хотите послушать?

Ведущий:

-Ну, как, ребята, послушаем? Наш новый конкурс так и назовем «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.

Незнайка

Ну, слушайте! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

 

Ведущий

-Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята? (грачей)

Незнайка

-Ну, подумаешь, разочек ошибся.

Слушайте дальше:

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами…

Ну что? Опять ошибка? Не может быть, а как надо? (чайки)

Незнайка

-Тогда другое прочитаю, вчера выучил. На глазах у детворы крысу красят маляры. Почему вы смеетесь и не хлопаете? Артисты любят аплодисменты… Неужели я опять не так сказал? (надо крышу, а не крысу)

Ведущий

- Эх, Незнайка стихи заучивать не так-то просто. И ты опять допустил ошибку. Давайте покажем, как надо учить стихи. (дети читают стихи)

Незнайка:

- Подумаешь стихи, вы бы сказки научились разгадывать тогда другое дело!

Ведущий:

Раньше Карлсон и Мальвина,

Айболит и Буратино

Приглашали вас играть.

А теперь зовут читать,

И писать и считать.

Через сказку и игру

Они учат детвору.

Незнайка:

- Вот шелестят уже страницы, и кто-то к нам уже стучится!

Старик Хот-ч

О, многоуважаемые гости! Я три тысячи лет ждал этого часа и очень счастлив, что Азбука привела вас из Алфавитинска в страну Литературию. Вы, наверное уже догадались, кто я?

Верно, ребята, я пришел к вам из книжки Лагина «Старик Хот-ч». И пришел не один, а со своими друзьями. Ой, только у меня, старика, память плохая. Подскажите, кто они, из каких сказок?

Ведущий:

Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж.

Сказку заново прочтёшь!

Я на балу никогда не бывала.

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется.. (По щучьему велению)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…. (Айболит)

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, Это Гена…. (крокодил)

Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - Мальчик Робин.

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх,

Этот плюшевый проказник

Медвежонок …. (Винни-Пух)

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган. (Буратино)

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его ? (Незнайка)

Старик Хот-ч

-О, отроки, вы правы! Эти герои, а с ними и многие другие поведут вас, ребята, дальше в страну Литературию. Книги расскажут вам о жизни детей и приключениях, познакомят с замечательными людьми. Читая, вы станете умнее, сильнее и добрее. И в этих книжках всегда будут с вами ваши добрые друзья буквы. Ну, а мне пора идти дальше. Меня ждут ребята в библиотеке.

Незнайка:

- Молодцы, ребята! А сейчас давайте проверим, как вы научились читать?

Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас забав и затей!

Ведущий

1)_Молодцы, ребята! А теперь проведем игру «Живые слова». Я буду называть слова, а вы выходите с соответствующими слогами и составляйте из них слова. (детям заранее выдаются слоги)

Нез – най - ка, Маль – ви - на, Карл – сон (читают слова)

2) – Продолжаем играть в слова. В каждом яйце (или шарике) спрятаны слоги. Вы должны быстро составить из них слова.

АЛ – ФА – ВИТ, СЛО – ВА, БУК – ВЫ, СЛО – ГИ, БУК – ВАРЬ

3) Игра «Отыщи слова»

Найдите подходящие слоги из второго столбика к слогам из первого и прочитайте слова.

КАРА БЫЧ

ХОТТА БАС

КАРЛ ТИК

МАЛЬВИ СОН

ЛЕО НА

ФУН ПОЛЬД

4) игра «Перевёртыши»

Разделите слова на слоги. Слоги поменяйте местами. Какие слова получились?

Камыш - мышка, сосна – насос, качай - чайка, кабан – банка)

Незнайка:

А я уже могу писать! А я могу писать. (Разворачивает объявление)

Могу тетрадку показать

И даже полистать!

Ведущий:

Да ты уже учёный стал! Скажи, о чём ты написал?

Незнайка:

А мне, откуда это знать?

Ведь я сказал –

Могу писать!

Писать, а не читать

5) (Спе…ите, спе…ите на помощь!

Дорогие …кольники!

Помогите освободить букву…!

Её похитил злой Кривой Почерк!)

Ведущий:

- Ребята, кто может прочитать объявление?

Какую букву ищут? Давайте поможем освободить эту букву, но для этого нам нужно выполнить задание. Какие слова спрятались в словах?

(хлев – лев, столб-стол, коса – оса, удочка- -дочка, машина – шина уточка – точка, цель – ель, чемпион - пион)

6) Пословицы

- Закончи пословицу:

С книгой поведёшься - как на крыльях летаешь.

Кто много читает - ума наберёшься.

Книгу читаешь - тот много знает

Ведущий:

Я рада, что вы ребята так много знаете. Посмотрите и скажите, какие буквы у нас на празднике сегодня были дежурные? (Б, В, Г, Д ) Что вы о них знаете, расскажите! (дети высказывают своё мнение)

Ведущий

Объявляем следующий конкурс. Каждая команда должна назвать как можно больше слов, которые начинаются на ваши буквы. (разделить на 2-4 команды). После конкурса буквы переворачиваются и дети читают «Будьте всегда грамотными, дети!»

Незнайка:

Вы отлично отвечали

Все загадки отгадали.

Буквы:

С вами мы хотим проститься,

Обещайте не лениться,

Старших слушаться всегда.

Ведущий:

Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься

Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним,

Грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

Незнайка:

Ах, совсем забыл друзья

Что представить должен я,

Кто на смену Букварю придёт,

Дальше вас учить начнёт!

Буквы и Незнайка:

Это литературное чтение.

Литературное чтение:

- Вам моё почтение! (кланяется)

Я Литературное чтение

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

- Я от Букваря слыхала,

Что вы знаете не мало.

Любознательных люблю,

Щедро знания дарю.

Всем, кто хочет много знать,

Хорошо надо читать.

- Сколько букв в алфавите?

- На какие две группы делятся буквы?

- Какие буквы не имеют звуков?

- Какие буквы имеют два звука? Когда?

- Молодцы, ребята!

- Сегодня вы попрощались с букварём. Я – Литературное чтение,поведу вас по неведомой дороге чтения. Помогу вам войти в волшебный и интересный мир книг.

15 первоклассник

Книжек первые страницы

Нас встречают с первых лет

И несут нас, словно птиц,

Облетая целый свет.

16 первоклассник

Мы дружны с печатным словом

Если б не было его

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

17 первоклассник

В каждом доме, в каждой хате

В городах и на селе

Начинающий читатель держит книгу на столе.

18 первоклассник

Книг заветные страницы

Помогают людям жить,

И работать, и учиться

И отчизной дорожить!

19 первоклассник

Птице – полетать бы!

Мне же – почитать бы!

На крыле страницы захочу – взлечу,

А перелистаю книгу,

Побываю там, где захочу!

20 первоклассник

Хочешь плыть по океанам?

Опускаться в глубину?

Побывать во многих странах

И помчаться на луну.

Быть отважным следопытом.

Все края тебе раскрыты

На страницах наших книг!

21 первоклассник

- Как хорошо уметь читать.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

Прочти, пожалуйста, прочти!

22 первоклассник

Не надо умолять сестрицу:

- Ну, прочитай ещё страницу!

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать!

Песня «Солнечный круг»

Библиотекарь:

- Будьте внимательны при чтении и вам откроются тайны, которые хранят страницы этой учебной книги. Мы вам вручаем учебник «Литературное чтение», я надеюсь, вы будите частыми гостями библиотеки. Берегите учебник!

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в обложку оберни,

Где взял меня – туда верни.

Запомни, я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Учитель:

- Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг!

(Вручение памятных подарков об окончании обучения букваря. Поздравление от родителей.)

 

12

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.