Разработка плана-конспекта урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»
Разработка
урока истории
в 5 классе
на тему:
«Древняя Спарта».
Подготовила
учитель истории и обществознания
Мельник Е.О.
Разработка открытого урока истории в 5 классе на тему:
«Древняя Спарта»
Цель: способствовать формированию действий контроля, самооценки, рефлексии.
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию знаний о природе, занятиях и населении Спарты
способствовать формированию конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания,
способствовать формированию умений и навыков работы с историческим источником,
Развивающие:
способствовать развитию умения различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы,
способствовать развитию памяти во время дидактических игр по истории;
способствовать развитию действий контроля, самооценки, рефлексии
Воспитательные:
способствовать пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;
способствовать воспитанию уважения к другому образу жизни;
Тип урока: комбинированный урок
Технологии: использование дидактических игр на уроке, информационные технологии , групповых работ, системно-деятельностный подход
План урока:
Возникновение Спартанского государства.
Органы власти.
Спартиаты и илоты.
Спартанский образ жизни.
Оборудование урока:
Мультимедиапроектор, презентация, иллюстрации: спартанские воины, спартанское воспитание, музыкальная заставка, видеоролик.
Эпиграф к уроку
«У Эллады две ноги – одна Афины, а другая - Спарта»
Слайд 1
Ход урока:
Организационный момент
Учащиеся заходят в класс, занимают места.
Учитель приветствует гостей, учащихся: «Добрый день дорогие ребята, гости. Выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке?
Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.
Учитель:
На улице не очень ясно,
А на душе так все прекрасно.
Часто дела все заслоняют
Душевный градус понижают
Но стоит мне увидеть Вас
Неординарный, умный класс-
И хочется мне сразу улыбаться
А значит и историей заняться
Актуализация знаний.
Здравствуйте ребята! И гости! Как видите, мы сегодня не одни, но я думаю, это не помешает нам продолжить путешествие по Древней Греции. На чем мы отправимся в путь? На повозке, пешком или по морю? Почему?
Отважные экипажи готовы ли вы отплыть?
Но, для этого, необходимо узнать какой багаж знаний о древней Греции вы берете в путь.
Проверка Д/З
Учитель организует дифференцированную работу учащихся: проверку домашнего задания мы организуем таким образом, чтобы все были опрошены, для этого нескольких ученикам я подготовила карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу (Раздает карточки, приложение 2).
Что самое главное в путешествии? Не заблудится и знать хорошо карту.
1.Показать на карте Древнюю Грецию
2. Описать ее географическое положение.
3. Показать и назвать части на которые делится Греция.
Молодцы! Вот какие вы молодцы, все объекты показали верно, и даже смогли найти Спарту, с которой мы даже еще пока не знакомы.
Задаю вопросы.
Почему греки называли свою страну Элладой?
Когда на о. Крите возникли первые государства и в чем состояла их особенность?
Расскажите о Троянской войне.
Какие крылатые выражения имеют свое происхождение из мифа о Троянской войне.
А теперь, давайте поиграем в игру «Что такое? Кто такой?»
Аристократы
Полис
Метеки
Агора
Гомер
Шлиман
Демос
Тиран
- А на сколько вы сообразительны ? Отгадайте мои загадки.
1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)
3. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)
Учитель оценивает проверку домашнего задания. Очень хорошо, на все вопросы домашнего задания вы мне дали ответы, но оценки мы с вами поставим в конце урока и зависят они от того как вы будете работать в течение урока. Оценки за индивидуальные карточки будут сказаны на следующем уроке.
Создание проблемной ситуации.
Ребята, скажите, кто-нибудь слышал что-либо о Спарте? Какие у вас возникают ассоциации со словом Спарта.
Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта». А теперь посмотрите на название темы. Слайд 2
Скажите, что нам нужно узнать на уроке?
Ученики: ставят цель: Кто жил? чем занимались?
Учитель: хорошо. Познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, кроме того мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами чем же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока и продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте
Проблема урока: «Что такое Спарта?»
слайд 3
Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?
Изучение нового материала.
Учитель: перед началом изучения новой темы давайте определимся по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства? Слайд 4
Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой,.
Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока
План урока:
Возникновение Спартанского государства.
Органы власти.
Спартиаты и илоты.
Спартанский образ жизни.
А сейчас мы поговорим о том, как возникло Спартанское государство.
Вводный рассказ учителя:
«Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.
Действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен. Как вы думаете почему? ибо стенами его были мужество юношей – воинов.
Кто сможет показать?
О возникновении Спарты в литературе есть две версии:
1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами,
2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений».
- Напомните, кто такие ахейцы и дорийцы?
- Ребята, а если сравнить Спарту и остров Крит, какие их главные отличия?
2. Управление в Спарте.Органы власти.
Самостоятельная работа с текстом учебника на стр.24-25.
Задание: прочитать п. 2
Выяснить:
-основные органы власти в Спарте;
- какие функции выполняли цари;
- что такое олигархия?
Олигархия – это…(учащиеся записывают в терадь)
Информация для учителя. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем неконтролируемой властью. В совет входили самые достойные не моложе 60 лет, в заседаниях участвовали пожизненно.
Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.
Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавались по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.
Схема управления в Древней Спарте
Совет старейшин | |
2 царя – военачальники, командовавшие войском | 28 старейшин самые достойные не моложе 60 лет |
Народное собрание Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет |
Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.
Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов.
Спартанцы и илоты.
При рассмотрении третьего пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь, а также подумать, что нужно занести в таблицу.
1. Кого называли илотами? Записать в тетрадь(Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)
2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)
3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству)
Работа с иллюстрацией учебника на стр.26
После внесения учащимися данных о населении Древней Спарты учитель организует работу с иллюстрацией учебника.
Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса. Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.
Проведение физкультминутки
Учитель организует проведение физкультминутки
Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Гомер, Зевс, Рамзес, сфинкс , Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия, буддизм. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
- Мы выяснили из кого состояло общество Спарты.
- И последний вопрос который мы с вами должны рассмотреть – это спартанский образ жизни.
При изучении четвертого пункта плана учитель обеспечивает просмотр видеофрагмента «Воспитание мальчиков в Спарте», задает вопросы по видеофрагменту
Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?
Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?
С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
Почему питание мальчиков было скудным?
Какой должна быть речь спартанцев?
- Молодцы, ребята. А теперь давайте попробуем решить историческую задачу. Историческая задача
Одна ионянка хвасталась перед спартанкой своим великолепным нарядом, но та, показав на своих четверых хорошо воспитанных сыновей, сказала: "Вот что отличает хорошую и благородную женщину, только это возвышает и лишь этим следует гордиться".
Применение нового знания. 5 мин
Кроссворд «Древняя Спарта»
По горизонтали:
1. «Детский» способ голосования в Спарте.
2. Полуостров, на котором находится Южная Греция.
3. Река, в долине которой находилась Спарта.
4. Потерять его в бою считалось большим позором для спартанского воина.
5. В Спартанском государстве они составляли большинство населения.
6. В работе Народного собрания принимали участие только они.
По вертикали:
1. Область, завоеванная спартанцами.
2. Немногословная и четкая речь.
3. Чтобы добыть себе пропитание, спартанские мальчики были вынуждены прибегать к этому средству.
4. Они обладали огромной властью в Спарте.
5. Это качество ценилось спартанцами больше всего.
6. Предводители спартанского войска.
Ответы:
По горизонтали: 1. Крик; 2. Пелопоннес; 3. Еврот; 4. Щит; 5. Илоты; 6. Мужчины.
По вертикали: 1. Мессения; 2. Лаконичная; 3. Воровство; 4. Старейшины; 5. Смелость; 6. Цари.
Проблемный вопрос.
Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте. Вспомните проблему урока: «Что такое Спарта?» КАК вы теперь ответите на этот вопрос? Спарта- полис воинов!
Итог.
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют
дополнительной работы
- Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал. Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание, предлагает сравнить свою самооценку с оценкой учителя. Предлагает работать в дальнейшем по развитию умения правильного оценивать себя и других
Благодарю всех за работу на уроке.
Домашнее задание
Учитель организует запись домашнего задания
-прочитать параграф,
-подготовить вопросы, на которые бы вы хотели получить ответы,
-выучить термины.
Давайте обратимся к документу, который характеризует общественный строй Спарты. Ученики получают задание прочитать документ в рабочих листах, ответить на вопросы к документу.
Приложение 1
«В Спарте было три группы населения: спартанцы (спартиаты), периэки и илоты. Большую часть местного населения спартанцы поработили, население побежденных племен превращали в рабов. Их стали называть илотами.
Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.
Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.
Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. В политической жизни они обладали всей полнотой прав. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба.
Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.
Вопросы к документу:
Какую категорию населения относили к спартиатам?
Кого называли периэками?
Кто такие илоты?
Какие обязанности существовали у илотов?
Как спартанцы обращались с илотами.