Внеклассное мероприятие для учащихся 6–7 классов «Практикум по геоботанике Прибайкалья»
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОНВЕРГЕНТНОГО ЗАНЯТИЯ
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов
«Практикум по геоботанике Прибайкалья»
Автор: учитель географии МБОУ г. Иркутска Лицей №1 Васкевич Татьяна Анатольевна
Аннотация
Занятие состоит из трех смысловых блоков – теоретического, практического/исследовательского и проектного. В первом блоке происходит расширение кругозора и погружение в тему.
Во втором блоке учащиеся в группах на определенном участке проводят полевые исследования растительных сообществ, определяют с помощью школьного атласа-определителя высших растений их видовой состав.
В третьем блоке учащиеся выполняют мини-проект по составлению электронного гербария растений Прибайкалья.
Образовательные задачи исследовательского и проектного характера
1) расширить знания о видовом составе флоры родного края; 2) знать и уметь определять причины смены пород-лесообразователей; 3) освоить на практике метод полевого исследования – определения видового состава растений в естественных условиях; 4) закрепить метод использования школьного атласа-определителя высших растений; 5) освоить метод электронной гербаризации растений.
Ресурсное обеспечение
Технические средства обучения: мультимедийная установка (1), компьютер (1), планшеты с выходом в сеть Интернет (12),
Электронные средства обучения: мультимедийная презентация к занятию
Живые объекты: природные растительные сообщества.
Учебные пособия: школьный атлас-определитель высших растений (4), гербарий растений Прибайкалья (1), Красная книга Иркутской области
Реквизиты: полевой дневник школьника, карандаш, лист белого картона А4.
Планируемые результаты
По завершению занятия учащиеся будут
знать: видовой состав растений исследуемой территории
понимать: причины смены пород-лесообразователей, зависимость видового состава растений от типа почвы
уметь: пользоваться школьным атласом – определителем высших растений, применять метод полевых исследований при решении учебных задач, оформлять электронный гербарий растений
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Анализируют, выявляют причинно-следственные связи;
определяют цели и задачи;
анализируют мультимедийную информацию (презентацию);
работают в учебной паре/группе; распределяют обязанности;
проводят полевое исследование;
выполняют и защищают мини-проект;
проводят анализ и сравнение двух объектов;
проводят рефлексию и самоанализ собственной деятельности.
Предварительная подготовка к занятию: от учителя требуется предварительно определить видовой состав исследуемого участка, разбить его на 4 зоны:
1 зона – наличие коренных древесных пород (хвойных).
2 зона – наличие коренных пород (хвойных) и замещенных (лиственных).
3 зона – замещенные породы (лиственные).
4 зона – сведенные леса.
Ребята сразу просматривают доступность файлов на Гугл Диске, проверяют настройки совместного доступа.
Меры предосторожности и технические замечания
Учитель обращает внимание на уникальность территории, необходимости сохранения целостности местной флоры. Полевые исследования растений проводятся на территорию лагеря «Эколог», в рамках определенной зоны. Выходить за пределы лагеря запрещено в связи с наличием в лесу клещей.
Технологическая карта занятия
Этапы | Действия организатора (педагога) | Действия участников (школьников) | |||||||||
1.1 Мотивируем учащихся. Настрой на исследование | Шаг 1. Подводит учащихся к определению темы занятия. Сегодня у вас в плане определено занятия как «Полевой практикум». Давайте постараемся отгадать тему нашего занятия. Предлагаю вам игру. В черном ящике находятся три предмета, которые взяты из нашего лицея. Вы можете мне задавать вопросы, на которые я буду отвечать только словами "да", "нет", "и да", "и нет". | Ребята должны отгадать три загаданных учителем школьных пособия (гербарий растений Прибайкалья, школьный атлас-определитель растений, Красная книга Иркутской области). Фрагмент игры представлен в таблице 1 (приложение 5). | |||||||||
1.2. Определяем предмет исследования. | Шаг 2. Задаёт вопросы. После ответов предлагает сформулировать тему полевого практикума. Определить цель и задачи. . | Отвечают на вопросы: 1) Что такое гербарий? Для чего нужен гербарии? 2) Для чего служит школьный атлас-определитель высших растений. Кто знает как с ним работать? 3) Что такое Красная книга? Для чего нужна? Кто знаком с Красной книгой Иркутской области? | |||||||||
2.1. Расширяем кругозор по теме Гербарии. Виды гербариев и их создание. | Шаг 3. Для расширения кругозора и погружения в тему, знакомит ребят с презентацией «Гербарии, их происхождение и создание» | Делают заметки в полевой дневник. Задают вопросы. | |||||||||
2.2. Изучаем видовой состав растений Прибайкалья, причины смены пород-лесообразователей | Шаг 4. Делает акцент на тех видах растений, которые встречаются на территории лагеря «Эколог»: Mа́йник двули́стный, Сосна́ сиби́рская кедро́вая, или Сиби́рский кедр, Cосна́ обыкнове́нная , Ли́ственница, Нивя́ник обыкнове́нный, или Попо́вник, Та́волга вязоли́стная, или Лаба́зник вязоли́стный, или Та́воложник, Клевер лугово́й , Шипо́вник, Воро́ний глаз четырёхли́стный, или Вороний глаз обыкнове́нный, , Берескле́т, Иван-ча́й узколи́стный, или Кипре́й узколистный, или Копорский чай, Лю́тик ползу́чий , Тысячели́стник обыкнове́нный, Мя́тлик, Ольха́, Береза, Лилия, Пи́жма обыкнове́нная, Гера́нь лесна́я, Малина и др. Обозначает причины смены пород-лесообразователей. Предлагает определить причину смены пород данной местности. | Делают заметки в полевой дневник. Отвечают на вопрос. | |||||||||
2.3. Актуализируем знания по использованию школьного атласа-определителя растений | Шаг 5. Предлагает учащимся вспомнить основные правила использования школьного атласа –определителя при исследовании видового состава растений. В случае затруднений помогает. | Рассказывают о правилах, как пользоваться школьным атласом-определителем, который предназначен для определения растений, т.е. для установления их научных названий. Простые определительные таблицы-ключи помогут определить семейство и род неизвестного растения, а цветной атлас служит для установления видового названия. | |||||||||
3.Проводим полевое исследование (работа в группах) | Шаг 6. Каждой группе определяет работу в пределах своей зоны. Задания группам: Провести исследование видового состава своей зоны. Распределить растения по ярусам. Выяснить наличие на участке краснокнижных растений. Предположить состав почвы по видовому составу растений (Приложение 3). Выявить степень изменения участка. В случае затруднения оказывает помощь. | Определяют видовой состав растений. Каждое растение вносят под своим номером в полевой дневник и фотографии в соответствующие папки. Каждая группа составляет отчет по своему участку. Шаблон отчета размещен на Гугл Диске. Вход по ссылке для каждой группы отдельный. | |||||||||
4.1.Выполняем мини-проект - оформляем фотогербарий | Шаг 7. Контролирует работу в группах. В случае затруднения оказывает помощь. | Группы работают на Гугл Диске в презентации. Работать одновременно могут участники всей группы в режиме редактирования. | |||||||||
4.2. Презентуем отчет по исследованию участка. Защищают мини-проект | Шаг 8. Фиксирует деятельность | Представители от каждой группы выступают с отчетом по исследованию своего участка, презентуют фотогербарий. | |||||||||
5.1. Проводим сравнительный анализ двух видов гербария | Шаг 9.Предлагает оценить учащимся преимущества и недостатки двух видов гербария: классического (натурального) и электронного (фотогербария) | Коллективно заполняют таблицу «Преимущества и недостатки» двух видов гербария»
| |||||||||
5.2.Рефлексивно – оценочный этап | Шаг 10.Предлагает оценить учащимся свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, выполнение своей цели, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Это позволяет учителю установить обратную связь, сделать вывод в целом по мероприятию. | Учащиеся заканчивают предложения из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило… и т.д. |
Используемая литература и интернет - ресурсы
Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов // Сборник материалов областных педагогических чтений (Белгород, 19 мая 2016 г.) / Под общ. ред. Е.В. Посохиной, Н.В. Немыкиной, Е.В. Прокопенко. – Белгород : БелИРО, 2018. – 458 с.
О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании: методическое пособие/О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. – М.: «Русское слово-учебник», 2015,-216с.
Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек на Байкале: учебное пособие для общеобразовательных учеб. учреждений, 6(7)., изд. третье, переработанное и дополненное. – Иркутск: ИООО «Байкал-Эко-Сеть», 2012. -224с.
Экология. Среды жизни на планете [Текст]: Учебное пособие для 7 кл. общеобразовательных учреждений / В.А. Самкова, Л.И. Шурхал. – Академкнига/Учебник,2010,-224с.: цв. ил.
Флора Байкала (энциклопедическая словарная статья) [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/flora_baykala.
Как работать с приложением "Google Презентации". [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://support.google.com/docs/answer/2763168?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru
Учебная полевая геоботаническая практика: метод. рекомендации У91 для студентов геогр. фак. спец. 1-31 02 01 «География (по направлениям)», 1-31 02 02 «Гидрометеорология», 1-31 02 03 «Космоаэрокартография», 1-33 01 02 «Геоэкология». В 2 ч. Ч. 1. / сост.: Н. М. Писарчук, А. В. Соколова, А. Е. Яротов. – Минск: БГУ, 2014. – 49 с. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://vk.com/doc4263663_498878406?hash=6b90f8bb532059c021
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1985.-239с1,ил.
Полный список всех гербариев. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.binran.ru/resources/current/herbaria/herblist-rus.html
Описание различных видов растений. Википедия. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Т.Н. Макарова. Биология. Основы общей биологии и экологии, растения, вирусы, бактерии, лишайники Учебное пособие. Троицк, 2018г., 265с. [Электронный ресурс]-Режим доступа: file:///D:/Users/Tanya/Desktop/Васкевич%20Конкурс%20методразработок%202021%20от%2025.03.21/Uchebnoe_posobie_Biologiya.pdf
Приложение 1
Рекомендации по оформлению фотогербария
Фотографирование растений:
Если растение не уникально, то выбирать нужно характерное, желательно стоящее отдельно, чтобы можно было увидеть общий силуэт.
Выбирать самый выигрышный ракурс съёмки объекта, чтобы показать его максимально достоверно, вместе с его местообитанием. Это важно для понимания является растение для данного фитоценоза типичным или заносным.
3. При ярком солнце стараться снимать так, чтобы растение было или целиком в тени, или на солнце, чтобы избежать полутеней и бликов. Если съёмка производится обычной компактной камерой или камерой на телефоне, лучше снимать в тени.
4.Если размер растения позволяет, нужно общий вид снимать так, чтобы растение помещалось в кадр целиком.
5. При съёмке с расстояния менее полуметра (что важно для травянистой растительности до 10 см высотой), нужно переходить на режим
макросъёмки.
Фотография должна быть в фокусе, т.е. резкой.
Проверять, что получается после каждого снимка. Иногда один смазаный снимок не позволяет найти отличительные черты данного растения, чем затрудняется его определение.
Лучше делать несколько кадров, три-четыре, с разных точек. Желательно при небольших размерах растений или съемке деталей подкладывать фоном белый лист бумаги.
Лучше делать фото с линейкой или рядом с объектом известного размера (например, ладошка).
На фотографии должна быть понятна фаза вегетации растения и его жизненная форма.
Рекомендуется соблюдать следующую последовательность съёмки:
биотоп, в котором произрастает растение,
общий вид растения,
корень (по возможности),
стебель,
лист (и/или почка),
цветок и соцветие (если цветок не одиночен),
плод/ы,
споры (при их наличии).
Перед съёмкой корней, их необходимо отряхнуть от земли, при возможности, корни необходимо ополоснуть. Это нужно для того, чтобы был виден не только силуэт, но и цвет корней. Стебель нужно снимать так, чтобы была видна структура его поверхности. Можно сделать дополнительный кадр стебля в сечении (желателен режим макросъемки). При наличии характерных признаков, например, колючек, шипов, усов и волосков, необходимо это снять. У растений, произрастающих в воде и возле воды, желательно снять продольный разрез стебля. Необходимо снять место прикрепление листа к стеблю.
Чтобы показать расположение листьев на стебле снять нужно два-три ближайших узла. Снять листовую пластину необходимо в расправленном виде.. Так же необходимо снять нижнюю часть листа
.
Сфотографировать цветок сбоку, сверху, снизу, при возможности сфотографировать пестик и тычинки так, чтобы можно было их подсчитать, например, на фоне белого листочка. Показать место расположения цветка на растении. Если цветы образуют соцветие, отметить это и сфотографировать. Плод фотографируется, так же как и цветок. При наличии семян, снять и их, например, положив на белый листочек или ладонь.
К фотографиям необходимо делать комментарии в полевом дневнике о местообитании его, характерных признаках и прочих моментах, которые не отображаются статично в камере фотоаппарата, а так же схематично делать наброски уникальных характеристик, например – схема соцветия. Так же в полевом дневнике должно быть указано на какой ГП были сделаны фотографии. Если растение не с изучаемого участка, то необходимо указать географические координаты и сделать привязку, желательно назвать ассоциацию.
Следующий этап – это оформление фотогербария.
Сделанные фотографии необходимо просмотреть, отобрать репрезентативные, отредактировать.
Описать растения по традиционной схеме.
Произвести этикетаж: к каждой фотографии или серии фотографий прилагается файл с этикеткой в элктронном виде.
Качественно оформленный фотогербарий является аналогом классического гербария. Фотогербаризация трудоемкий процесс и требует ботанических, экологических и технических знаний.
Приложение 2
Как работать с приложением Гугл Диска
Офисных веб-приложений, позволяющих пользователям совместно создавать и редактировать файлы.
Гугл диск позволяет просматривать и изменять: текстовые, графические, видео- и аудиофайлы;
Электронные таблицы, презентации, графы, графики и диаграммы;
Архивы;
Чертежи;
Файлы разметки и кода и др.
Регистрация и вход в Google Drive
На основной странице поисковика в правом верхнем углу найдите иконку Приложения Google в виде маленьких квадратов. Нажмите на неё и отыщите значок Диск. После этого щёлкните на синюю плашку Перейти к Google Диску. Если у вас есть аккаунт, используйте для входа те же данные.
Если же у вас ещё нет единой учётной записи Google, нажмите на фразу Создать аккаунт и следуйте простым инструкциям для регистрации нового аккаунта. После этого, гугл диск вход можно осуществить с любого устройства, подключённого к интернету, под логином и паролем, указанными при создании учётки.
Алгоритм работы с приложением "Google Презентации"
Google Презентации – это онлайн-приложение, в котором можно создавать и редактировать презентации, а также работать одновременно с другими пользователями.
Шаг 1. Создайте презентацию.
Вот как это сделать:
Откройте страницу slides.google.com.
Нажмите на значок под заголовком "Создать презентацию" в левом верхнем углу экрана. Откроется новая презентация.
Вы также можете создать презентацию, перейдя по ссылке slides.google.com/create.
Шаг 2. Внесите необходимые изменения.
Вы можете добавлять в презентации текст, изображения и видеозаписи, а также редактировать и форматировать эти данные.
Как добавлять и упорядочивать текст, фигуры и линии
Как добавить, удалить и разместить в нужном порядке слайды
Как добавить анимацию на слайд
Шаг 3. Пригласите соавторов.
Откройте доступ к файлам и папкам и разрешите другим пользователям просматривать, редактировать или комментировать их.
Приложение 3
Растения – индикаторы почв
Многие растения строго приурочены к определенным видам почв. Клевер полевой, фиалка трехцветная, осока черная, лютики, поповник, редька дикая хорошо чувствуют себя на кислых, богатых перегноем почвах. Ячмень мышиный, тимьян, аистник и мак-самосейка предпочитают селиться на сухих, почти лишенных перегноя песчаных почвах. Лютик ползучий, мятлик, одуванчик и лапчатка гусиная любят суглинистые и глинистые почвы, а хвощи, сердечник луговой, тимофеевка и горицвет кукушкин типичны для глинистых почв. Присутствие бодяка, подорожника, ромашки или пырея указывает на излишнюю плотность почвы из-за неверной обработки или недостатка кислорода в почве.
Приложение 4
Фотографии с внеклассного мероприятия «Практикум по геоботанике Прибайкалья» от 03.07.2019г.
Приложение 5
Фрагмент игры
Таблица 1
№ | Вопросы детей | Ответы | Комментарии |
1 | Этот предмет используется людьми давно? | И да и нет | Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить. |
2 | Это приспособление для приготовления пищи? | Нет | Вопросы 2-4 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии. |
3 | Это инструмент для обработки чего-то? | Нет | |
4 | Прямое назначение предмета – отдых? | Нет | |
5 | Может ли человек обойтись без него? | И да и нет | Вопрос слабый. Что значит - "обойтись"? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу. |
6 | Им пользуются взрослые и дети? | Да | Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое. |
7 | Предмет относится к посуде? | Нет | Вопросы 7-10 сильные, с них надо было начинать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом. |
8 | Его используют на уроках? | Да | |
9 | На нем можно писать? | Нет | |
10 | Он служит для расчетов? | Нет | |
11 | Он используется для передачи звука? | Нет | |
12 | Его используют для передачи информации? | Да | Вопрос сильный, сужает поиск предметов. |
13 | Это книга? | Да | Контрольный ответ найден |