Разработка поурочных планов по музыкальной литературе для 4 класса ДШИ и ДМШ (первый год обучения)

1
0
Материал опубликован 9 April

Маловик Леся Васильевна

Преподаватель теоретических дисциплин, высшая квалификационная категория

СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств №3»

г. Санкт-Петербург




Поурочный план – это необходимая составляющая каждого урока. Он помогает заранее организовать учебный процесс, продумать последовательность подачи материала с максимальной пользой для учеников. Данная методическая разработка может помочь преподавателям музыкальной литературы не тратить время на планирование, а больше уделить внимание наполнению уроков разнообразной информацией, сосредоточиться на интересных деталях. Кроме того, представленные поурочные планы имеют подобранный к каждой теме музыкально-иллюстративный материал и домашние задания, а также задания к итоговым урокам в конце изученной темы или четверти.

 

План урока № 1

Тема: Выразительные средства музыки. Мелодия и аккомпанемент.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение: Происхождение слова «музыка». Роль музыки в жизни человека. Что выражает музыка. Кто создает музыку.

3. Беседа: Выразительные средства музыки.

- Определение выразительных средств музыки.

- Главные средства музыкального языка (перечислить и записать).

- Мелодия (определение).

- Виды мелодии. Виды интонации.

- Кантилена и речитатив.

- Аккомпанемент.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.7-11, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 1, 2, 3, 4.

Музыкальный материал для прослушивания: Народная песня «Вниз по матушке по Волге», М. Глинка «Полька», Л. Бетховен. «Сурок», Ф. Шопен. Ноктюрн № 2, М. Глинка. Речитатив и ария Сусанина из оперы «Жизнь за царя».

План урока № 2

Тема: Выразительные средства музыки. Лад, гармония, метроритм.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме мелодия и аккомпанемент, виды мелодий.

3. Беседа: Выразительные средства музыки. Лад, гармония, метроритм.

- Лад (определение). Мажор и минор.

- Гармония (определение). Аккомпанемент.

- Метр (определение). Доля-пульс в музыке.

- Ритм (определение). Ровный и пунктирный ритм. Жанровые особенности ритма.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.12-15, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 5, 6.

Музыкальный материал для прослушивания: Ф. Шуберт. Вальс h-moll, Ф. Шопен. Прелюдия c-moll, И. Дунаевский. «Веселый ветер».

План урока № 3

Тема: Темп. Динамика. Фактура.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа: решение кроссворда из пособия Я. Островской. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 7.

3. Беседа: Темп. Динамика. Фактура.

- Темп (определение). Обозначения темпов.

- Динамика (определение). Терминология.

- Фактура (определение). Виды фактуры (одноголосная, аккордовая, гомофонно-гармоническая, полифоническая, унисонная).

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.15-21, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 8, 9, 10, 11, 13.

Музыкальный материал для прослушивания: Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля», Т. Альбинони. Адажио, М. Глинка. Марш Черномора, Э. Григ «В пещере горного короля», И.С. Бах. Инвенция d-moll (2-х голосная).

План урока № 4

Тема: Регистр. Диапазон. Тембр.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме предыдущего урока.

3. Беседа: Средства музыкальной выразительности. Регистр, диапазон, тембр.

- Регистр (определение). Выразительные средства регистров.

- Диапазон (определение). Примеры диапазонов голосов и инструментов.

- Тембр (определение). Выразительные средства тембров.

- Тембры инструментов и голосов.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.21-30, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 18-21.

Музыкальный материал для прослушивания: П. Чайковский. «Песнь жаворонка», В. Ребиков. «Медведь», К. Орф. «Жалоба», Н. Римский-Корсаков. Песни гостей из оперы «Садко», В. Моцарт. Ария Царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта», М. Глинка. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин».

План урока № 5

Тема: Музыкальные инструменты. Клавишные инструменты.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Письменная проверочная работа по теме «Выразительные средства музыки»: Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 26, 27.

3. Беседа: Музыкальные инструменты. Клавишные инструменты.

- Как давно появились музыкальные инструменты?

- Первые инструменты.

- История клавишных инструментов.

- Клавесин.

- Клавикорд.

- Фортепиано.

- Орган.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.33-37, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 28-31.

Музыкальный материал для прослушивания: И.С. Бах. Сюита c-moll. Сарабанда, Хоральная прелюдия для органа Es-dur, Л. Бетховен. «К Элизе», Ф. Куперен. «Перекликание птиц», «Девушка».

План урока № 6

Тема: Симфонический оркестр. Группы инструментов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа: выполнение задания № 32 из Рабочей тетради по музыкальной литературе.

3. Беседа: Симфонический оркестр. Группы инструментов.

- Оркестр (определение). История возникновения.

- Краткий оркестровый словарь.

- История создания симфонического оркестра.

- Й. Гайдн - создатель симфонического оркестра.

- Группы инструментов основные и дополнительные.

- Партитура.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.38-43, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. № 33-36.

Музыкальный материал для прослушивания: С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк», Б. Бриттен. «Путеводитель по оркестру». М. Глинка. Вальс-фантазия. Р. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Отрывок из цикла аудио бесед «Инструменты симфонического оркестра».

План урока № 7

Тема: Духовой и народный оркестры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме «Инструменты симфонического оркестра».

3. Беседа: Духовой и народный оркестры.

- Возникновение духового оркестра.

- Полковые оркестры времен Петра 1.

- Инструменты духового оркестра.

- Русские народные инструменты.

- История создания оркестра русских народных инструментов.

- В. В. Андреев.

- Партитура оркестра народных инструментов.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.43-48, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. № 43,46,47,49.

Музыкальный материал для прослушивания: Русские народные песни «Светит месяц», «Барыня», В. Андреев. Полонез, М. Готлиб. Торжественная увертюра, В. Агапкин. Марш «Прощание славянки», Марш Преображенского полка, Г. Свиридов. Военный марш.

План урока № 8

Тема: Повторение.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Письменная итоговая работа по теме «Музыкальные инструменты». Выполнение заданий в Рабочей тетради № 37, 38, 39, 42, 44, 45, 48.

4. Выставление четвертных оценок.

 

II четверть

План урока № 9

Тема: Музыкальный образ.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа: Музыкальный образ.

- Определение музыкального образа.

- Виды музыкальных образов (образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение).

3. Закрепление нового материала.

4. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 51. Рассказать о музыкальном образе на примере одного из музыкальных произведений, изучаемых в классе по специальности.

Музыкальный материал для прослушивания: С. Майкапар. «Маленький командир», П. Чайковский. «Мама», С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков», М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Два еврея. Богатый и бедный».

План урока № 10

Тема: Музыкальная тема.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по теме «Музыкальный образ».

3. Беседа. Музыкальная тема.

- Определение музыкальной темы.

- Связь музыкального образа и музыкальной темы.

- Виды музыкальных тем (мелодия, аккордовая последовательность, ритмический мотив и др.)

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 51-53.

Музыкальный материал для прослушивания: М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», П. Чайковский. Симфония № 4. 2 часть. Фрагмент, С. Майкапар. «В садике», Д. Кабалевский. «Барабанщик», Л. Бетховен. Симфония № 5. (фрагмент 1 части).

План урока № 11

Тема: Характер музыкальной темы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по предыдущей теме.

3. Беседа: Характер музыкальной темы.

- Использование средств выразительности для придания определенного характера.

- Сходные и контрастные музыкальные темы.

- «Музыкальные портреты».

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.54-56. Подготовиться к музыкальной викторине по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Музыкальный материал для прослушивания: С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока № 12

Тема: Развитие музыкальной темы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Музыкальная викторина по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

3. Беседа: Развитие музыкальной темы.

- Кульминация.

- Имитация.

- Каденция.

- Секвенция.

- Дробление и суммирование.

- Повторное строение музыкальной темы.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 57-58.

Музыкальный материал для прослушивания: В. Шаинский. Песня крокодила Гены, Р. Шуман. «Грёзы», Русская народная песня «Во поле береза стояла», М. Глинка. Камаринская.

План урока № 13

Тема: Музыкальная форма.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа по предыдущей теме: Я. Островская. Рабочая тетрадь № 53.

3. Беседа: Музыкальная форма.

Музыкальная форма (определение).

- Виды музыкальных форм (малые, крупные, циклические, театральные).

- Понятие о мелких структурных единицах музыкальной формы (цезура, мотив, фраза, предложение, период).

- Период как одночастная форма.

- Виды периода.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 61-68, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 51,52.

Музыкальный материал для прослушивания: Р. Шуман. «Карнавал»: «Кокетка», «Признание»; «Смелый наездник», И. Гайдн. «Времена года»: «Хор земледельцев», Д. Шостакович. Гавот, П. Чайковский. «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет», С. Рахманинов. Полька.

План урока № 14

Тема: Двухчастная и трехчастная формы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по предыдущей теме.

3. Беседа: Двухчастная и трехчастная формы.

- Двухчастная форма (АА1), (АВ).

- Строение песенного куплета.

- Двухчастная форма с репризой.

- Трехчастная форма (АВС), (АВА).

- Сложная трехчастная форма.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 68-77.

Музыкальный материал для прослушивания: П. Чайковский. «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет», С. Рахманинов. Полька.

План урока № 15

Тема: Вариации, рондо.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по предыдущей теме.

3. Беседа: Вариации, рондо.

- Понятие вариационной формы.

- Тема вариаций и ее особенности.

- Способы развития вариаций. Классические вариации. Свободные или романтические вариации. Двойные вариации.

- Старинные вариации. Пассакалия и чакона.

- «Глинкинские вариации».

- Понятие «ostinato».

- Возникновение формы рондо в народных песнях-хороводах.

- Строение формы рондо (АВАСА).

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 78-90, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 65, 66.

Музыкальный материал для прослушивания: И. С. Бах. Пассакалия c-moll, М. Глинка. «Камаринская», Персидский хор, Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», И. Гайдн. Финал сонаты D-dur, В. А. Моцарт. Вариации из сонаты A-dur (1 часть).

План урока № 16

Тема: Повторение.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Беседа с учащимися по предыдущим темам. Письменная работа: Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 67, 69, 72.

4. Музыкальная викторина по пройденному материалу.

5. Выставление четвертных оценок.

 

III четверть

План урока № 17

Тема: Музыкальные жанры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа: Музыкальные жанры.

- Понятие музыкального жанра.

- Разновидности жанров (вокальные, инструментальные, театральные, киномузыка).

- Вокальные и инструментальные жанры.

- «Три кита» Д. Кабалевского.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.115-116, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 79.

Музыкальный материал для прослушивания: М. Мусоргский. «Картинки с выставки», М. Глинка. Романс «Жаворонок», «Ночь в Мадриде», И.С. Бах. Фрагмент Мессы h-moll.

План урока № 18

Тема: Песня.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос по предыдущей теме.

3. Беседа: Песня.

- Определение жанра.

- Песни народные и профессиональные.

- Разновидности песен (детские игровые, трудовые, календарные обрядовые, исторические, былины, протяжные лирические).

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.117-119, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 81.

Музыкальный материал для прослушивания: В. Соловьев-Седой. «Вечер на рейде», Русская народная песня «Во поле береза стояла», М. Мусоргский. Оперы «Хованщина», «Борис Годунов» (фрагменты), Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (фрагменты).

План урока № 19

Тема: Марш.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа. Рабочая тетрадь № 79.

3. Беседа: Марш.

- Жанровые особенности марша.

- Разновидности маршей (военные, спортивные, траурные, походные, свадебные, детские, сказочные).

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.119-122, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. № 83.

Музыкальный материал для прослушивания: М. Глинка. Марш Черномора, Марш Преображенского полка, А. Агапкин. «Прощание славянки», Ф. Госсек. Марш, С. Слонимский. «Марш Бармалея», С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков», Марш из «Детской музыки», Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», П. Чайковский. «Похороны куклы», «Марш деревянных солдатиков», И. Дунаевский. «Веселый ветер», М. Глинка. «Ночной смотр».

План урока № 20

Тема: Народные танцы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа: Я. Островская. Рабочая тетрадь № 82.

3. Беседа: Народные танцы.

- Прикладная и концертная танцевальная музыка.

- Обрядовые, сценические и бытовые танцы.

- Трепак, Барыня.

- Камаринская, хоровод.

- Гопак, Бульба, лявониха.

- Крыжачок, лезгинка, чардаш.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 123-130, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 87. Доклады о народных танцах.

Музыкальный материал для прослушивания: Белорусские танцы «Бульба», «Крыжачок», М. Мусоргский. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», П. Чайковский. «Трепак» из балета «Щелкунчик», А. Хачатурян. «Лезгинка» из балета «Гаянэ», Э. Григ. Норвежский танец, И. Брамс. Венгерский танец.

План урока № 21

Тема: Бальные танцы. Менуэт. Гавот.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Доклады о народных танцах.

3. Беседа: Бальные танцы. Менуэт. Гавот.

- Европейские танцы 17-18 веков.

- Менуэт. История танца.

- Форма менуэта («da capo»), особенности ритма, размер.

- Гавот. История танца.

- Особенности ритма, размер, строение гавота (затакт).

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.131-135, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 79.

Музыкальный материал для прослушивания: Ж. Люлли. Гавот ре минор, С. Прокофьев. Гавот из балета «Золушка», Гавот из симфонии №1, Л. Боккерини. Менуэт, И. С. Бах. Менуэт соль минор.

План урока № 22

Тема: Бальные танцы. Полька. Вальс.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Бальные танцы. Полька. Вальс.

- Европейские танцы 19 века.

- История польки.

- Особенности жанра польки, танцевальные движения.

- История вальса. Лендлер.

- Особенности жанра (темп, ритм, характер и пр.), танцевальные движения.

- И. Штраус – создатель «венского вальса».

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 135-139, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 89, 91.

Музыкальный материал для прослушивания: Б. Сметана. Полька из оперы «Проданная невеста», И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае», «Полька-тройка», «Анна-полька», А. Даргомыжский. «Мне минуло 16 лет», Ф. Шуберт. Вальс си минор, А. Грибоедов. Вальс ми минор, С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир», С. Рахманинов «Итальянская полька», П. Чайковский. Полька из «Детского альбома».

План урока № 23

Тема: Бальные танцы. Мазурка. Полонез.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Бальные танцы. Мазурка. Полонез.

- История возникновения мазурки.

- Характерные особенности танца (темп, ритм, характер и пр.), танцевальные движения.

- Примеры мазурки в творчестве русских композиторов.

- История полонеза.

- Особенности жанра (темп, ритм, характер и пр.), танцевальные движения.

- Полонез в творчестве Ф. Шопена.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 140-144, Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 88, 86. Подготовиться к проверочной работе по теме «Танец».

Музыкальный материал для прослушивания: Ф. Шопен. Мазурка F-dur, М. Глинка. Мазурка из оперы «Жизнь за царя», Ф Шопен. Полонез c-moll, П. Чайковский. Полонез из оперы «Евгений Онегин».

План урока № 24

Тема: Программно-изобразительная музыка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа по теме «Танец». Рабочая тетрадь № 90. Музыкальная викторина.

3. Беседа: Программно-изобразительная музыка.

- Подробная и обобщенная программа в произведении.

- Что такое изобразительная музыка.

- Звукоподражание в музыке.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.147-156. Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 98, 99

Музыкальный материал для прослушивания: В. Гаврилин. «Генерал идет», М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (фрагменты), Э. Григ. «Песня сторожа», П. Чайковский. «Времена года» (фрагменты), Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

План урока № 25

Тема: Программно-изобразительная музыка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Программно-изобразительная музыка. Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт».

- История создания сюиты.

- Сюжет сюиты.

- Герои сюиты и их музыкальные характеристики.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 101. Подготовиться к музыкальной викторине по сюите Э. Грига «Пер Гюнт».

Музыкальный материал для прослушивания: Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт».

План урока № 26

Тема: Повторение.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Письменная проверочная работа: Я. Островская. Рабочая тетрадь № 93, 95, 97, 100.

4. Музыкальная викторина по сюите Э. Грига «Пер Гюнт».

5. Выставление четвертных оценок.

 

IV четверть

План урока № 27

Тема: Опера. Возникновение оперы. Первые русские оперы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа: Опера.

- Опера (определение).

- Возникновение оперы. Первые оперы в разных странах Европы.

- Опера-сериа.

- Опера-буффа.

- Первые русские оперы.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.159-164. Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 102.

Музыкальный материал для прослушивания: Фрагменты опер Дж. Каччини, К. Монтеверди, А. Скарлатти, Дж. Перголези, Е. Фомина, М. Соколовского.

План урока № 28

Тема: Строение оперы. Вокальные номера.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Строение оперы. Вокальные номера.

- Строение оперы (действия, картины, сцены, пролог, эпилог).

- Либретто.

- Сольные вокальные номера (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, песня, романс).

- Ансамблевые и хоровые номера.

4. Закрепление нового материала

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.164-174. Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 105.

Музыкальный материал для прослушивания: П. Чайковский. Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин», В. Моцарт. Ариозо Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро», Н. Римский-Корсаков. Каватина Берендея из оперы «Снегурочка», М. Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов», М. Глинка. Романс Антониды из оперы «Жизнь за царя».

План урока № 29

Тема: Строение оперы. Оркестровые номера.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Строение оперы. Оркестровые номера.

- Увертюра.

- Оркестровое вступление и интродукция.

- Музыкальный антракт.

- Балетные сцены.

- Музыкальные картины.

- Лейтмотив.

4. Закрепление нового материала

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр. 174-181. Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 106,107.

Музыкальный материал для прослушивания: П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин», В. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», Н. Римский-Корсаков. Марш царя Берендея из оперы «Снегурочка», М. Мусоргский. Колокольный звон из оперы «Борис Годунов», М. Глинка. Мазурка из оперы «Жизнь за царя».

План урока № 30

Тема: Балет. История жанра. Как создается балет.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверочная работа: Рабочая тетрадь № 110.

3. Беседа: Балет. История жанра. Как создается балет.

- Что такое балет (определение).

- История балета.

- Кто создает балет.

- Балет в России.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.185-186. Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 111, 112.

Музыкальный материал для прослушивания: Фрагменты балетов П. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

План урока № 31

Тема: Виды хореографии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Виды хореографии.

- Что такое хореография.

- Классический танец (аллегро, адажио).

- Характерные танцы.

- Пантомима.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.186-193. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. № 114.

Музыкальный материал для прослушивания: Фрагменты балетов С. Прокофьева «Золушка», А. Глазунова «Раймонда».

План урока № 32

Тема: Строение балета.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Беседа: Строение балета.

- Увертюра. Музыкальное вступление. Музыкальные антракты.

- Действия, картины, сцены. Апофеоз.

- Сольные и ансамблевые номера.

- Кордебалет.

- Сюита. Дивертисмент.

4. Закрепление нового материала.

5. Домашнее задание: Я. Островская. «Музыкальная литература» стр.193-199. Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе №115,116,118. Подготовиться к контрольному уроку.

Музыкальный материал для прослушивания: Фрагменты балетов С. Прокофьева «Золушка», А. Глазунова «Раймонда», П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик».

План урока № 33

Тема: Контрольный урок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Письменная итоговая работа: Я. Островская. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе № 119, 120, 121.

4. Музыкальная викторина по пройденному материалу.

5. Выставление четвертных и итоговых оценок.


 

Список литературы

Ермакова О. К. Уроки музыкальной литературы: первый год обучения / О. К. Ермакова. – Ростов н / Д: Феникс, 2019. – 187с., ил. – (Учебные пособия для ДМШ)

Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1 год обучения. Учебное пособие / Я. Островская, Л. Фролова – СПБ: Композитор, 2010. – 208 с., ил.

Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература: первый год обучения предмету / З. Осовицкая, А. Казаринова – М.: Музыка, 2014. – 224 с., нот., ил. – (Учебные пособия для ДМШ)

Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: 1 год обучения / Я. Островская, Л. Фролова, Н. Цес – СПБ: Композитор, 2021. – 128 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.