Программа учебного курса «Краеведение» в 7 классе

0
0
Материал опубликован 1 November 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

ПОЧИНКОВСКИЙ РАЙОН, СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»

РАЗРАБОТЧИК:

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

МБОУ ТРОСТЯНСКОЙ ОШ

ЛИСТИШЕНКОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

2018

Пояснительная записка

Становление демократического государства, возрождение России подразумевает обращение к понятию «малой Родины». Той части страны, где, придя в жизнь, ты должен продолжить свой род, построить дом, посадить дерево.

Человек, который следует этому завету, хранит любовь и уважение к своим близким, родной земле и природе. Он возрождает духовные основы жизни, способствует становлению гражданственности и воспитанию патриотических качеств личности.

Средством становления такого человека является реализация краеведческой направленности географического, исторического и биологического образования.

Краеведческий курс играет большую роль в системе образования, где на примере взаимодействия природы и социума своего края можно формировать не только предметные знания и умения, но и основные компетенции школьников.

Предлагаемый учебный курс «Краеведение» рассчитан для учащихся 7 класса в объеме 17 часов из расчета 1 час в неделю I полугодия и основан на:

углублении знаний и активизации познавательного интереса при изучении географии, биологии, истории, литературы родного края;

повышении творческой активности школьников.

Цели курса:

Развитие гуманитарной культуры школьников на основании изучения истории традиций родного края.

Формирование ценностных ориентаций обучающихся.

Задачи курса:

Формировать у школьников новые представления о способах и методах получения знаний.

Воспитывать уважение к народным традициям родного края у обучающихся.

Формировать критическое отношение к явлениям истории и событиям современности.

Расширять кругозор школьников, повышать научный и культурный уровень и мотивацию к обучению.

Требования к знаниям и умениям обучающихся:

При освоении курса «Краеведение» школьники должны знать и уметь:

Знать:

даты важнейших событий и процессов;

последовательность событий;

главные особенности природы и развития хозяйства района;

знаменитых людей родного края

Иметь практические навыки:

читать географическую, биологическую, историческую карты и диаграммы;

проводить поиск необходимой информации;

сравнивать данные разных источников.

Описывать:

природные условия, районы и этапы развития;

составлять полные развернутые планы.

Анализировать, объяснять:

исторические факты и природные явления;

называть характерные, отличительные черты явлений и процессов;

группировать (классифицировать) факты, явления, события по указанному признаку;

сравнивать, объяснять цели и результаты деятельности.


 

Учебно-тематический план по учебному курсу «Краеведение»

п/п

Наименование тем курса

Количество часов

1.

Мой край родной – Починковская земля

1

2.

Починковский район на карте нашей Родины

1

3.

Природу знаю и люблю

3

4.

Археология. Ее значение. Интересные археологические находки

1

5.

Знаменитые люди Починковской земли

3

6.

Время потрясений и свершений

1

7.

В пламени священной войны

2

8.

Трудные послевоенные

1

9.

Починок и Починковский район

2

10.

Топонимика родного края

1

11.

Что мы узнали о своей «малой Родине»

1

 

Итого: 17 ч.

 

Содержание курса

Тема 1. Мой родной край – Починковская земля (1ч.)

Понятия «краеведение», «малая Родина». Перечень исторических событий, имевших место на территории нашего района.

Тема 2. Починковский район на карте нашей Родины (1ч.)

Формирование навыков определения ФГП и ЭГП района. Административно-территориальное устройство.

Тема 3. Природу знаю и люблю (3ч.)

Выявление и описание природных условий. Анализ состояния природы . Охраняемые территории и памятники природы. Характеристика растений и животного мира района.

Тема 4. Археология (1ч.)

Понятие «археология». Определение места и значения данной науки в системе истори-ческих знаний. Культурно-бытовые традиции наших предков на территории района.

Тема 5. Знаменитые люди Починковской земли (3ч.)

Изучение биографии, творческого пути и деятельности известных людей, родившихся на Починковской земле: В.М. Вороновского, Н.М. Пржевальского, А.Т.Твардовского, В.Д.Лавриненкова. Работа с архивными документами.

 

Тема 6. Время потрясений и свершений (1ч.)

Характеристика основных событий с 1917 по 1941 гг. на территории района, деревни Прилепово и соседних деревень: революция, становление советской власти, гражданская война, первые коллективные хозяйства, коллективизация, индустриализация.

Тема 7. В пламени священной войны (2ч.)

Формирование понятий гражданственности и патриотизма в событиях Великой Отече-ственной войны, происходящих на Починковской земле. Имена починковцев - Героев Советского Союза. Наши земляки – поэты и писатели о Великой Отечественной войне.

Тема 8. Трудные послевоенные (1ч.)

Последствия оккупацтонного режима на Починковской земле. Возрождение и восстановление хозяйства. Трудовой подвиг починковцев в послевоенные годы.

Тема 9. Починок и Починковский район (2ч.)

Особенности развития хозяйства города и района, социально-экономические проблемы. Население района и культурно-нравственные ценности. Достопримечательности Починка и его окрестностей.

Тема 10. Топонимика родного края (1ч.)

Названия населенных пунктов своей местности и объяснение их значения.

Тема 11. Что мы узнали о своей «малой Родине» (1ч.)

Обобщение и систематизация полученных знаний. Проведение игры «Что? Где? Когда?».

Система занятий по курсу «Краеведение»

Урок 1. « Мой родной край – Починковская земля»

Цели:

Познакомить учащихся с содержанием курса «Краеведение».

Активизировать формирование познавательной деятельности.

Выявить наиболее яркие события в истории родного края и их значимость в судьбе Смоленщины, Отечества.

Метод: частично-поисковый

Форма: урок изучения нового материала с элементами комбинирования

Оборудование: физическая и политико-административная карты России и Смоленской области.

План урока:

Введение. Что изучает краеведение?

Понятие «малой Родины».

Починковская земля в пучине исторических событий.

Образовательный продукт:

Понятия: краеведение, малая Родина, Отчизна, патриотизм, гражданственность

Умение определения:

- основных вопросов краеведения;

- событий и их последовательности, оценки и значимости.

Урок 2. «Починковский район на карте нашей Родины»

Цели:

Определить место Починка и Починковского района на карте нашей Родины и Смоленщины.

Познакомить учащихся с особенностями физико-географического и экономико-географического положения города и района.

Форма: урок - практикум

Оборудование: физическая и политико-административная карты России и Смоленской области, контурные карты.

План урока:

Выполнение практической работы «Особенности ФГП и ЭГП г.Починка и Починковского района».

Перспективы изменения экономико-географического положения города и района.

Местные органы власти. Административное деление района.

Образовательный продукт:

Понятия: ФГП и ЭГП природных и экономических объектов, экономика.

Умение определения:

особенностей географического положения города Починка и района в политико-административном устройстве Смоленской области.

Урок 3-5. «Природу знаю и люблю»

Цели:

Проверка и закрепление знаний по теме: «Починковский район на карте нашей Родины».

Выявить и описать главные природные условия своей местности.

Определить характерные растения и животных района, особенности их систематического положения.

Проанализировать экологическое состояние природы Починковского района.

Формы уроков: комбинированные, урок-экскурсия.

Оборудование: физико-географическая карта и атласы Смоленской области, коллекции горных пород, гербарии, таблицы, Красная книга Смоленской обл.

План урока:

1-й урок: Главные особенности природы Починковского района:

  1. Геология и полезные ископаемые;

    Рельеф;

    Климат;

    Внутренние воды. Река Сож (доклад).

2-й урок: Характерные растения и животные своей местности:

Характерные растения своей местности. Состояние растительного покрова.

Характеристика животных района, особенности их строения и классификации.

Состояние животного мира и охраняемые виды.

3-й урок: Экологическое состояние природы района.

Охраняемые территории и Красная книга Смоленщины.

Образовательный продукт:

Понятия: геология, тектоническая структура, платформа, полезные ископаемые, климат, флора, фауна, заказник, экология.

Умения:

- составления развернутого плана ответа «Главные особенности природы Починковского района»;

- работы с атласами Смоленской области.

Урок 6. «Археология. Ее назначение.

Интересные археологические находки – Тушемлинская культура».

Цели:

Дать понятие археологии. Определить место и роль археологии в системе наук.

Познакомить учащихся с культурно-бытовыми традициями наших предков на примере Тушемлинской культуры.

Форма: урок-экскурсия.

Оборудование: слайды «Тушемлинская культура», фотографии памятного знака «Тушемля», литература о Тушемлинской культуре.

План урока: 1.Археология – раздел исторической науки.

2. Связь археологии с науками.

3. Кривичи.

4. Тушемлинская культура.

Образовательный продукт:

Понятия: археология, археолог, курганы, городище, культурный слой.

Умение: вырабатывать навыки оформления докладов, рефератов.

Урок 7-9. «Знаменитые люди Починковской земли»

Цели:

Формирование гражданско-патриотических чувств на примере выдающейся деятельности знаменитых земляков: В.М. Вороновского, Н.М. Пржевальского, А.Т. Твардовского.

Способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Форма: Урок-исследование, урок-путешествие.

Оборудование: архивные документы о В.М. Вороновском; статьи из газеты «Сельская новь», книги «Персоналии» В.Савченкова о Н.М.Пржевальском и А.Т. Твардовском, журнала «Край мой Смоленский»; фотографии.

План урока:

1-й урок: Биография и творческий путь В.М. Вороновского.

2-й урок: Жизнь и деятельность Н.М. Пржевальского.

3-й урок: А.Т. Твардовский и его малая родина.

Образовательный продукт:

Понятия: почетный гражданин города, благотворительность, меценатство.

Умения: работать с архивными историческими материалами и анализировать статьи.

Урок 10. «Время потрясений и свершений»

Цели:

Охарактеризовать основные этапы периода от революции 1917 года до Великой Отечественной войны.

Показать на конкретных примерах особенности происходящих событий в Починковском районе и в своей местности.

Форма: Урок изучения нового материала.

Оборудование: атласы Смоленской области по географии и истории, исследователь-ская работа «История СПК «Дружба», статьи из районной газеты «Сельской новь».

План урока:

Становление Советской власти в Починковском районе и в своей местности.

Коллективизация и первые пятилетки в Прилепове и соседних деревнях.

Образовательный продукт:

Понятия: Советская власть, экспроприация, большевики, коллективизация, пятилетка, трудовой подвиг.

Умения:

а) Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

б) Устанавливать последовательность событий, происходящих в этот период.

Урок 11-12. «В пламени священной войны»

Цели:

1. Продолжить работу по формированию понятий «гражданственность, патриотизм».

2. Выявить:

место и роль Починковской земли и починковцев в истории Великой Отечественной войны;

вклад наших земляков в победу над фашистами.

Форма: урок изучения нового материала, литературная гостиная.

Оборудование: атлас Смоленской области по истории, отрывки из рукописи книги В.Д. Савченкова «Персоналии», его книга о В.Д. Лавриненкове «Сокол из Птахина», литературные источники о Н. Седненкове и И.Т. Рожкове.

План урока:

1-й урок: Военные события на территории района:

- первые часы и дни Великой Отечественной войны на Починковской земле;

- защита своей родины и оккупация;

- партизанское движение;

- освобождение в сентябре 1943 года;

- поэты-земляки о Великой Отечественной войне.

2-й урок: Починковцы – Герои Советского Союза:

- В.Д. Лавриненков – дважды Герой Советского Союза;

- Н. Седненков и И.Т. Рожков – выпускники Тростянской школы.

Образовательный продукт:

Понятия:

Герой Советского Союза, Великая Отечественная война, патриотизм, подвиг, фашизм, оккупационный режим.

Умение: работать с архивными историческими материалами и картами.

Урок 13. «Трудные послевоенные»

Цели:

Познакомить учащихся и раскрыть трудовой подвиг починковцев по восстановлению города и хозяйства района.

Показать основные направления восстановительной деятельности.

Форма: урок изучения нового материала.

Оборудование:

статьи В.Д.Савченкова о восстановлении хозяйства на Починковской земле в районной газете «Сельская новь», исследовательская работа «История СПК «Дружба», документальные материалы Управления сельского хозяйства.

План урока:

Последствия оккупационного режима.

Возрождение и восстановления хозяйства.

Трудовой подвиг починковцев в послевоенные годы.

Образовательный продукт:

Понятия:

хозяйство, отрасль, промышленность, сельское хозяйство, строительный

комплекс, пятилетний план, социалистическое соревнование.

Умение определения:

основных направлений восстановительной деятельности в хозяйстве района в

послевоенный период.

Урок 14-15. «Починок и Починковский район»

Цели:

Воспитание чувства гордости за земляков, прославивших свою малую Родину.

Выявить особенности развития города и района на современном этапе.

Обосновать социально-экономические проблемы.

Установить особенности воспроизводства населения.

Форма: урок-лекция с элементами практической работы, урок-экскурсия.

Оборудование: СМИ, статистические данные, газетные статьи, фотографии достопримечательностей города и района.

План урока:

1-й урок: Починок и Починковский район сегодня:

- крупнейшие предприятия и выпускаемая продукция;

- развитие предпринимательства в районе;

- сельское хозяйство: основные черты и направления развития;

- исторические достопримечательности города и района.

2-й урок: Население района и его культурно-нравственные ценности:

- численность населения и демографические проблемы;

- возрастной, половой, национальный состав населения;

- трудовые ресурсы и социально-экономические проблемы;

- починковские поэты и писатели о любви к малой Родине;

- дорога к храму.

Образовательный продукт:

Понятия: инфраструктура, рынок труда, трудовые ресурсы, рождаемость, смертность, демография, фольклор.

Умения:

а) анализировать статистические данные;

б) работать над составлением плана устного и письменного ответа;

в) собирать и анализировать информацию.

Урок 16. «Топонимика родного края»

Цель:

Объяснить названия населенных пунктов своей местности с исторической точки зрения.

Форма: урок-практикум.

Оборудование: топографическая карта Княжинского поселения, словарь по топонимике.

План урока:

Топонимика – наука о возникновении названий.

Происхождение названий деревень своей местности и собственных фамилий.

Образовательный продукт:

Понятия: топонимика.

Умения:

а) работать со словарем по топонимике;

б) объяснять значения названий населенных пунктов.

Урок 17. «Что мы узнали о своей малой Родине»

Цель:

Обобщить и систематизировать полученные знания факультативного курса по краеведению.

Форма урока: игра «Что? Где? Когда?».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.