Разработка игрового мероприятия для начальной школы по теме: «Прощание с Букварём»
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество |
Поносова Галина Ивановна |
Должность, преподаваемый предмет |
учитель начальных классов |
Название образовательного учреждения |
ЧОУ СОШ «Европейская школа» г.Пермь |
|
|
Предмет, класс |
Внеурочная работа, 1 класс |
Тема разработки |
Разработка игрового мероприятия для начальной школы по теме: «Прощание с Букварём» (пояснительная записка, сценарий) |
Вашему вниманию представлена разработка мероприятия в начальной школе, которое проводится в 1 классе традиционно после изучения букваря. Праздник предназначен для детей, родителей и учителей.
Цели и задачи данного мероприятия:
повторить и систематизировать знания учащихся, полученные в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»;
развивать кругозор учащихся, расширять словарный запас;
учить детей отгадывать загадки;
способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию,
способствовать развитию интереса к литературному творчеству;
развивать коммуникативные навыки и межличностные отношения.
Оборудование: костюмы и атрибуты для участников, украшения для актового зала и сцены по тематике, карточки с загадками, презентационный материал, грамоты, призы
Во время подготовки были использованы:
Литература
Орлова Ф.М. Нам весело.- М., «Просвещение», 1973
Цыбульник В.И. Игры для детей. – М.: ООО « Издательство АСТ», 2003
интернет - материалы:
https://ru.wikipedia.org
yandex.ru/images
Праздник «Прощание с Букварём!» (1 класс)
1 ученик - буква:
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый семафор.
2 ученик - буква:
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник, в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник-
Это каждый знает.
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.
3 ученик- буква:
Прибавляет по пути
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит, изучая алфавит
4 ученик - буква:
Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я
Нынче в нашей школе праздник
Славный праздник букваря!
Дети паровозиком под музыку «Голубой вагон» въезжают в зал и садятся.
Ведущий
Дорогие ребята! Поздравляю Вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали
Писать и читать вы уже научились
И первые книги свои прочитали
А верным помощником в этом вам стал
Первый учебник – БУКВАРЬ.
И первые буквы он вам показал
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу
Вы прочитаете хороших книг немало, Букварь вам в руки ключик к знаньям дал. Поэтому Букварь - начало всех начал.
А в гостях у нас сегодня помощники королевы Азбуки – буквы.
1 первоклассник
Когда пришли мы в 1 класс
Погожим сентябрём.
Учитель познакомил нас
С волшебным букварём.
2 первоклассник
Мы все умели говорить
Да и читать слегка
Букварь же нам хотел раскрыть
Секреты языка.
3 первоклассник
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
4 первоклассник
Я с этой книжкой первый раз
Пришёл в свой светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Песня о буквах
5 первоклассник
Мы в нарядах нынче ярких,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
6 первоклассник
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Конкурс «Алфавит»
- Подождите, подождите и меня! Я слышал здесь говорят о школе, буквах. Я тоже хочу с вами поиграть, почитать, рассказать алфавит. Хотите послушать?
(Незнайка рассказывает алфавит, путается и ребята помогают ему)
Незнайка:
- А знают ли ребята, откуда пришёл к нам алфавит, кто первый его придумал? Мне очень интересно.
Ведущий:
Ещё прадедовской порой Буквы разуму верны.
Встали буквы в чёткий строй. И за это им даны
Строй, как строй, Высочайшие права
Да не простой, Образовывать слова.
Он зовётся алфавит
Всюду путь ему открыт.
1 ученик - буква:
- Давным-давно, наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне создали славянскую азбуку. Создали её Кирилл и Мефодий в 863 году. Эту азбуку назвали кириллицей.
2 ученик – буква:
- Но не сразу книги стали такими, как мы их сейчас видим. В старину книги писали от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5 – 7 лет. На Руси первый печатный букварь был составлен и напечатан в 1574 году.
Незнайка:
- А я знаю, кто его напечатал.
Ведущий:
- Ну и откуда ты знаешь, кто же это?
Незнайка:
- Это был Кощей Бессмертный и Баба Яга, они всё время что-то читают, придумывают, а потом колдуют.
Ведущий:
- Ну, Незнайка, ничего то ты не знаешь! А вот ребята смогут тебе помочь. Как имя человека, который впервые напечатал книгу и какой она была? (Дети дают ответы)
3 ученик – буква:
Первую в нашей стране «Азбуку – букварь» 400 лет назад напечатал для детей Иван Фёдоров. В его букваре было много картинок, и детям стало легче учиться читать и писать. Все ребята во все времена и во всех странах начинают учиться грамоте по «Букварю».
Ведущий:
Книгу, что знакомит с буквой,
Букварём назвали встарь.
В честь славянских «Аз» и «буки»,
Назван азбукой букварь.
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их – 33.
Незнайка:
- Первоклассники, расскажите, а что вы узнали о буквах, обучаясь по «Азбуке»? Для чего буквы нужны людям?
7 первоклассник
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
8 первоклассник
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
9 первоклассник
Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
10 первоклассник
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть.
Но не хочется им петь!
11 первоклассник
С-с-с змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж шмели в саду жужжат.
Р-р-р моторы тарахтят.
12 первоклассник
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явилась на урок.
13 первоклассник
Если слоги встанут рядом Так чудесно буквы эти
Получаются слова: Могут слоги составлять,
ТЫ и КВА. А вместе ТЫКВА. И про всё на белом свете
СО и ВА, итак СОВА. Нам словами рассказать.
14 первоклассник
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем сочинять, писать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Песня «Чему учат в школе»
Незнайка:
- Да песни вы хорошо поёте и стихи читать умеете. Я тоже стихи научился запоминать. Хотите послушать?
Ведущий:
-Ну, как, ребята, послушаем? Наш новый конкурс так и назовем «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.
Незнайка
Ну, слушайте! Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
Ведущий
-Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята? (грачей)
Незнайка
-Ну, подумаешь, разочек ошибся.
Слушайте дальше:
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами…
Ну что? Опять ошибка? Не может быть, а как надо? (чайки)
Незнайка
-Тогда другое прочитаю, вчера выучил. На глазах у детворы крысу красят маляры. Почему вы смеетесь и не хлопаете? Артисты любят аплодисменты… Неужели я опять не так сказал? (надо крышу, а не крысу)
Ведущий
- Эх, Незнайка стихи заучивать не так-то просто. И ты опять допустил ошибку. Давайте покажем, как надо учить стихи. (дети читают стихи)
Незнайка:
- Подумаешь стихи, вы бы сказки научились разгадывать тогда другое дело!
Ведущий:
Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали вас играть.
А теперь зовут читать,
И писать и считать.
Через сказку и игру
Они учат детвору.
Незнайка:
- Вот шелестят уже страницы, и кто-то к нам уже стучится!
Старик Хот-ч
О, многоуважаемые гости! Я три тысячи лет ждал этого часа и очень счастлив, что Азбука привела вас из Алфавитинска в страну Литературию. Вы, наверное уже догадались, кто я?
Верно, ребята, я пришел к вам из книжки Лагина «Старик Хот-ч». И пришел не один, а со своими друзьями. Ой, только у меня, старика, память плохая. Подскажите, кто они, из каких сказок?
Ведущий:
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж.
Сказку заново прочтёшь!
Я на балу никогда не бывала.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется.. (По щучьему велению)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…. (Айболит)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена, Это Гена…. (крокодил)
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин - Мальчик Робин.
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюшевый проказник
Медвежонок …. (Винни-Пух)
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган. (Буратино)
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его ? (Незнайка)
Старик Хот-ч
-О, отроки, вы правы! Эти герои, а с ними и многие другие поведут вас, ребята, дальше в страну Литературию. Книги расскажут вам о жизни детей и приключениях, познакомят с замечательными людьми. Читая, вы станете умнее, сильнее и добрее. И в этих книжках всегда будут с вами ваши добрые друзья буквы. Ну, а мне пора идти дальше. Меня ждут ребята в библиотеке.
Незнайка:
- Молодцы, ребята! А сейчас давайте проверим, как вы научились читать?
Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас забав и затей!
Ведущий
1)_Молодцы, ребята! А теперь проведем игру «Живые слова». Я буду называть слова, а вы выходите с соответствующими слогами и составляйте из них слова. (детям заранее выдаются слоги)
Нез – най - ка, Маль – ви - на, Карл – сон (читают слова)
2) – Продолжаем играть в слова. В каждом яйце (или шарике) спрятаны слоги. Вы должны быстро составить из них слова.
АЛ – ФА – ВИТ, СЛО – ВА, БУК – ВЫ, СЛО – ГИ, БУК – ВАРЬ
3) Игра «Отыщи слова»
Найдите подходящие слоги из второго столбика к слогам из первого и прочитайте слова.
КАРА БЫЧ
ХОТТА БАС
КАРЛ ТИК
МАЛЬВИ СОН
ЛЕО НА
ФУН ПОЛЬД
4) игра «Перевёртыши»
Разделите слова на слоги. Слоги поменяйте местами. Какие слова получились?
Камыш - мышка, сосна – насос, качай - чайка, кабан – банка)
Незнайка:
А я уже могу писать! А я могу писать. (Разворачивает объявление)
Могу тетрадку показать
И даже полистать!
Ведущий:
Да ты уже учёный стал! Скажи, о чём ты написал?
Незнайка:
А мне, откуда это знать?
Ведь я сказал –
Могу писать!
Писать, а не читать
5) (Спе…ите, спе…ите на помощь!
Дорогие …кольники!
Помогите освободить букву…!
Её похитил злой Кривой Почерк!)
Ведущий:
- Ребята, кто может прочитать объявление?
Какую букву ищут? Давайте поможем освободить эту букву, но для этого нам нужно выполнить задание. Какие слова спрятались в словах?
(хлев – лев, столб-стол, коса – оса, удочка- -дочка, машина – шина уточка – точка, цель – ель, чемпион - пион)
6) Пословицы
- Закончи пословицу:
С книгой поведёшься - как на крыльях летаешь.
Кто много читает - ума наберёшься.
Книгу читаешь - тот много знает
Ведущий:
Я рада, что вы ребята так много знаете. Посмотрите и скажите, какие буквы у нас на празднике сегодня были дежурные? (Б, В, Г, Д ) Что вы о них знаете, расскажите! (дети высказывают своё мнение)
Ведущий
Объявляем следующий конкурс. Каждая команда должна назвать как можно больше слов, которые начинаются на ваши буквы. (разделить на 2-4 команды). После конкурса буквы переворачиваются и дети читают «Будьте всегда грамотными, дети!»
Незнайка:
Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
Буквы:
С вами мы хотим проститься,
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда.
Ведущий:
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Незнайка:
Ах, совсем забыл друзья
Что представить должен я,
Кто на смену Букварю придёт,
Дальше вас учить начнёт!
Буквы и Незнайка:
Это литературное чтение.
Литературное чтение:
- Вам моё почтение! (кланяется)
Я Литературное чтение
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
- Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
- Сколько букв в алфавите?
- На какие две группы делятся буквы?
- Какие буквы не имеют звуков?
- Какие буквы имеют два звука? Когда?
- Молодцы, ребята!
- Сегодня вы попрощались с букварём. Я – Литературное чтение,поведу вас по неведомой дороге чтения. Помогу вам войти в волшебный и интересный мир книг.
15 первоклассник
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, словно птиц,
Облетая целый свет.
16 первоклассник
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
17 первоклассник
В каждом доме, в каждой хате
В городах и на селе
Начинающий читатель держит книгу на столе.
18 первоклассник
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться
И отчизной дорожить!
19 первоклассник
Птице – полетать бы!
Мне же – почитать бы!
На крыле страницы захочу – взлечу,
А перелистаю книгу,
Побываю там, где захочу!
20 первоклассник
Хочешь плыть по океанам?
Опускаться в глубину?
Побывать во многих странах
И помчаться на луну.
Быть отважным следопытом.
Все края тебе раскрыты
На страницах наших книг!
21 первоклассник
- Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
22 первоклассник
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
Песня «Солнечный круг»
Библиотекарь:
- Будьте внимательны при чтении и вам откроются тайны, которые хранят страницы этой учебной книги. Мы вам вручаем учебник «Литературное чтение», я надеюсь, вы будите частыми гостями библиотеки. Берегите учебник!
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни.
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель:
- Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг!
(Вручение памятных подарков об окончании обучения букваря. Поздравление от родителей.)
12