Разработка учителя по истории и общесвознания «Русские земли в середине 13–14 веках» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 23 April 2018 в группе

Открытый урок.

Разработка учителя по истории и общесвознания:

Ачугова Р.А.

«Русские земли в середине13-14в».

Цели урока:

  1. Обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо- татар.
  2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстами, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы.
  3. Воспитать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес

Тип урока:

урок повторения изученного материала. План урока:

1 Постановка целей и задач.

  1. Работа в группах по закреплению ранее полученных знаний.
  2. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Ход урока.

1. Постановка целей и задач. Слово учителя:

Добрый день, ребята! Нам с вами сегодня на уроке предстоит обобщить и закрепить те знания, которые вы получили в ходе изучения темы:

«Русские земли в середине13-14в».

Что же происходила в 13-14 веках? 

  1.  ( Поход Батыя На Русь!
  2. Поход Батыя на запад
  3. Последствие монгольского нашествия.)

Повторим такие термины как :

1.    Курултай

2.    Улус

3.    Чингизиды

4.    Монгольская империя

Вспомним таких личностей как:

1.    Чингисхан

2.    Батый

3.    Юрий Всеволодович

4.    Александра Невского

Монголы были кочевниками, занимались в основном скотоводством. Была у них языческая религия. У монголов каждый мужчина готовился стать войнам , они мастерски владели мечем, луком и копьем. А на коня ребенок садился, когда начинал ходить, одним словом прирожденные войны .Культура была не на высоком уровне. Все не обходимое они покупали у китайцев или добывали в основном своим занятие- разбоем.

 Единого государства у монголов не былоКак известно, первым крупным ханом , сумевшим объединить многочисленные  кочевые племена в единое государство был Чингисхан –Темучин.

 

·         Ребята, а что означает слово Чингисхан?

·         (это-титул! Его переводят как, «Повелитель Вселенной».)

Путь к легкому и быстрому  накоплению богатства,  войны видели в ограблении других стран. И вскоре после образования Монгольского государства начались грабительские походы, которые продолжались около двух столетий.

·         Ребята, что такое монгольская империя? Вспоминаем термин! (ШевченкоЕлизавета)      

( держава, сложившаяся в 13 в.в результате завоевательных походов Чингисхана и его приемников.)

·         А кто расскажет Образование монгольской империи? (дети отвечают п.18.).

Чингисхан  силой объединил всех монголов и создал такое войско в12-13 в. Которому равных не было ни на Руси и в Европе. В войске Чингисхана действовал закон: если в бою кто -то из десятки побежит от врага, то казнил всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнил всю сотню, а если сотня побежит, то казнил всю тысячу.

Основную ударную монголов составляла конница. Монгольская конница на своих выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км.

К 1211году монголы завоевали народы Сибири обложив их данью.  

В 1211 году приступили к завоеванию Сев.Китая, которое было завершено в 1234г . (23 года)

В1218г татаро- монголы покорили всю Корею.

В1219году монголы двинулись к Днепру. В Это время состоялось первая встреча русских воинов с новым врагом и произошла битва на р.Калке(1223).

После смерти Чингисхана новым ханом становится его сын Угедей и империя была поделена на улусы в 1235г!

 

·         Давайте вспомним что означает слово Улус? И расскажите как империя была подделенна? (родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану  или вождю у нородов Центральной и Средней Азиий, Сибири).

 

В 1237 21 декабря пала Рязань.

В 1238 г. Жертвами монгольских орд стали города Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь.

1240 г. Пали Киев, ГАЛИЧ, и множество других городов.

·         А кто расскажет про утонувший город?(Альбина)

 

&20-21: Русские земли под властью Орды

·         Что означает ярлык на великое княжение?

·         Кто такой баскак?

Тяжелым ударом стало разрушение городов. В Киеве после нашествия сохранилось не более 200 домов. Некоторые города так и не смогли возродиться.

1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович получил от Батыя грамоту разрешавшею ему править в Русских землях от имени ордынского хана- ярлык на великое княжение. Т.Е. предстовлять интересы Орды в русских землях.

Тем самым русские князья признавали свою полную зависимость от Орды, а Русь  становилась частью Монгольской империй.

1246 году был убит князь Михаил Черниговский  Батыем за то, что он отказался выполнять языческие обряды.

Многие князья боролись за ярлык на великое княжение, кому хан его жаловал тот становился «старейшим на Руси».

Ярлык на великое княжение считался с одной стороны,что русский князь становился слугой хана, с другой – полномочным представителем Орды на Руси. Князья подчинялись монгольскому хану.

 

·         Отвечают дети:  Почему народ был против Ордынского ига?

·         Кто был  прославленным защитником новгородских земель?(Невский) .

·         Почему князь Александр Ярославич признал власть Орды?

·         Чем закончилось противостояние с Ордой для князей Андрея Ярославича и Даниила Романовича?

·         Что было главным в политике Александра невского?

 

2.    Тестирование.

1.    В декабре 1237 г. монголы вступили в пределы Рязанского княжества. (Да)

2.    Получив известие о вторжении шведов, Александр проявил себя решительным и смелым военачальником: с одной дружиной и немногочисленными ратниками-новгородцами неожиданно напал на шведский лагерь. (Да)

3.    Великий князь владимирский Юрий Всеволодович помог Рязани отразить удар монголов. (Нет)

4.    Невская битва закончилась вничью, стороны заключили перемирие. (Нет)

5.    После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала. (Да)

6.    В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд. (Да)

7.    В 1243 г. 5 апреля состоялось знаменитое Ледовое побоище. (Нет)

8.    Вслед за взятием Владимира Батый уходит с северо-востока. (Нет)

9.    Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. (Да)

10. В битве у Сити русские были разбиты, великий князь погиб. (Да)

 

Написать эссе на тему: «Борьба Северо –Западной Руси против экспансии с Запада» &19 .

- Что показалось трудным, непонятным на уроке?

( мы с вами повторили взаимоотношения русских князей с Ордой; дали определения понятиям: Монгольская империя, улусы, Чингизхан ,Чингизиды баскаки).

1.     Мы с вами повторили образование монгольской империи

2.     Походы Батыя

3.     Легенда о граде Китеже

Спасибо, ребята!  сейчас мы с вами попрощаемся. У вас на столах лежат жетончики (оранжевые и синие), если вам понравился урок, то, когда будете выходить из класса, поместите на черные полосы оранжевые жетоны, а если нет, то синие.

Комментарии
Комментариев пока нет.