Программа учебного курса «Краеведение» в 7 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА
ПОЧИНКОВСКИЙ РАЙОН, СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
РАЗРАБОТЧИК:
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
МБОУ ТРОСТЯНСКОЙ ОШ
ЛИСТИШЕНКОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА
2018
Пояснительная записка
Становление демократического государства, возрождение России подразумевает обращение к понятию «малой Родины». Той части страны, где, придя в жизнь, ты должен продолжить свой род, построить дом, посадить дерево.
Человек, который следует этому завету, хранит любовь и уважение к своим близким, родной земле и природе. Он возрождает духовные основы жизни, способствует становлению гражданственности и воспитанию патриотических качеств личности.
Средством становления такого человека является реализация краеведческой направленности географического, исторического и биологического образования.
Краеведческий курс играет большую роль в системе образования, где на примере взаимодействия природы и социума своего края можно формировать не только предметные знания и умения, но и основные компетенции школьников.
Предлагаемый учебный курс «Краеведение» рассчитан для учащихся 7 класса в объеме 17 часов из расчета 1 час в неделю I полугодия и основан на:
углублении знаний и активизации познавательного интереса при изучении географии, биологии, истории, литературы родного края;
повышении творческой активности школьников.
Цели курса:
Развитие гуманитарной культуры школьников на основании изучения истории традиций родного края.
Формирование ценностных ориентаций обучающихся.
Задачи курса:
Формировать у школьников новые представления о способах и методах получения знаний.
Воспитывать уважение к народным традициям родного края у обучающихся.
Формировать критическое отношение к явлениям истории и событиям современности.
Расширять кругозор школьников, повышать научный и культурный уровень и мотивацию к обучению.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
При освоении курса «Краеведение» школьники должны знать и уметь:
Знать:
даты важнейших событий и процессов;
последовательность событий;
главные особенности природы и развития хозяйства района;
знаменитых людей родного края
Иметь практические навыки:
читать географическую, биологическую, историческую карты и диаграммы;
проводить поиск необходимой информации;
сравнивать данные разных источников.
Описывать:
природные условия, районы и этапы развития;
составлять полные развернутые планы.
Анализировать, объяснять:
исторические факты и природные явления;
называть характерные, отличительные черты явлений и процессов;
группировать (классифицировать) факты, явления, события по указанному признаку;
сравнивать, объяснять цели и результаты деятельности.
Учебно-тематический план по учебному курсу «Краеведение»
№ п/п |
Наименование тем курса |
Количество часов |
1. |
Мой край родной – Починковская земля |
1 |
2. |
Починковский район на карте нашей Родины |
1 |
3. |
Природу знаю и люблю |
3 |
4. |
Археология. Ее значение. Интересные археологические находки |
1 |
5. |
Знаменитые люди Починковской земли |
3 |
6. |
Время потрясений и свершений |
1 |
7. |
В пламени священной войны |
2 |
8. |
Трудные послевоенные |
1 |
9. |
Починок и Починковский район |
2 |
10. |
Топонимика родного края |
1 |
11. |
Что мы узнали о своей «малой Родине» |
1 |
Итого: 17 ч. |
Содержание курса
Тема 1. Мой родной край – Починковская земля (1ч.)
Понятия «краеведение», «малая Родина». Перечень исторических событий, имевших место на территории нашего района.
Тема 2. Починковский район на карте нашей Родины (1ч.)
Формирование навыков определения ФГП и ЭГП района. Административно-территориальное устройство.
Тема 3. Природу знаю и люблю (3ч.)
Выявление и описание природных условий. Анализ состояния природы . Охраняемые территории и памятники природы. Характеристика растений и животного мира района.
Тема 4. Археология (1ч.)
Понятие «археология». Определение места и значения данной науки в системе истори-ческих знаний. Культурно-бытовые традиции наших предков на территории района.
Тема 5. Знаменитые люди Починковской земли (3ч.)
Изучение биографии, творческого пути и деятельности известных людей, родившихся на Починковской земле: В.М. Вороновского, Н.М. Пржевальского, А.Т.Твардовского, В.Д.Лавриненкова. Работа с архивными документами.
Тема 6. Время потрясений и свершений (1ч.)
Характеристика основных событий с 1917 по 1941 гг. на территории района, деревни Прилепово и соседних деревень: революция, становление советской власти, гражданская война, первые коллективные хозяйства, коллективизация, индустриализация.
Тема 7. В пламени священной войны (2ч.)
Формирование понятий гражданственности и патриотизма в событиях Великой Отече-ственной войны, происходящих на Починковской земле. Имена починковцев - Героев Советского Союза. Наши земляки – поэты и писатели о Великой Отечественной войне.
Тема 8. Трудные послевоенные (1ч.)
Последствия оккупацтонного режима на Починковской земле. Возрождение и восстановление хозяйства. Трудовой подвиг починковцев в послевоенные годы.
Тема 9. Починок и Починковский район (2ч.)
Особенности развития хозяйства города и района, социально-экономические проблемы. Население района и культурно-нравственные ценности. Достопримечательности Починка и его окрестностей.
Тема 10. Топонимика родного края (1ч.)
Названия населенных пунктов своей местности и объяснение их значения.
Тема 11. Что мы узнали о своей «малой Родине» (1ч.)
Обобщение и систематизация полученных знаний. Проведение игры «Что? Где? Когда?».
Система занятий по курсу «Краеведение»
Урок 1. « Мой родной край – Починковская земля»
Цели:
Познакомить учащихся с содержанием курса «Краеведение».
Активизировать формирование познавательной деятельности.
Выявить наиболее яркие события в истории родного края и их значимость в судьбе Смоленщины, Отечества.
Метод: частично-поисковый
Форма: урок изучения нового материала с элементами комбинирования
Оборудование: физическая и политико-административная карты России и Смоленской области.
План урока:
Введение. Что изучает краеведение?
Понятие «малой Родины».
Починковская земля в пучине исторических событий.
Образовательный продукт:
Понятия: краеведение, малая Родина, Отчизна, патриотизм, гражданственность
Умение определения:
- основных вопросов краеведения;
- событий и их последовательности, оценки и значимости.
Урок 2. «Починковский район на карте нашей Родины»
Цели:
Определить место Починка и Починковского района на карте нашей Родины и Смоленщины.
Познакомить учащихся с особенностями физико-географического и экономико-географического положения города и района.
Форма: урок - практикум
Оборудование: физическая и политико-административная карты России и Смоленской области, контурные карты.
План урока:
Выполнение практической работы «Особенности ФГП и ЭГП г.Починка и Починковского района».
Перспективы изменения экономико-географического положения города и района.
Местные органы власти. Административное деление района.
Образовательный продукт:
Понятия: ФГП и ЭГП природных и экономических объектов, экономика.
Умение определения:
особенностей географического положения города Починка и района в политико-административном устройстве Смоленской области.
Урок 3-5. «Природу знаю и люблю»
Цели:
Проверка и закрепление знаний по теме: «Починковский район на карте нашей Родины».
Выявить и описать главные природные условия своей местности.
Определить характерные растения и животных района, особенности их систематического положения.
Проанализировать экологическое состояние природы Починковского района.
Формы уроков: комбинированные, урок-экскурсия.
Оборудование: физико-географическая карта и атласы Смоленской области, коллекции горных пород, гербарии, таблицы, Красная книга Смоленской обл.
План урока:
1-й урок: Главные особенности природы Починковского района:
-
Геология и полезные ископаемые;
Рельеф;
Климат;
Внутренние воды. Река Сож (доклад).
2-й урок: Характерные растения и животные своей местности:
Характерные растения своей местности. Состояние растительного покрова.
Характеристика животных района, особенности их строения и классификации.
Состояние животного мира и охраняемые виды.
3-й урок: Экологическое состояние природы района.
Охраняемые территории и Красная книга Смоленщины.
Образовательный продукт:
Понятия: геология, тектоническая структура, платформа, полезные ископаемые, климат, флора, фауна, заказник, экология.
Умения:
- составления развернутого плана ответа «Главные особенности природы Починковского района»;
- работы с атласами Смоленской области.
Урок 6. «Археология. Ее назначение.
Интересные археологические находки – Тушемлинская культура».
Цели:
Дать понятие археологии. Определить место и роль археологии в системе наук.
Познакомить учащихся с культурно-бытовыми традициями наших предков на примере Тушемлинской культуры.
Форма: урок-экскурсия.
Оборудование: слайды «Тушемлинская культура», фотографии памятного знака «Тушемля», литература о Тушемлинской культуре.
План урока: 1.Археология – раздел исторической науки.
2. Связь археологии с науками.
3. Кривичи.
4. Тушемлинская культура.
Образовательный продукт:
Понятия: археология, археолог, курганы, городище, культурный слой.
Умение: вырабатывать навыки оформления докладов, рефератов.
Урок 7-9. «Знаменитые люди Починковской земли»
Цели:
Формирование гражданско-патриотических чувств на примере выдающейся деятельности знаменитых земляков: В.М. Вороновского, Н.М. Пржевальского, А.Т. Твардовского.
Способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Форма: Урок-исследование, урок-путешествие.
Оборудование: архивные документы о В.М. Вороновском; статьи из газеты «Сельская новь», книги «Персоналии» В.Савченкова о Н.М.Пржевальском и А.Т. Твардовском, журнала «Край мой Смоленский»; фотографии.
План урока:
1-й урок: Биография и творческий путь В.М. Вороновского.
2-й урок: Жизнь и деятельность Н.М. Пржевальского.
3-й урок: А.Т. Твардовский и его малая родина.
Образовательный продукт:
Понятия: почетный гражданин города, благотворительность, меценатство.
Умения: работать с архивными историческими материалами и анализировать статьи.
Урок 10. «Время потрясений и свершений»
Цели:
Охарактеризовать основные этапы периода от революции 1917 года до Великой Отечественной войны.
Показать на конкретных примерах особенности происходящих событий в Починковском районе и в своей местности.
Форма: Урок изучения нового материала.
Оборудование: атласы Смоленской области по географии и истории, исследователь-ская работа «История СПК «Дружба», статьи из районной газеты «Сельской новь».
План урока:
Становление Советской власти в Починковском районе и в своей местности.
Коллективизация и первые пятилетки в Прилепове и соседних деревнях.
Образовательный продукт:
Понятия: Советская власть, экспроприация, большевики, коллективизация, пятилетка, трудовой подвиг.
Умения:
а) Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
б) Устанавливать последовательность событий, происходящих в этот период.
Урок 11-12. «В пламени священной войны»
Цели:
1. Продолжить работу по формированию понятий «гражданственность, патриотизм».
2. Выявить:
место и роль Починковской земли и починковцев в истории Великой Отечественной войны;
вклад наших земляков в победу над фашистами.
Форма: урок изучения нового материала, литературная гостиная.
Оборудование: атлас Смоленской области по истории, отрывки из рукописи книги В.Д. Савченкова «Персоналии», его книга о В.Д. Лавриненкове «Сокол из Птахина», литературные источники о Н. Седненкове и И.Т. Рожкове.
План урока:
1-й урок: Военные события на территории района:
- первые часы и дни Великой Отечественной войны на Починковской земле;
- защита своей родины и оккупация;
- партизанское движение;
- освобождение в сентябре 1943 года;
- поэты-земляки о Великой Отечественной войне.
2-й урок: Починковцы – Герои Советского Союза:
- В.Д. Лавриненков – дважды Герой Советского Союза;
- Н. Седненков и И.Т. Рожков – выпускники Тростянской школы.
Образовательный продукт:
Понятия:
Герой Советского Союза, Великая Отечественная война, патриотизм, подвиг, фашизм, оккупационный режим.
Умение: работать с архивными историческими материалами и картами.
Урок 13. «Трудные послевоенные»
Цели:
Познакомить учащихся и раскрыть трудовой подвиг починковцев по восстановлению города и хозяйства района.
Показать основные направления восстановительной деятельности.
Форма: урок изучения нового материала.
Оборудование:
статьи В.Д.Савченкова о восстановлении хозяйства на Починковской земле в районной газете «Сельская новь», исследовательская работа «История СПК «Дружба», документальные материалы Управления сельского хозяйства.
План урока:
Последствия оккупационного режима.
Возрождение и восстановления хозяйства.
Трудовой подвиг починковцев в послевоенные годы.
Образовательный продукт:
Понятия:
хозяйство, отрасль, промышленность, сельское хозяйство, строительный
комплекс, пятилетний план, социалистическое соревнование.
Умение определения:
основных направлений восстановительной деятельности в хозяйстве района в
послевоенный период.
Урок 14-15. «Починок и Починковский район»
Цели:
Воспитание чувства гордости за земляков, прославивших свою малую Родину.
Выявить особенности развития города и района на современном этапе.
Обосновать социально-экономические проблемы.
Установить особенности воспроизводства населения.
Форма: урок-лекция с элементами практической работы, урок-экскурсия.
Оборудование: СМИ, статистические данные, газетные статьи, фотографии достопримечательностей города и района.
План урока:
1-й урок: Починок и Починковский район сегодня:
- крупнейшие предприятия и выпускаемая продукция;
- развитие предпринимательства в районе;
- сельское хозяйство: основные черты и направления развития;
- исторические достопримечательности города и района.
2-й урок: Население района и его культурно-нравственные ценности:
- численность населения и демографические проблемы;
- возрастной, половой, национальный состав населения;
- трудовые ресурсы и социально-экономические проблемы;
- починковские поэты и писатели о любви к малой Родине;
- дорога к храму.
Образовательный продукт:
Понятия: инфраструктура, рынок труда, трудовые ресурсы, рождаемость, смертность, демография, фольклор.
Умения:
а) анализировать статистические данные;
б) работать над составлением плана устного и письменного ответа;
в) собирать и анализировать информацию.
Урок 16. «Топонимика родного края»
Цель:
Объяснить названия населенных пунктов своей местности с исторической точки зрения.
Форма: урок-практикум.
Оборудование: топографическая карта Княжинского поселения, словарь по топонимике.
План урока:
Топонимика – наука о возникновении названий.
Происхождение названий деревень своей местности и собственных фамилий.
Образовательный продукт:
Понятия: топонимика.
Умения:
а) работать со словарем по топонимике;
б) объяснять значения названий населенных пунктов.
Урок 17. «Что мы узнали о своей малой Родине»
Цель:
Обобщить и систематизировать полученные знания факультативного курса по краеведению.
Форма урока: игра «Что? Где? Когда?».