12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Четверикова1028
ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия искусств», «Музыкально-инструментальное искусство»; ПП: «Методическая и организационная деятельность в профессиональной образовательной организации с учетом ФГОС», квалификация-Старший методист
Россия, Амурская обл., Благовещенск

Этап разработки учебного материала не случайно стоит после определения содержания и форм контроля знаний. Разработчику курса необходимо сначала представить себе содержание и формы контроля по модулям курса, а уже потом разработать теорию. В таком порядке это делать значительно удобнее, чем сначала создать теорию дистанционного курса, а потом придумывать формы дистанционного контроля. 
Количество модулей зависит от объёма курса. В модуль объединяются темы для изучения, близкие по содержанию. По итогам изучения модуля удобно организовывать контроль. Каждый учебный модуль может включать в себя следующие элементы:
··учебные цели;
··содержание; 
··график самостоятельного изучения материала и выполнения заданий;
··список литературы;
··текст с рисунками, таблицами, графиками, фотографиями, мультимедийными вставками с анимацией и видео; 
··практикумы с комментариями, подсказками и диалоговыми режимами;
··виртуальные (или с удалённым доступом) лаборатории и тренажёры;
··задания, развивающие умения и профессиональные навыки учащегося;
··задания для самоконтроля и проверки знаний преподавателем; · дополнительные электронные учебные материалы (справочники, словари, программы и т.д.);
·· глоссарии, указатели и т.п.
 Это наиболее полный список элементов модуля. Конечно, структура модуля зависит от специфики дисциплины. На практике один модуль содержит примерно половину от этого списка элементов.
 При реализации данного этапа разработчику дистанционного курса важно тщательно отбирать материал, писать просто о сложном, фактически переводя с русского на русский там, где академический стиль изложения не подойдет для восприятия материала студентом. Необходимо толкование всего, что может быть непонятным (делать сноски, составлять глоссарий, размещать словари, указывать ссылки), важно перерабатывать материал в удобный для восприятия обучающимся вид, подбирать наглядность (таблицы, схемы, графики, рисунки и т.д.). Если при проведении очных занятий педагог делает лирические отступления, рассказывая уместные истории, приводя факты, рисуя схемы, то в структуре дистанционного курса все это тоже должно присутствовать для облегчения понимания студентами сути материала.
 Текст в дистанционном курсе необходимо структурировать – использовать различные начертания шрифта, цвет, делить текст на абзацы,  оформлять нумерованные и маркированные списки. Это важно делать как при оформлении лекционного материала, так и при написании заданий, инструкций, любого текста в рамках курса. Размеченный текст значительно облегчает восприятие, дает возможность «зацепиться» глазом за ключевые слова. Все использованные при подготовке курса источники должны быть указаны в перечне литературы или в конце каждой лекции. Объектом авторского права являются текст и изображения, поэтому для каждого заимствования необходимо указать авторство. 
Также при разработке теории и заданий дистанционного курса преподаватель имеет возможность представить материалы, используя новые технологии представления информации: инфографика, скрайбинг, интеллекткарты, скетч, сторителлинг, временна̀ я шкала, дополненная реальность и т.д. Данные технологии появились несколько лет назад и продолжают появляться, они удобны для самостоятельного освоения, в сети можно найти множество инструкций и видеороликов по работе с ними. Каждая технология интересна для изучения, проста в обращении и применима как для иллюстрирования теоретического материала, так и для создания образовательных продуктов курса студентами. Например, задание представить историю развития компьютерной техники можно дать студентам в виде временной шкалы, написать инструкцию в виде инфографики, а составить классификацию – в виде интеллект-карты. 
При разработке контента для дистанционного курса также часто используют учебное видео как средство обучения. В ряде случаев разработчики делают его сами для курса, либо выбирают чужое видео и встраивают его в курс. Однако, многие преподаватели не имеют знаний или опыта в использовании видео, кроме как для записи лекций, что не всегда эффективно. Лекцию логично представить в текстовом формате, что удобно для ученика по времени (каждый читает со своей скоростью), чем просмотр видео с фиксированным временем. 
Видео необходимо использовать в тех случаях, когда оно эффективнее текста. Оно особенно полезно для записи событий или ситуаций, куда слишком сложно, опасно, дорого или непрактично приводить учеников (студентов) очно. Видео в ДО можно эффективно использовать: 1) при демонстрации экспериментов или явлений, 2) при иллюстрации принципов динамических изменений или движений, абстрактных принципов через специально созданные физические модели, принципов трехмерного пространства, 4) при демонстрации изменений во времени с замедлением и ускорением, 5) в качестве замены реальной экскурсии или визита, 6) при демонстрации первоисточников, материала для кейс-стади, реальных проблем и жизненных ситуаций, 7) для показов алгоритмов действий при решении реальных проблем, 8) при демонстрации процессов восприятия решений, грамотных процедур использования инструментов и оборудования, используемых методов и приемов реализации, 9) для записи и хранения событий, имеющих временный  характер, 10) для демонстрации практических видов деятельности с последующим самостоятельным применением [5].
 При грамотном применении в учебном процессе видео может быть очень эффективно, поскольку при просмотре у человека происходит одновременное подключение всех каналов восприятия, отвечающих за учебную деятельность: визуального и звукового. По данным исследований, если используется звук и ряд текстовых таблиц, это будет воспринято эффективнее, чем только один звук. Также при работе с видео в учебном процессе каждый обучающийся получает одну и туже картинку происходящего и может просматривать запись столько раз, сколько необходимо для овладения материалом. Не следует применять видео в тех случаях, когда в видеоряде есть много отвлекающей от основной идеи информации, его использование затратно и неудобно, а также не соответствует учебной цели.
 Однако процесс разработки учебного видео или встраивания готового видео в курс требует большой методической работы. 
Видео может выполнять различные функции в учебном процессе:
 Выступать центральным и/или вспомогательным средством обучения, то есть ресурсом. В этом случае используются уже разработанные и представленные в сети видео (интерактивные и неинтерактивные) и создается система упражнений и/или технология, методика использования для конкретных дидактических задач (например, ролевые игры, проектная деятельность). 
Выступать инструментом разработки и/или доставки учебного контента (все возможные средства записи, создания и обработки видео). 
Быть средством коммуникации в различных моделях дистанционного обучения (видеоконференции), а также отдельной моделью дистанционного обучения на основе видео-, конференцсвязи [5]. 
При использовании видео в рамках дистанционного курса педагогу важно понимать содержание обучения, какие цели и задачи ставятся для его использования, какие методики будут применяться, какие компетенции необходимо сформировать у обучаемого. Необходимо четко представлять, на каком этапе познавательной деятельности нужно использовать конкретное видео. 
Для эффективного использования видео в учебном процессе разработчику дистанционного курса необходимо:
 отбирать «правильные» видео с учетом соответствия психологопедагогическим принципам их разработки;
 сегментировать видео, выделять смысловые и значимые фрагменты, создавать опоры, структурировать транскрипты видео, если это необходимо, предоставлять обучающимся контроль просмотра видео (как правило, поддерживается всеми современными средствами просмотра) для совмещения с выполнением упражнений, предоставлять предпросмотровые упражнения;
 учитывать уровень владения материалом обучающимися и уровень сложности содержания видео для восприятия; отбирать видео, демонстрирующие конкретные события и явления для последующего обсуждения абстрактных принципов и закономерностей;
 использовать видео с альтернативными точками зрения на одну и туже проблему или явление, а также интересные обучающимся; вовлекать обучающихся в активное приобретение знаний на основе видео; использовать возможности открытых инструментов для создания простых видео в рамках проектной деятельности;
 учитывать уровень способности обучающихся к визуальнопространственному восприятию информации [5].
 При разработке видео следует учитывать результаты исследований, которые показывают, что время учебного видеоролика для хорошего восприятия должно быть 3-7 минут, что жанры «говорящая голова», запись живой лекции и инструкции «как сделать что-то» эффективнее, чем все остальные жанры, потому что по опросам 60% времени зритель смотрит на человека, а не на презентацию. Также выяснилось, что большей популярностью пользуются возрастные лекторы, нежели молодые или сверстники. Сегодня также популярными в ДО становятся вводные видео, которые дают общие сведения о содержании дистанционного курса, представление преподавателя, содержат информацию о трудностях курса, пояснения по работе с ним.
 Курс должен иметь простую навигацию, интуитивно понятный интерфейс, чтобы студенту было легко ориентироваться среди разделов сайта, быстро находить нужный материал. Также важно заложить в курс максимум коммуникаций с преподавателем, из которых студент выберет наиболее удобные.
 Начинающим разработчикам дистанционных курсов важны консультации профессионалов в области ДО. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.