Внеклассное мероприятие для учащихся 6–7 классов «Практикум по геоботанике Прибайкалья»

5
0
Материал опубликован 21 June 2021

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОНВЕРГЕНТНОГО ЗАНЯТИЯ

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов

«Практикум по геоботанике Прибайкалья»


Автор: учитель географии МБОУ г. Иркутска Лицей №1 Васкевич Татьяна Анатольевна

Аннотация

Занятие состоит из трех смысловых блоков – теоретического, практического/исследовательского и проектного. В первом блоке происходит расширение кругозора и погружение в тему.

Во втором блоке учащиеся в группах на определенном участке проводят полевые исследования растительных сообществ, определяют с помощью школьного атласа-определителя высших растений их видовой состав.

В третьем блоке учащиеся выполняют мини-проект по составлению электронного гербария растений Прибайкалья.


Образовательные задачи исследовательского и проектного характера

1) расширить знания о видовом составе флоры родного края; 2) знать и уметь определять причины смены пород-лесообразователей; 3) освоить на практике метод полевого исследования – определения видового состава растений в естественных условиях; 4) закрепить метод использования школьного атласа-определителя высших растений; 5) освоить метод электронной гербаризации растений.


Ресурсное обеспечение

Технические средства обучения: мультимедийная установка (1), компьютер (1), планшеты с выходом в сеть Интернет (12),

Электронные средства обучения: мультимедийная презентация к занятию

Живые объекты: природные растительные сообщества.

Учебные пособия: школьный атлас-определитель высших растений (4), гербарий растений Прибайкалья (1), Красная книга Иркутской области

Реквизиты: полевой дневник школьника, карандаш, лист белого картона А4.


Планируемые результаты

По завершению занятия учащиеся будут

знать: видовой состав растений исследуемой территории

понимать: причины смены пород-лесообразователей, зависимость видового состава растений от типа почвы

уметь: пользоваться школьным атласом – определителем высших растений, применять метод полевых исследований при решении учебных задач, оформлять электронный гербарий растений




Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Анализируют, выявляют причинно-следственные связи;

определяют цели и задачи;

анализируют мультимедийную информацию (презентацию);

работают в учебной паре/группе; распределяют обязанности;

проводят полевое исследование;

выполняют и защищают мини-проект;

проводят анализ и сравнение двух объектов;

проводят рефлексию и самоанализ собственной деятельности.

Предварительная подготовка к занятию: от учителя требуется предварительно определить видовой состав исследуемого участка, разбить его на 4 зоны:

1 зона – наличие коренных древесных пород (хвойных).

2 зона – наличие коренных пород (хвойных) и замещенных (лиственных).

3 зона – замещенные породы (лиственные).

4 зона – сведенные леса.

Ребята сразу просматривают доступность файлов на Гугл Диске, проверяют настройки совместного доступа.

Меры предосторожности и технические замечания

Учитель обращает внимание на уникальность территории, необходимости сохранения целостности местной флоры. Полевые исследования растений проводятся на территорию лагеря «Эколог», в рамках определенной зоны. Выходить за пределы лагеря запрещено в связи с наличием в лесу клещей.



Технологическая карта занятия

Этапы

Действия организатора (педагога)

Действия участников (школьников)

1.1 Мотивируем учащихся. Настрой на

исследование

Шаг 1. Подводит учащихся к определению темы занятия.

Сегодня у вас в плане определено занятия как «Полевой практикум». Давайте постараемся отгадать тему нашего занятия. Предлагаю вам игру. В черном ящике находятся три предмета, которые взяты из нашего лицея. Вы можете мне задавать вопросы, на которые я буду отвечать только словами "да", "нет", "и да", "и нет". 

Ребята должны отгадать три загаданных учителем школьных пособия (гербарий растений Прибайкалья, школьный атлас-определитель растений, Красная книга Иркутской области). Фрагмент игры представлен в таблице 1 (приложение 5).

1.2. Определяем предмет исследования.

Шаг 2. Задаёт вопросы. После ответов предлагает сформулировать тему полевого практикума. Определить цель и задачи.

.

Отвечают на вопросы:

1) Что такое гербарий? Для чего нужен гербарии?

2) Для чего служит школьный атлас-определитель высших растений. Кто знает как с ним работать?

3) Что такое Красная книга? Для чего нужна? Кто знаком с Красной книгой Иркутской области?

2.1. Расширяем кругозор по теме Гербарии. Виды гербариев и их создание.

Шаг 3. Для расширения кругозора и погружения в тему, знакомит ребят с презентацией «Гербарии, их происхождение и создание»


Делают заметки в полевой дневник. Задают вопросы.

2.2. Изучаем видовой состав растений Прибайкалья, причины смены пород-лесообразователей

Шаг 4. Делает акцент на тех видах растений, которые встречаются на территории лагеря «Эколог»: Mа́йник двули́стный, Сосна́ сиби́рская кедро́вая, или Сиби́рский кедр, Cосна́ обыкнове́нная , Ли́ственница, Нивя́ник обыкнове́нный, или Попо́вник,  Та́волга вязоли́стная, или Лаба́зник вязоли́стный, или Та́воложник, Клевер лугово́й ,  Шипо́вник, Воро́ний глаз четырёхли́стный, или Вороний глаз обыкнове́нный, , Берескле́т, Иван-ча́й узколи́стный, или Кипре́й узколистный, или Копорский чай, Лю́тик ползу́чий , Тысячели́стник обыкнове́нный, Мя́тлик, Ольха́, Береза, Лилия, Пи́жма обыкнове́нная, Гера́нь лесна́я, Малина и др.

Обозначает причины смены пород-лесообразователей. Предлагает определить причину смены пород данной местности.

Делают заметки в полевой дневник. Отвечают на вопрос.

2.3. Актуализируем знания по использованию школьного атласа-определителя растений

Шаг 5. Предлагает учащимся вспомнить основные правила использования школьного атласа –определителя при исследовании видового состава растений. В случае затруднений помогает.

Рассказывают о правилах, как пользоваться школьным атласом-определителем, который предназначен для определения растений, т.е. для установления их научных названий. Простые определительные таблицы-ключи помогут определить семейство и род неизвестного растения, а цветной атлас служит для установления видового названия.

3.Проводим полевое исследование (работа в группах)

Шаг 6. Каждой группе определяет работу в пределах своей зоны. Задания группам: Провести исследование видового состава своей зоны. Распределить растения по ярусам. Выяснить наличие на участке краснокнижных растений. Предположить состав почвы по видовому составу растений (Приложение 3). Выявить степень изменения участка.

В случае затруднения оказывает помощь.

Определяют видовой состав растений. Каждое растение вносят под своим номером в полевой дневник и фотографии в соответствующие папки. Каждая группа составляет отчет по своему участку. Шаблон отчета размещен на Гугл Диске. Вход по ссылке для каждой группы отдельный.

4.1.Выполняем мини-проект - оформляем фотогербарий

Шаг 7. Контролирует работу в группах. В случае затруднения оказывает помощь.

Группы работают на Гугл Диске в презентации. Работать одновременно могут участники всей группы в режиме редактирования.


4.2. Презентуем отчет по исследованию участка. Защищают мини-проект

Шаг 8. Фиксирует деятельность

Представители от каждой группы выступают с отчетом по исследованию своего участка, презентуют фотогербарий.

5.1. Проводим сравнительный анализ двух видов гербария

Шаг 9.Предлагает оценить учащимся преимущества и недостатки двух видов гербария: классического (натурального) и электронного (фотогербария)

Коллективно заполняют таблицу «Преимущества и недостатки» двух видов гербария»

Вид гербария

преимущества

недостатки

классический



электронный




5.2.Рефлексивно – оценочный этап

Шаг 10.Предлагает оценить учащимся свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, выполнение своей цели, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Это позволяет учителю установить обратную связь, сделать вывод в целом по мероприятию.


Учащиеся заканчивают предложения из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я понял, что…; теперь я могу…; я почувствовал, что…; я приобрел…; я научился…; у меня получилось …; я смог…; я попробую…; меня удивило… и т.д.










Используемая литература и интернет - ресурсы


Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов // Сборник материалов областных педагогических чтений (Белгород, 19 мая 2016 г.) / Под общ. ред. Е.В. Посохиной, Н.В. Немыкиной, Е.В. Прокопенко. – Белгород : БелИРО, 2018. – 458 с.

О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании: методическое пособие/О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. – М.: «Русское слово-учебник», 2015,-216с.

Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек на Байкале: учебное пособие для общеобразовательных учеб. учреждений, 6(7)., изд. третье, переработанное и дополненное. – Иркутск: ИООО «Байкал-Эко-Сеть», 2012. -224с.

Экология. Среды жизни на планете [Текст]: Учебное пособие для 7 кл. общеобразовательных учреждений / В.А. Самкова, Л.И. Шурхал. – Академкнига/Учебник,2010,-224с.: цв. ил.

Флора Байкала (энциклопедическая словарная статья) [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/flora_baykala.

Как работать с приложением "Google Презентации". [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://support.google.com/docs/answer/2763168?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru

Учебная полевая геоботаническая практика: метод. рекомендации У91 для студентов геогр. фак. спец. 1-31 02 01 «География (по направлениям)», 1-31 02 02 «Гидрометеорология», 1-31 02 03 «Космоаэрокартография», 1-33 01 02 «Геоэкология». В 2 ч. Ч. 1. / сост.: Н. М. Писарчук, А. В. Соколова, А. Е. Яротов. – Минск: БГУ, 2014. – 49 с. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://vk.com/doc4263663_498878406?hash=6b90f8bb532059c021

Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1985.-239с1,ил.

Полный список всех гербариев. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.binran.ru/resources/current/herbaria/herblist-rus.html

Описание различных видов растений. Википедия. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Т.Н. Макарова. Биология. Основы общей биологии и экологии, растения, вирусы, бактерии, лишайники Учебное пособие. Троицк, 2018г., 265с. [Электронный ресурс]-Режим доступа: file:///D:/Users/Tanya/Desktop/Васкевич%20Конкурс%20методразработок%202021%20от%2025.03.21/Uchebnoe_posobie_Biologiya.pdf















Приложение 1

Рекомендации по оформлению фотогербария


Фотографирование растений:

Если растение не уникально, то выбирать нужно характерное, желательно стоящее отдельно, чтобы можно было увидеть общий силуэт.

Выбирать самый выигрышный ракурс съёмки объекта, чтобы показать его максимально достоверно, вместе с его местообитанием. Это важно для понимания является растение для данного фитоценоза типичным или заносным.

3. При ярком солнце стараться снимать так, чтобы растение было или целиком в тени, или на солнце, чтобы избежать полутеней и бликов. Если съёмка производится обычной компактной камерой или камерой на телефоне, лучше снимать в тени.

t1624284871aa.jpg4.Если размер растения позволяет, нужно общий вид снимать так, чтобы растение помещалось в кадр целиком.

5. При съёмке с расстояния менее полуметра (что важно для травянистой растительности до 10 см высотой), нужно переходить на режим

макросъёмки.


Фотография должна быть в фокусе, т.е. резкой.

Проверять, что получается после каждого снимка. Иногда один смазаный снимок не позволяет найти отличительные черты данного растения, чем затрудняется его определение.

Лучше делать несколько кадров, три-четыре, с разных точек. Желательно при небольших размерах растений или съемке деталей подкладывать фоном белый лист бумаги.

t1624284871ab.jpgЛучше делать фото с линейкой или рядом с объектом известного размера (например, ладошка).

На фотографии должна быть понятна фаза вегетации растения и его жизненная форма.



Рекомендуется соблюдать следующую последовательность съёмки:

t1624284871ac.jpgбиотоп, в котором произрастает растение,

общий вид растения,

корень (по возможности),

стебель,

лист (и/или почка),

цветок и соцветие (если цветок не одиночен),

плод/ы,

споры (при их наличии).

Перед съёмкой корней, их необходимо отряхнуть от земли, при возможности, корни необходимо ополоснуть. Это нужно для того, чтобы был виден не только силуэт, но и цвет корней. Стебель нужно снимать так, чтобы была видна структура его поверхности. Можно сделать дополнительный кадр стебля в сечении (желателен режим макросъемки). При наличии характерных признаков, например, колючек, шипов, усов и волосков, необходимо это снять. У растений, произрастающих в воде и возле воды, желательно снять продольный разрез стебля. Необходимо снять место прикрепление листа к стеблю.

Чтобы показать расположение листьев на стебле снять нужно два-три ближайших узла. Снять листовую пластину необходимо в расправленном виде.. Так же необходимо снять нижнюю часть листа

t1624284871ad.jpg.

Сфотографировать цветок сбоку, сверху, снизу, при возможности сфотографировать пестик и тычинки так, чтобы можно было их подсчитать, например, на фоне белого листочка. Показать место расположения цветка на растении. Если цветы образуют соцветие, отметить это и сфотографировать. Плод фотографируется, так же как и цветок. При наличии семян, снять и их, например, положив на белый листочек или ладонь.

К фотографиям необходимо делать комментарии в полевом дневнике о местообитании его, характерных признаках и прочих моментах, которые не отображаются статично в камере фотоаппарата, а так же схематично делать наброски уникальных характеристик, например схема соцветия. Так же в полевом дневнике должно быть указано на какой ГП были сделаны фотографии. Если растение не с изучаемого участка, то необходимо указать географические координаты и сделать привязку, желательно назвать ассоциацию.

Следующий этап это оформление фотогербария.

Сделанные фотографии необходимо просмотреть, отобрать репрезентативные, отредактировать.

Описать растения по традиционной схеме.

Произвести этикетаж: к каждой фотографии или серии фотографий прилагается файл с этикеткой в элктронном виде.

Качественно оформленный фотогербарий является аналогом классического гербария. Фотогербаризация трудоемкий процесс и требует ботанических, экологических и технических знаний.









Приложение 2


Как работать с приложением Гугл Диска

Офисных веб-приложений, позволяющих пользователям совместно создавать и редактировать файлы.

Гугл диск позволяет просматривать и изменять: текстовые, графические, видео- и аудиофайлы;

Электронные таблицы, презентации, графы, графики и диаграммы;

Архивы;

Чертежи;

Файлы разметки и кода и др.


Регистрация и вход в Google Drive

На основной странице поисковика в правом верхнем углу найдите иконку Приложения Google в виде маленьких квадратов. Нажмите на неё и отыщите значок Диск. После этого щёлкните на синюю плашку Перейти к Google Диску. Если у вас есть аккаунт, используйте для входа те же данные.

Если же у вас ещё нет единой учётной записи Google, нажмите на фразу Создать аккаунт и следуйте простым инструкциям для регистрации нового аккаунта. После этого, гугл диск вход можно осуществить с любого устройства, подключённого к интернету, под логином и паролем, указанными при создании учётки.


Алгоритм работы с приложением "Google Презентации"

Google Презентации – это онлайн-приложение, в котором можно создавать и редактировать презентации, а также работать одновременно с другими пользователями.

Шаг 1. Создайте презентацию.

Вот как это сделать:

Откройте страницу slides.google.com.

Нажмите на значок t1624284871ae.png под заголовком "Создать презентацию" в левом верхнем углу экрана. Откроется новая презентация.

Вы также можете создать презентацию, перейдя по ссылке slides.google.com/create.

Шаг 2. Внесите необходимые изменения.

Вы можете добавлять в презентации текст, изображения и видеозаписи, а также редактировать и форматировать эти данные.

Как добавлять и упорядочивать текст, фигуры и линии

Как добавить, удалить и разместить в нужном порядке слайды

Как добавить анимацию на слайд

Шаг 3. Пригласите соавторов.

Откройте доступ к файлам и папкам и разрешите другим пользователям просматривать, редактировать или комментировать их.



Приложение 3


Растения – индикаторы почв


Многие растения строго приурочены к определенным видам почв. Клевер полевой, фиалка трехцветная, осока черная, лютики, поповник, редька дикая хорошо чувствуют себя на кислых, богатых перегноем почвах. Ячмень мышиный, тимьян, аистник и мак-самосейка предпочитают селиться на сухих, почти лишенных перегноя песчаных почвах. Лютик ползучий, мятлик, одуванчик и лапчатка гусиная любят суглинистые и глинистые почвы, а хвощи, сердечник луговой, тимофеевка и горицвет кукушкин типичны для глинистых почв. Присутствие бодяка, подорожника, ромашки или пырея указывает на излишнюю плотность почвы из-за неверной обработки или недостатка кислорода в почве.


t1624284871af.jpg

 




Приложение 4


Фотографии с внеклассного мероприятия «Практикум по геоботанике Прибайкалья» от 03.07.2019г.


t1624284871ag.jpg




t1624284871ah.jpg

t1624284871ai.jpg



t1624284871aj.jpg

t1624284871ak.jpg










Приложение 5


Фрагмент игры

Таблица 1

Вопросы детей

Ответы

Комментарии

1

Этот предмет используется людьми давно? 

И да и нет

Вопрос слабый. Понятие "давно" - очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.

2

Это приспособление для приготовления пищи?

Нет

Вопросы 2-4 довольно сильные. Дети пытаются построить классификацию предметов быта по их функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти на контрольный ответ, задав еще несколько вопросов из этой серии.

3

Это инструмент для обработки чего-то?

Нет

4

Прямое назначение предмета – отдых?

Нет

5

Может ли человек обойтись без него?

И  да и нет

Вопрос слабый. Что значит - "обойтись"? В какой-то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу.

6

Им пользуются взрослые и дети?

Да

Вопрос не сильный. Понятие "пользуются" определенно недостаточно строгое.

7

Предмет относится к посуде?

Нет

Вопросы 7-10 сильные, с них надо было начи­нать. Определяется класс предмета, значительно сужается поле поиска с каждым вопросом.

8

Его используют на уроках?

Да

9

На нем можно писать?

Нет

10

Он служит для расчетов?

Нет

11

Он используется для передачи звука?

Нет

12

Его используют для передачи информации?

Да

Вопрос сильный, сужает поиск предметов.

13

Это книга?

Да

Контрольный ответ найден


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.