Разработка урока физики по теме «Физика - наука о природе.Наблюдение и описание физических явлений»

25
6
Материал опубликован 19 February 2017

МКОУ «Мостовская СОШ»

Разработка урока физики по теме

Физика - наука о природе.

Наблюдение и описание физических явлений.

Вводный урок

7 класс


Разработчик: учитель физики

Синяк Татьяна Ивановна

2017г

Цель урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, способствовать развитию интереса к физике, способствовать формированию понятий : явление, физическое тело, вещество.

Оборудование: Желоб, шарик, штатив.

На доске портреты Аристотеля и Ломоносова.

 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Органи-

зацион-ный

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

2.Этап получения и закрепле-ния новых знаний

Вступительное слово.

- Всякий раз , приступая к работе в новом учебном году, вы встречаете в расписании школьных занятий названия новых предметов.

И, открывая новые учебники, задаёте себе вопрос: «Что нового узнаю, чему научусь, важен ли этот предмет для меня?»

Попробуем вместе найти ответы на эти вопросы и выяснить, что изу-

чает наука физика, как учёные - физики добывают новые знания и

насколько они важны для нас.

Начать урок хочется словами английского писателя Киплинга Д.Р.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где… (Слайд2)

Я думаю, что и у вас будут такие помощники.

Все, что нас окружает: земля вода, воздух, животные, планеты, звезды- это природа. Человек- часть природы. Физика - наука о природе.(Слайд 3)

Впервые термин «физика» ввел в науку древнегреческий ученый Аристотель (384- 322гг.до н.э.).Портрет его вы видите на доске и на экране.(Слайд 4)

- Портрет какого ученого есть еще на доске?

-Что вы о нем можете рассказать? (Можно использовать учебник)

(Слайд 5)

Итак, физика- это наука о природе. А что же происходит в природе?

Отгадайте загадку.

Сначала - блеск,

За блеском - треск,

За треском - плеск.

(Молния, гром, дождь)(Слайд 6)

- Скажите, как можно это назвать одним словом?

-Найдите в учебнике определение явления. Прочитайте и запишите в тетрадь.

- Приведите примеры каких-либо явлений.

- Можно ли все явления разделить на отдельные группы?

-А давайте разгадаем несколько загадок и попробуем назвать вид явления.

1.Никто его не видывал,

А слышать –всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка- кричит. (Эхо) (Слайд 7)

2.Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь- вода в руке.(Снежинки) (Слайд 8)

3.Чудо- птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.( ракета) (Слайд 9)

Подведем итог.

Какие же явления изучают в физике?

Перечислим их: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.( Слайд 10)

-Выполните задание 1. ( Слайд 11)

Начертите в тетради таблицу

Механические

Тепловые

Звуковые

Электрические

Световые

         

и распределите в ней слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает ,звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва.

- Изучением природы занимается не только физика, но и другие науки.(биология, география, химия, астрономия).Кроме обычных слов в каждой науке используют специальные слова, или термины.

Предлагаю разобраться с понятиями «физическое тело» и «вещество».

Прочитайте параграф 2, выясните, что называют физическим телом, а что- веществом. ( Слайд 12)

Задание 2.(Слайд 13)

Начертите таблицу

Физическое тело

Вещество

   
   

И распределите в ней следующие слова: свинец, рельсы, алюминий, Луна, спирт, ножницы, ртуть, стол, медь.

- Изучая ту или иную науку, мы получаем знания. Как выдумаете, а как получали знания раньше, когда не было книг?

- Многие знания получены из наблюдений и опытов.

- Давайте и мы проведем опыт и понаблюдаем.

Возьмем штатив с муфтой и лапкой ,желоб и шарик. Какой опыт можно провести с этими приборами?

(Проводим по скатыванию шарика, при разных углах наклона, т.е. проводим мини-исследование)

- К какому виду явлений можно отнести движение шарика?

- Шарик, желоб, штатив-это…

- назовите вещество, из которого изготовлены шарик и желоб.

- На уроках мы с вами будем проводить различные опыты и вести наблюдения.

Итак, ( Слайд 14)

Физика – это наука …

В физике изучают…

Кроме обычных слов, используют…

Деревянный карандаш – это..

Дерево, из которого изготовлен карандаш –это…

Знания получают с помощью…

Физика –это очень интересная наука!

Слушают, делают записи в тетради.

Отвечают.

Отвечают.

Отгадывают .

Отвечают

-явление

Читают, записывают.

Приводят примеры явлений.

Высказывают предположения

Отгадывают, называют явления.

Выполняют задание с последующей проверкой.

Читают, записывают в тетрадь

Заполняют таблицу, проверяют

Высказывают предположение

Высказывают всевозможные предположения, наблюдают за скатыванием шарика

Отвечают

Отвечают

Продолжают фразу

3.Этап информа-ции о домашнем задании

п.1,2,3 (Слайд 15)

Записывают домашнее задание

 

Литература

1. Перышкин А.В. Физика. 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин. - 10-е изд., доп. – М.: Дрофа,2006.

2. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть I.Книга для учителя. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1998.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ждем новых публикаций, чтоб отблагодарить

5 May 2017

Не нашла презентацию... Может плохо искала?

25 May 2017

Я ее загружала вместе с разработкой, но загружу отдельно.

26 May 2017

Спасибо, Татьяна Ивановна, за интересную конкурсную работу!

12 January 2019

Замечательная работа!

13 January 2019

Спасибо за внимание к моей работе!

13 January 2019