Конспекта урока истории в 5 классе на тему «Древняя Индия»

11
6
Материал опубликован 1 June 2020 в группе

Конспекта урока

Аттестуемый педагог: Аверкиева Елена Александровна

Предмет: история класс 6 Б

Тема урока: Древняя Индия

Цель урока: Сформировать представление о Древней Индии, о природно-климатических условиях, о первых городах, о местных жителях и особенностях устройства индийского общества.

Задачи урока: -вовлечь учащихся в познавательную деятельность;

-формировать умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

-формировать навыки индивидуальной работы с историческим текстом и умения делать выводы.

Этапы

работы



Цели



Методы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.

Орг.

момент

Настроить учеников на учебную деятельность

словесный

-Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку, проверили наличие всех необходимых принадлежностей. Садитесь.

Полная готовность к уроку, на парте - учебник, тетрадь, дневник, пенал.

2.

Изучение нового материала

1.рассмотреть природные условия Индии.

2. познакомить с географическим положением Древней Индии, природными условиями, населением;

рассмотреть археологические данные по истории Древней Индии

охарактеризовать структуру индийского общества.

2.Развивающие:продолжить формирование картографических умений.

продолжить развивать воображение;

развитие аналитических способностей.



Диалог















Работа с картой,§20 С.96

















































































Представление презентации учеником
























-Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после музыкальной подсказки.

-Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке?

-Тема нашего урока « Древняя Индия» Открываем тетради и записываем число и тему урока.

План

1.Географическое положение и природные условия Индии.

2.Древнейшие города Индии.

3. Хозяйственная жизнь индийцев.

4.Индийские касты.

1. Для рассмотрения первого пункта нашего плана нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96 . Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

-Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

-Берега полуострова омываются теплыми водами Индийского океана. Климат в Индии очень жаркий и влажный. Два месяца в году здесь идут проливные тропические дожди.

-В Индии протекают две больших реки, посмотрите на карту, как они называются?... Свое название страна получила от названия реки Инд.

-Какие еще вы знаете древние государства, расположенные на берегу рек? Почему?



-Где берут свое начало эти реки?

-Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется Джомолунгма- "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.

-Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

- Кто знает что такое джунгли?

Джунгли не похожи на наши леса, в которых каждый из вас побывал: в джунглях деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц.

- - - -Как вы думаете, ребята, чем опасны были джунгли?





-Как использовал человек джунгли?

















2. Древнейшие города Индии. Решение задач. : а)Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейшего индийского города Мохенджо-Даро

(«Холм мертвых»), датированные III тыс. до н.э. Он был застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было.

-Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? --Что такое неравенство?














3 Хозяйственная жизнь индийцев.


- О чём говорил путешественник?

- Чем кроме ремесла и торговли ещё занимались древние индийцы?

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. Вот что он поведал: Индия удивительная страна. Там на кустах растёт белая шерсть…Индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё ткани…. А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твёрдым и более сладким, чем пчелиный мёд.





5. Индийские касты.

-Касты – это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. Всего было 4 касты: жрецов воинов, земледельцев и слуг. По легенде, на касты людей разделил главный индийский Бог Брахма. Каждый индиец принадлежал к той же касте, что и его отец, дед и т. д. Люди из разных каст различались не только занятиями, но и своими домами, покроем и цветом одежды.

А сейчас откройте пожалуйста, свои тетради , заполните самостоятельно следующую таблицу по группам 1 вариант -жрецы; 2- вариант воины; 3-вариант земледельцы; 4 вариант- слуги.

Работа с учебником §21, С101.










Деление индийского общества на касты



название

из чего по легенде их сделал Будда

Цвет одежды

Жрецы

брахманы

уста

белый

Войны

кшатрии

руки

красный

Земледельцы

вайшьи

бедра

желтый

Слуги

шудры

ступни

черный

Вне каст были неприкасаемые.

Вместе с классом озвучиваются итоги работы.



Демонстрация слайдов урока-презентации «Древняя Индия», согласно плана урока.



-Индия

Дети сами высказывают предположения: Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии, древнейшие города Индии, жители Древней Индии.



Запись в тетрадях темы урока.





Работа с картой.

-Индийского океана.







-Инд и Ганг.

-Древнеегипетское , Вавилонское, города государства Междуречья. Вода дает жизнь всему живому и растительному и живому миру.

-В Гималаях.











- Густые , труднопроходимые леса.







-Ядовитые насекомые, змеи, хищные звери.



- Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Охота.






-Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремёсел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

-Появление в обществе бедных и богатых.

Запись в тетрадях: III тыс. до н.э.-Возникновение городов в долине р. Инд.


















Приблизительные ответы учеников: Земледелие. Выращивание хлопка Сахарного тростника.








-запись в тетрадь определения Касты– это группы людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями





-Заполнение таблицы.

4.

Закреп ление учебного материала


игра























учебная задача

игры «Крестики – нолики

Задания:

Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)

Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)

Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)


Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле. (Х)

Каста -это группа людей со строго определенными занятиями, правами и обязанностями. (Х)






















(Если остаётся время, то в тетрадях решается задача).

Условие задачи:

В 268 году до нашей эры индийский престол занял могущественный царь Ашока. Сколько веков прошло с тех пор?












Учащиеся открывают тетради, нумируют вопросы и отмечают правильные ответы..Если соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в «Х», если нет, то «0».


Ответы:1-х; 2-х; 3-о; 4-о; 5-х; 6-х;






























Решение:

(На доске чертится лента времени, где отмечаются данные условия задачи и что необходимо найти)

268 г. до н.э. – это третий век. Следовательно, от занятия индийского престола царём Ашокой до рождения Иисуса Христа прошло три века. От рождения Иисуса Христа до наших дней прошло полных двадцать веков. Таким образом, всего получается 23 века (3 + 20 = 23).

Ответ: 23 века.

5.

Задание на дом

Дать уч-ся задание на дом


- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Откройте дневники, запишите д/з: §.21, на выбор: 1) составить рассказ от имени путешественника по Древней Индии, используя полученные на уроке знания; 2) составить кроссворд по §.21

Оценивается работа учеников в ходе урока, выставление оценок.

Запись в дневнике§.21, на выбор: 1) составить рассказ от имени путешественника по Древней Индии, используя полученные на уроке знания; 2) составить кроссворд по §.21




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Александровна, благодарю за интересный урок

1 June 2020

Большое ВАМ, спасибо , Яночка Михайловна ! Всех ВАМ благ !Благодарю за присутствие на этом уроке, за моральную поддержку и тёплый отзыв о проведенном уроке!

1 June 2020

Ответ #307741 был удален 1 June 2020

Спасибо, Елена Александровна! Древняя Индия - очень интересная и загадочная страна.

2 June 2020

Благодарю ВАС , Елена Владимировна за проявленный интерес к работе. Спасибо , за внимание и за тёплые слава поддержки! Всего ВАМ доброго!

2 June 2020

Спасибо за увлекательный урок!

2 June 2020

И Вам , Наталья Михайловна , большое спасибо , за поддержку !

2 June 2020