Разработка урока физики № 7 в 8 классе по теме «Удельная теплоемкость»
Цели урока: выяснение физического смысла удельной теплоемкости
Задачи урока: обучающая: закрепить знания о внутренней энергии, видах теплопередачи, познакомить с новыми понятиями: теплоемкость различных веществ
развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор, умение работать с дополнительной литературой, ориентироваться в мире физики и природы, развивать умение применять знания по физике в повседневной жизни, прививать интерес к предмету
воспитывающая: создавать условия для ведения диалога, воспитания любознательности, умения отстаивать своё мнение, самостоятельно добывать знания.
Обеспечение: компьютер, проектор, учебник, таблица удельной теплоемкости веществ
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Форма урока: частично-поисковый, исследовательский; по способу подачи школьникам учебной информации – словесные, наглядные, практические; по способу организации мышления – индуктивный, дедуктивный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
Вариант 1: проверочная работа
Вариант 2: работа с учебником: вопросы к §7(стр. 24) учебника Перышкина А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.
Ответы на вопросы к §7:
1. Количество теплоты – это энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче.
2. Чем больше изменение температуры тела, тем больше количество теплоты.
3. Количество теплоты получаемое телом или отдаваемое телом зависит не только от изменения температуры тела, но также от его вещества и массы.
4. Чем массивнее тело, тем больше количество теплоты оно отдаст или получить.
5. В два одинаковых сосуда наливают масло и воду одинаковой массы и одной температуры, и нагреваем одинаковыми горелками одно и то же время. Измерение температуры масла и воды покажет, что для масла она выше, чем для воды. Значит есть зависимость от рода вещества полученного количества теплоты.
6. В джоулях (Дж) или килоджоулях (кДж). Старая единица измерения – калория (кал) 1 кал=4,2Дж
Вопрос: От чего зависит количество теплоты Q? (Чем больше разность температур Δt, тем больше требуется Q. Чем больше масса вещества m, тем больше требуется Q. Количество теплоты Q зависит от рода вещества)
3. Вхождение в тему.
Учитель. Ответьте на вопрос: Какое количество теплоты потребуется при проведении следующего опыта? Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10˚С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 2 кг воды. (Ученики дают ответы)
Вывод. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1<Q2.
Учитель. Какое количество теплоты потребуется при проведении следующего опыта? Берем две кастрюли с одинаковым количеством воды, первую нагреваем на 10˚С, вторую на 50˚С на одинаковых горелках. (Ученики дают ответы)
Вывод. В первом случае количество теплоты потребуется меньше, чем в во втором. Составляем неравенство: Q1<Q2.
Учитель. Какое количество теплоты потребуется при проведении следующего опыта? Какое количество теплоты потребуется при проведении следующего опыта? Берем две кастрюли, нагреваем их на одинаковых горелках, каждую на 10˚С. Но в первую наливаем 1 кг воды, во вторую 1кг масло. Мы знаем, что масло нагревается быстрее. (Ученики дают ответы)
Вывод. Значит, количество теплоты, переданное кастрюле с водой будет больше, чем количество теплоты, переданное кастрюле с маслом. Получаем неравенство: Q1>Q2.
4. Изучение нового материала
Таким образом, количество теплоты, необходимое для нагревания тела, зависит от рода вещества, из которого состоит это тело, от его массы и времени продления теплопередачи. Необходимо ввести новую физическую величину.
Тема нашего урока «Удельная теплоемкость»
Определение. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для нагревания 1 кг вещества на 1 °С, называется удельной теплоемкостью этого вещества.
Удельная теплоемкость вещества обозначается с .[c] =
Измеряется в джоулях на кило-грамм-градус (Дж/(кг°С) ): с – удельная теплоемкость.
Учитель. Давайте рассмотрим таблицу «Удельная теплоемкость некоторых веществ» в учебнике на странице 21. Что означает, что у воды с=4200 Дж/(кг0С), а у подсолнечного масла с=1700 Дж/(кг0С). (Чтобы увеличить на 1 °С температуру воды массой 1 кг, требуется количество теплоты, равное 4200 Дж, а для нагревания на 1° С такой же массы подсолнечного масла необходимо количество теплоты, равное 1700 Дж.)
У каждого вещества своя удельная теплоемкость. Значение удельной теплоемкости зависит не только от рода вещества, но и от его агрегатного состояния. Если вода при нормальных условиях имеет теплоемкость св=4200 Дж/(кг0С), то лед уже имеет сл=2100 Дж/(кг0С), а водяной пар другое значение.
Вопрос. Как вы думаете, с чем это связано? (Удельная теплоемкость зависит от характера движения и расположения молекул в веществе)
Значение удельной теплоемкости воды очень велико, т.е. для нагревания воды требуется очень много тепла. При понижении температуры окружающей среды вода остывает медленно, отдавая в окружающую среду также много тепла. В результате наличие больших водоемов (озера, моря) влияет на климат в данном районе.
5. Закрепление нового материала.
Ответы на вопросы:
1. По куску свинца и по куску чугуна одинаковой массы три раза ударили кувалдой. Какой кусок сильнее нагрелся?
2. В одной колбе находится вода, в другой – керосин той же массы и температуры. В каждую колбу бросили по одинаково нагретому железному кубику. Что нагреется до более высокой температуры – вода или керосин?
3. Удельная теплоемкость алюминия равна 920 Дж/(кг∙0С). Что это означает?
6. Рефлексия.
Учитель: Что нового мы сегодня узнали?
1. Способность материалов воспринимать и удерживать в себе тепло называется теплоемкостью.
2. Каждый материал имеет свою удельную теплоемкость, под которой подразумевается то количество тепла, которое необходимо затратить, чтобы нагреть 1 кг данного материала на 1°.
7. Заключительный этап
– Какие рекомендации вы можете дать при выборе материала для постройки и виде жилища? (Учащиеся перечисляют)
8. Домашнее задание § 8, упр.7, задание (стр. 26), ЗЛ:№1003
– Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо.
Список использованной литературы:
- Громовцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс».-М.: «Экзамен», 2017
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.
- Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М.: ВАКО, 2017