Разработка рабочей программы по литературе для обучающихся 11 класса (УМК Ю. В. Лебедева, В. П. Журавлёва)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета Протокол №7 от 29.08.2020 г. | «Утверждено» Приказом директора ОО №57 от 29.08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 11 класса
Автор – составитель
учитель Никитина Екатерина Александровна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании:
1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
2.Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции).
3.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждённый приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. №413, в действующей редакции).
4. СанПиНов 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189, в ред. изменения от 24.11.2015).
5.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Синьковской СШ.
6.Примерной авторской программы по литературе для общеобразовательной организации Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва1.
7. Учебного плана МБОУ Синьковской СШ.
8.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утверждённый приказом Минобрнауки №253 от 31.03.2014г., в действующей редакции).
9.Положения о рабочей программе.
10.Примерной программы среднего общего образования по литературе.
Для реализации программного содержания используется учебник: Русский язык и литература. Литература 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ В.П. Журавлёв.- М.: Просвещение, 2019.
Место курса литературы в учебном плане. Программа разработана в соответствии с учебным планом среднего общего образования. Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение литературе в объёме 99 часов в год (33 учебные недели).
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской. В авторскую программу Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва внесены изменения: уменьшено количество часов на изучение темы («Особенности зарубежной литературы») в связи с выделением 1 часа на промежуточную аттестацию. В авторской программе предусматривается интеграция предметов «Русский язык» и «Литература» в области «Филология».
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по авторской программе | Количество часов по программе МБОУ Синьковской СШ |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Писатели-реалисты начала XX века | 16 | 16 |
3 | Поэзия Серебряного века | 12 | 11 |
4 | Новокрестьянская поэзия | 7 | 7 |
5 | Литература 20-х годов XX века | 8 | 8 |
6 | Литература 30-х годов XX века | 23 | 23 |
7 | Литература периода Великой Отечественной войны | 3 | 3 |
8 | Литература 50-90-х годов XX века | 24 | 23 |
9 | Литература народов России | 2 | 1 |
10 | Литература конца XX в.- начала XXI в. | 1 | 1 |
11 | Зарубежная литература | 6 | 5 |
12 | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 1 - | 1 1 |
| Итого | 102 | 99 |
Целеполагание
Изучение литературы в образовательной организации направлено на достижение следующих целей:
*формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
*развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
*постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
*поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
*овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
*овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
*использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ;
-готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник сможет:
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Выпускник сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
•устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Выпускник сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Выпускник сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Выпускник сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник сможет:
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник сможет:
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Предметные результаты
Обучающийся на базовом уровне научится
-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
-в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
-обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения:
*места и времени действия,
*способы изображения действия и его развития,
*способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
-определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
-осуществлять следующую продуктивную деятельность:
-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и исторической эпохе (периоду);
-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться-давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
-узнать о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
-узнать о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
-узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание
Раздел 1.Введение (1 ч)
Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы. Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров, «сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников.
Раздел 2.Писатели-реалисты начала XX века (16 ч).
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Раздел 3. Серебряный век русской поэзии (11 ч)
Символизм. «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3.Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного слова. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Раздел 4.Новокрестьянская поэзия (7 ч)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.(Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). Поэма «Анна Снегина». Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Раздел 5. Литература 20-х годов XX века (8 ч)
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья»). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия»). Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Раздел 6. Литература 30-х годов XX века (23 ч)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору). История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь). Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений). Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой.
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Раздел 7.Литература периода Великой Отечественной войны (3 ч)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX
Раздел 8.Литература 50-90-х годов (23 ч)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»). Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений). Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений). Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции.
Раздел 9. Из литературы народов России (1 ч)
М.Карим. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире М. Карима; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Раздел 10. Литература конца XX — начала XXI века (1 ч)
Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов.
Раздел 11. Зарубежная литература (5 ч)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Раздел 12. Повторение и систематизация (2 ч)
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Виды контроля (по необходимости) |
1 | Введение | 1 | 1(контрольная работа) |
2 | Писатели-реалисты начала XX века | 16 | |
3 | Поэзия Серебряного века | 11 | 1(контрольная работа) |
4 | Новокрестьянская поэзия | 7 | |
5 | Литература 20-х годов XX века | 8 | |
6 | Литература 30-х годов XX века | 23 | 1(контрольная работа) |
7 | Литература периода Великой Отечественной войны | 3 | |
8 | Литература 50-90-х годов XX века | 23 | 1(контрольная работа) |
9 | Литература народов России | 1 | |
10 | Литература конца XX в.- начала XXI в. | 1 | |
11 | Зарубежная литература | 5 | |
12 | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 1 | 1(контрольная работа) |
| Итого | 99 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Коли чество часов | Дата | Дата коррек тировки (по необходимости) | ||||
1. | Введение. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XXв. Многообразие литературных направлений, стилей. | 1 ч | | | ||||
2. | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». | 1 ч | | | ||||
3 | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям. Поэтика новеллы. | 1 ч | | | ||||
4. | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». | 1 ч | | | ||||
5. | Семинар: «Тема любви в рассказах И.А. Бунина» (по рассказам «Грамматика любви», «Чистый понедельник» «Солнечный удар»). | 1 ч | | | ||||
6. | И.А. Бунин. Рассказ «Лёгкое дыхание». А.А. Фет. Стихотворение «Бабочка». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. | 1 ч | | | ||||
7. | «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших усадеб и лирических воспоминаний». | 1 ч | | | ||||
8. | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести«Поединок».Автобиографический и гуманистический характер повести. | 1 ч | | | ||||
9. | А.И. Куприн. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». | 1 ч | | | ||||
10. | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 ч | | | ||||
11. | Классное сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | 1 ч | | | ||||
12. | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | 1 ч | | | ||||
13. | «На дне» как социально- философская драма. Новаторство Горького драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 1 ч | | | ||||
14. | Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственная проблематика. | 1 ч | | | ||||
15 | Философский аспект пьесы М. Горького «На дне». Смысл названия. | 1 ч | | | ||||
16 | Классное сочинение по пьесе М. Горького «На дне»: «Во что веришь- то и есть». | 1 ч | | | ||||
17 | Контрольная работа по творческому наследию писателей-реалистов начала XX века (Бунин, Куприн, М. Горький). | 1 ч | | | ||||
18 | Русский символизм и его истоки. В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений. | 1 ч | | | ||||
19 | Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт. А. Белый. | 1 ч | | | ||||
20 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 ч | | | ||||
21 | Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики. «Жираф», «Волшебная скрипка». | 1 ч | | | ||||
22 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике. | 1 ч | | | ||||
23 | И. Северянин. Слово о поэте. Художественный мир сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы». | 1 ч | | | ||||
24 | Практический семинар: «Многообразие поэзии Серебряного века» (по направлениям символизма, акмеизма и футуризма). | 1 ч | | | ||||
25 | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 ч | | | ||||
26 | Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. | 1 ч | | | ||||
27 | Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге». | 1 ч | | | ||||
28 | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | 1 ч | | | ||||
29 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. | 1 ч | | | ||||
30 | С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери». | 1 ч | | | ||||
31 | Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль…» | 1 ч | | | ||||
32 | Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» | 1 ч | | | ||||
33 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст». | 1 ч | | | ||||
34 | «Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме С.А. Есенина. Своеобразие композиции и системы образов. | 1 ч | | | ||||
35 | Домашнее сочинение по творчеству А.А. Блока и С.А. Есенина: «Люблю Отчизну я…» | 1 ч | | | ||||
36 | Литературный процесс 20-х годов XX века. | 1 ч | | | ||||
37 | Семинар: «Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов». | 1 ч | | | ||||
38 | Семинар: «Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира». | 1 ч | | | ||||
39 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?» «Послушайте!» «Скрипка и немножко нервно». | 1 ч | | | ||||
40 | В.В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся». | 1 ч | | | ||||
41 | Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!» «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой». | 1 ч | | | ||||
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». | 1 ч | | | ||||
43 | Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А. Есенина и В.В. Маяковского. | 1 ч | | | ||||
44 | Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. | 1 ч | | | ||||
45 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А. Булгаков и театр. Театральные пьесы Булгакова. | 1 ч | | | ||||
46 | Судьба людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» | 1 ч | | | ||||
47 | История создания, проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 ч | | | ||||
48 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. | 1 ч | | | ||||
49 | Домашнее сочинение по творчеству М.А. Булгакова. | 1 ч | | | ||||
50 | А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П. Платонова «Котлован». | 1 ч | | | ||||
51 | Повесть А.П. Платонова «Котлован». Философская многозначность названия повести. | 1 ч | | | ||||
52 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью». | 1 ч | | | ||||
53 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне голос был…», «Родная земля», «Приморский сонет». | 1 ч | | | ||||
54 | Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | 1 ч | | | ||||
55 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа лирики. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». | 1 ч | | | ||||
56 | Урок-практикум по лирике О.Э. Мандельштама. «За гремучую доблестью грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз». | 1 ч | | | ||||
57 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». | 1 ч | | | ||||
58 | Тема Родины в лирике М.И. Цветаевой. «Тоска по Родине», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. | 1 ч | | | ||||
59 | Практическая работа по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама. | 1 ч | | | ||||
60 | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». | 1 ч | | | ||||
61 | Картины гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 1 ч | | | ||||
62 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 ч | | | ||||
63 | Женские судьбы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 ч | | | ||||
64 | Семинар: «Особенности жанра и художественной формы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 ч | | | ||||
65 | Классное сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». | 1 ч | | | ||||
66 | Контрольная работа по лирике и прозе 30-х годов XX века. | 1 ч | | | ||||
67 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. Военная лирика Н. Тихонова и К. Тихонова. | 1 ч | | | ||||
68 | Литература периода Великой Отечественной войны. Военная проза и публицистика А. Толстого и М. Шолохова. | 1 ч | | | ||||
69 | Литература периода Великой Отечественной войны. Реальность и фантастика в пьесе Е. Шварца «Дракон». | 1 ч | | | ||||
70 | Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60-х годов. | 1 ч | | | ||||
71 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». | 1 ч | | | ||||
72 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Повесть В. Кондратьева «Сашка». | 1 ч | | | ||||
73 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. | 1 ч | | | ||||
74 | А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины». | 1 ч | | | ||||
75 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Во всём мне хочется…» | 1 ч | | | ||||
76 | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. | 1 ч | | | ||||
77 | Образ главного героя в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». | 1 ч | | | ||||
78 | Лирическая исповедь в стихотворениях Юрия Живаго. «Гамлет», «Зимняя ночь». | 1 ч | | | ||||
79 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия лагерной темы в творчестве писателя. | 1 ч | | | ||||
80 | Повесть А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | 1 ч | | | ||||
81 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта. «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице». | 1 ч | | | ||||
82 | И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики. «Осенний крик ястреба», «Сонет». | 1 ч | | | ||||
83 | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба». | 1 ч | | | ||||
84 | В.П. Астафьев. Нравственные проблемы романа «Печальный детектив». | 1 ч | | | ||||
85 | В.Г. Распутин. Слово о писателе. Нравственные проблемы в повести «Прощание с Матёрой». | 1 ч | | | ||||
86 | В.Г. Распутин. Нравственные проблемы в повести «Живи и помни». | 1 ч | | | ||||
87 | Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река». | 1 ч | | | ||||
88 | «Городская» проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. Слово о писателе. Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | 1 ч | | | ||||
89 | Классное сочинение: «Нравственные ориентиры «деревенской» и «городской» прозы. | 1 ч | | | ||||
90 | Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов. | 1 ч | | | ||||
91 | М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер-всё больше листьев», «Тоска», «Птиц выпускаю». Психологизм лирики башкирского поэта. | 1 ч | | | ||||
92 | Основные направления и тенденции развития современной литературы: общий обзор произведений последнего десятилетия. | 1 ч | | | ||||
93 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 1 ч | | | ||||
94 | Д.Б. Шоу. Слово о драматурге. Духовно-нравственные проблемы в пьесах «Дом, где разбиваются сердца» и «Пигмалион». | 1 ч | | | ||||
95 | Э.М. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы в романе «Прощай, оружие». | 1 ч | | | ||||
96 | Э.М. Хемингуэй. Самообладание и сила духа в повести «Старик и море» | 1 ч | | | ||||
97 | Э.М. Ремарк. Слово о писателе. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля. | 1 ч | | | ||||
98 | Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Своеобразие фольклоризма Ф.Г. Лорки. | 1 ч | | | ||||
99 | Семинар «Проблемы и уроки литературы XX века» | 1 ч | | |
1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 10-11 классы (базовый уровень) А.Н.Романовой, Н.В. Шуваева / Под ред. Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлёва – М.: Просвещение, 2019 .