Предварительный просмотр презентации
Разработка учебно-методического обеспечения проектной деятельности учащихся 8 классов на уроках технологии Курсовая работа по дисциплине Методика обучения технологии Выполнила студентка гр 11801 ТП Потапова Н.В.
Содержание ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ 1.1. Цели, задачи проектной деятельности учащихся 8 класса на уроках технологии 1.2. Особенности организации проектной деятельности учащихся 8 классов на уроках технологии ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 2.1. Фрагмент рабочей программы учебного предмета «Технология» по разделу «Технология проектной и исследовательской деятельности» 2.2. Разработка технологических карт уроков учебного предмета «Технология» по разделу «Технология проектной и исследовательской деятельности» 2.3. Фонд оценочных средств учебного предмета «Технология» по разделу «Технология проектной и исследовательской деятельности» ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
Введение Исходя из темы и цели, были поставлены следующие задачи: 1) изучить нормативные документы, научную психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, определить научно-методическую базу исследования; 2) определить основные характеристики проектной деятельности; 3) изучить основные программы по предмету «Технология», применяемые в общеобразовательной школе; 4) разработать раздел рабочей программы учебного предмета «Технология», предусматривающий применение проектной деятельности учащихся 8 классов на уроках технологии; 5) Разработать фонд оценочных средств для проектной деятельности на уроках технологии в 8 классе. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение проблемы исследования, реферативный, частично-поисковый. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Целью исследования является разработка учебно-методического обеспечения проектной деятельности учащихся 8 классов на уроках технологии. Объектом исследования является проектная деятельность на уроках технологии. Предметом исследования является проектная деятельность учащихся 8 классов в урочном пространстве на уроках технологии.
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ 1.1. Цели, задачи проектной деятельности учащихся 8 класса на уроках технологии Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Основным назначением ФГОС является подготовка учащихся к жизни в современном мире, который отличается высокой технологичностью и конкурентностью. В соответствии с ФГОС ООО, необходимо строить процесс обучения в общеобразовательной школе с учетом формирования мотивационного поля, которое обеспечило бы учащимся высокий уровень самостоятельности в организации учебной деятельности, делая обучение не только качественным, но и эффективным. Данное требование привело к коренному изменению структуры современного урока технологии в 8 классе, и выработало необходимость применения метода проектов. Особенности применения проектной деятельности на уроке технологии заключается также в полиструктурности педагогического процесса. Проектная деятельность на уроках технологии может реализовываться в определённых условиях. К ним относится время внедрения проекта, морально-этические и психологические факторы. Организационная структура проектной деятельности включает несколько этапов. К ним относятся: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий этапы.
Требования, которые должны предъявляться к современному уроку технологии, должны соответствовать его содержанию. Особенностью содержания технологического образования школьников является то, что оно является межпредметным, находится на стыке разных областей знания: технологии, материаловедения, экологии, химии, математики, физики, социологии, и многих других. Требования, которые должны предъявляться к современному уроку технологии, должны соответствовать его содержанию. Особенностью содержания технологического образования школьников является то, что оно является межпредметным, находится на стыке разных областей знания: технологии, материаловедения, экологии, химии, математики, физики, социологии, и многих других. Если рассмотреть структуру школьного технологического образования, то можно выявить несколько компонентов
Конечной целью технологического образования является формирование личности ребёнка, созидание его социальной и бытовой культуры в общей системе ценностей. Конечной целью технологического образования является формирование личности ребёнка, созидание его социальной и бытовой культуры в общей системе ценностей. Проблемой формирования проектно-исследовательских умений школьников в процессе учебно-познавательной деятельности занимаются известные педагоги, психологи, дидакты – А.В.Бычков, П. Я. Гальперин, В.В. Гузеев, Н.А. Разагатова, В.В. Репкина, В.Д. Симоненко, А.В. Хуторской, И.Д. Чечель, Е.Н. Ястребцова и др. Проектно-исследовательские умения – это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, характеризующаяся целенаправленностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний или способов деятельности
Целью проектно-исследовательской деятельности является реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. Т.е., в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование. Целью проектно-исследовательской деятельности является реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. Т.е., в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование. Через проектно-исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения: - Рефлексивные умения - Поисковые (исследовательские) умения - Навыки оценочной самостоятельности - Умения и навыки работы в сотрудничестве - Коммуникативные умения - Презентационные умения и навыки - Общеучебные умения Каждая работа учащегося, и учебная, и исследовательская, должны быть завершены, т.е. доведены до конечного результата. Моментом завершения детской исследовательской работы должно быть не только индивидуальное признание ее завершенности педагогом, а непременно публичная презентация и коллективное обсуждение.
1.2. Особенности организации проектной деятельности учащихся 8 классов на уроках технологии Учебно-исследовательская деятельность на уроках технологии в школе, в условиях современного образования, является одним из эффективных средств для создания мотивации к изучению технологии, развития творческого потенциала и соответственно способствует формированию метапредметных результатов, являющихся неотъемлемым условием конкурентоспособной личности. Методы исследований – это различные способы получения информации в рамках науки технологии. Они подразделяются на несколько групп.
Метод проектов является одним из способов формирования метапредметных результатов. Обучающиеся учатся находить информацию, сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является одним из способов формирования метапредметных результатов. Обучающиеся учатся находить информацию, сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения. Работа над проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешенная, на разных этапах работы. Результатом работы школьников могут быть макеты, изделия, модели, памятки, схемы, карты, буклеты и т.д. А выбранная тема проекта может быть связана как с темой изучаемого материала, так и с реальной жизнью, и лично значима для каждого школьника.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 2025 2015 В ходе изучения научной литературы, нами был сделан вывод, что проектная деятельность – это форма организации учебной деятельности обучающихся, в результате которой реализуется проектно-исследовательский метод. Результатом проектной деятельности является конкретный продукт, форма которого зависит непосредственно от целей и задач проекта. Проектная деятельность на уроках технологии позволяет решить не только общепедагогические задачи, но и формировать предметные и метапредметные компетенции обучающихся, исходя из запросов общества и ФГОС ООО. Проектная деятельность на уроках технологии позволяет не только сделать процесс обучения интересным, информативным, но и позволяет формировать навыки ручного труда, моделирования, прививать эстетический вкус, а также готовить обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» 2.1. Фрагмент рабочей программы учебного предмета «Технология» по разделу «Технология проектной и исследовательской деятельности» ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ По разделу учебного предмета «Технология» Направление «Творческая, проектная деятельность Раздел «Технология исследовательской и проектной деятельности» 8 классы 1 час в неделю, 34 часов в год. Программа по разделу учебного предмета «Технология» разработана соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Цели изучения раздела освоение технологических знаний овладение общетрудовыми и специальными умениями развитие познавательных интересов, пространственного воображения воспитание трудолюбия получение опыта применения технологических знаний и умений формирование исследовательских и трудовых навыков создание продукта проекта
Общая характеристика раздела «Технология исследовательской и проектной деятельности» учебного предмета «Технология» Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование информации; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; творческая, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. ознакомятся: с особенностями создания проекта: этапами, методикой, видами продукта проекта; с особенностью построения исследования в рамках уроков технологии. овладеют: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений: проект должен быть посильным; проект должен соответствовать возрасту учащихся; проект должен иметь результат в виде конечного продукта; проект должен быть практикоориентирован.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 8 классах – 34 ч из расчёта 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счёт резерва времени в базисном (образовательном) учебном плане. Раздел «Технология исследовательской и проектной деятельности» предусматривает 7 часов (1 час в неделю). С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Результаты освоения раздела «Технология исследовательской и проектной деятельности» учебного предмета «Технология» При изучении раздела «Технология исследовательской и проектной деятельности» учебного предмета технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: - проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности; - выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; идр. Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: - планирование процесса познавательной деятельности; - ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни; и др.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; и др. в мотивационной сфере: оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; и др. в эстетической сфере: дизайнерское конструирование изделия; применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; и др. в коммуникативной сфере: умение быть лидером и рядовым членом коллектива; формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; и др. в физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; и др.
Содержание программы Раздел «Технология исследовательской и проектной деятельности» Творческие проекты. Виды проектов, их целесообразность, актуальность. Выбор и обоснование творческого проекта. Оценка решения поставленной проблемы. Выбор материала проекта. Планирование процесса изготовления. Оценка стоимости изделия Последовательность выполнения проекта. Определение потребности, выбор темы проекта. Составление технологической карты. Взаимосвязь всех этапов проектной деятельности (поискового, технологического, заключительного). Основные и дополнительные компоненты проекта. Проведение исследований. Связь дизайна и технологии. Дизайн-анализ изделия. Дизайн-подход при выполнении проектов. Техника изображения объектов. Пожелания конечного потребителя (покупателя), рынка. Функциональное назначение изделия; допустимые пределы стоимости; экологичность производства изделия и его эксплуатации; безопасность при пользовании и др. Испытание и оценка изделия. Практические работы. Изготовление проекта. Защита проекта.
2.3. Фонд оценочных средств учебного предмета «Технология» по разделу «Технология проектной и исследовательской деятельности» Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по программе Технология. Технологии ведения дома 8 класс. ФОС включает контрольные материалы для проведения текущей и промежуточной аттестации. ФОС разработаны в соответствии с требованиями к результатам освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС и рабочей программой по Технологии.
Примерные темы проектов по предмету «Технология» Примерные темы проектов по предмету «Технология» Раздел «Технология исследовательской и проектной деятельности» 1. Технология выбора ткани для пошива вечернего платья. 2. Особенности подбора цветовой гаммы при выборе ткани для пошива нарядной блузки. 3. Выбор ткани для пошива одежды для кукол. 4. Кружева разных стран. 5. Технология плетения кружева на коклюшках. 6. Наборное кружево в швейных изделиях. 7. Возможности применения бисера для создания аксессуаров. 8. Кожаные аксессуары. Технология изготовления. 9. Традиционные русские техники вышивки. 10. Особенности выбора ткани для изготовления изделий в технике гильоширование. 11. Натуральные и искусственные ткани. Преимущества и недостатки. 12. Природные материалы и декор интерьера. 13. Игольница как произведение искусства. 14. Коптский переплет. История создания и современное применение. 15. Искусство создания текстильной куклы.
Критерии оценки Оценивание должно быть валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям проекта). Оценивание должно быть надежным (использовать единообразные стандарты или критерии). Оценивание должно быть справедливым (разные учащиеся должны иметь равные возможности добиться успеха). Оценивание должно быть развивающим (фиксация способностей учащихся и путей улучшения результатов). Оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь). Оценивание должно быть эффективным (выполнимым, рационально использующим время учителя и учащихся). «Отлично» Учащиеся грамотно используют в процессе ответа терминологию в рамках проекта материал изложен логично, последовательно, тема полностью раскрыта свободно ориентируются в теме легко вступают в диалог. «Хорошо» Учащиеся используют в процессе ответа терминологию в рамках предмета недостаточное полное раскрытие темы, поверхностное изложение материала имеются затруднения при ответах на вопросы. «Удовлетворительно» В процессе раскрытия темы не используется терминология нарушена логика и последовательность изложения мысли, тема раскрыта не полностью ответы и выводы недостаточно обоснованы. «Неудовлетворительно» Учащийся испытывает явные затруднения в процессе изложения материала, не умеет использовать терминологию, не дает ответы на дополнительные вопросы.
Доклад и критерии его оценивания Доклад – публичное сообщение на определенную тему, а также письменное изложение содержания этого сообщения. Устное выступление с докладом может полностью совпадать с письменным изложением содержания. Однако следует использовать преимущество устной речи над письменной, которое заключается в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгого научного изложения. Определенный «экспромт» привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся. Структура доклада: 1) вступление; 2) основная часть; 3) заключение.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ Данная программа может быть эффективно внедрена и апробирована в учебном процессе при изучении технологии в 8 классе, содержит основные элементы и опирается на инновационные и традиционные технологии. Поурочное планирование раздела Программы предусматривает работу над творческим проектом, регламентирует деятельность обучающихся, алгоритм выполнения творческого проекта, алгоритмизирует деятельность всех участников проектной деятельности. Я считаю, что такой раздел курса «Технология» позволит оптимизировать работу обучающихся 8 класса, сформирует мотивационное поле для изучения учебного предмета. Поэтому необходимо практическое внедрение данного исследования в курс технологии в школе для повышения эффективности обучения технологии.