Разработка урока математики и презентация «Площадь треугольника» (9 класс)
Тема урока: Теорема о площади треугольника.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок- презентация.
Цели урока:
а) образовательные: обеспечить актуализацию материала по теме, изучить теорему о площади треугольника:
1) совершенствовать умение четко выделять этапы и шаги доказательства,
2) учиться находить к ним обоснование,
3) обогатить опыт организации своей деятельности при изучении текста учебника,
4) обогатить опыт учащихся в запоминании сложных текстов;
б) развивающие: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развивать у учащихся коммуникативные навыки общения;
в) воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация, раздаточный дидактический материал, учебник.
План урока:
Организационный этап.
Работа с формулировкой теоремы.
Самостоятельная работа в парах ( 10 минут ) по изучению доказательства теоремы.
Защита доказательства.
Усвоение теоремы.
Решение задач по готовым чертежам ( слайды презентации).
Подведение итогов и постановка домашнего задания.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Сегодня мы начинаем изучение § 2 Соотношение между сторонами и углами треугольника. Рассмотрим теорему о площади треугольника. Мы уже знаем и применяем формулы для площади треугольника: это…( вспоминают формулы путем решения 3 задач: 1) известно основание и высота, 2) в равнобедренном треугольнике основание 4, боковая сторона 5, 3) две стороны 5 и 6, а угол между ними 30 градусов ). Сегодня мы выведем еще одну формулу по которой можно вычислить площадь треугольника.
На прошлом уроке мы рассмотрели формулы для определения координат точки в системе координат. Сегодня мы посмотрим как обращение к этим формулам поможет доказать нам теорему о площади треугольника.
Итак, тема сегодняшнего урока: « Теорема о площади треугольника». (записывают в тетрадь). появляется на экране.
2. Работа с формулировкой теоремы: ( фронтально ).
Познакомимся с формулировкой теоремы ( на экране появляется формулировка теоремы, ученик читает ее вслух).
- Поработаем вместе. С чего начинается изучение теоремы? ( с выделения условия и заключения теоремы, краткой записи формулировки).
- Какие ключевые слова помогают выделить условия и заключения теоремы? ( если, то ).
- Сформулируйте данную теорему в виде: если..., то…
- Назовите условия и заключения теоремы, сделайте чертеж у себя в черновиках ( через 1-2 минуты учащиеся сравнивают свой процесс построения с тем, который появится на экране; записывают в тетрадь « дано» и « доказать».
- Что обычно делаем дальше? ( ищем идею доказательства. Выделяем этапы и шаги доказательства, делаем им обоснование). Все это вам предлагается делать в парах самостоятельно, используя при этом текст доказательства, который предложен в учебнике. Есть выбор: возможно образование такой пары, которой не будет предоставлен текст учебника, но будет сообщена идея доказательства.
Инструктаж к парной работе учащихся:
(Задача пар, работающих по учебнику)
прочитать доказательство,
определить основную идею доказательства,
выделить этапы и шаги доказательства,
дать обоснование каждому шагу доказательства. доказательства.
Этапы |
Шаги |
Обоснование |
1) |
||
|
а) |
|
|
б) |
|
2) |
||
|
а) |
|
|
б) |
|
3) |
5) после обсуждения в паре готовят выступления в защиту предложенного доказательства. (работа на доске - вписывают свое в таблицу).
В случае затруднений можно затребовать помощь одного из типов:
1) описание шагов,
2) обоснование к шагам,
3) описание этапов,
4) название этапов,
5) идея доказательства.
3. Самостоятельная работа в парах (10 минут) по изучению доказательства теоремы.
Учитель подходит к парам, слушает высказывания и оказывает затребованную помощь. После обсуждения в парах учащиеся выбирают и готовят к выступлению ученика.
Защита доказательства:
Каждый начинает свое выступление с формулировки теоремы, с выделения условия и заключения, приводит этапы, шаги доказательства, обоснования к ним, ( на доске пишет ).
Идет активное обсуждение доказательства, в ходе которого с помощью вопросов учителя и учащихся обосновывается доказательство.
Примерные вопросы:
- какова идея доказательства?
- сколько этапов выделили?
- сколько шагов на каждом этапе?
- почему сделаны именно эти дополнительные построения?
- какие теоретические обоснования вы сделали?
Вариант оформления теоремы см. в приложениях.
В тетрадь записывают без таблицы.
Доказательство:
1) A ( b cos C, b sin C ),
2) h ┴ BC, h=bsinC, 3) S=½ah, S=½absinC.
5. Усвоение теоремы:
Итак,
1) что было дано? Что требовалось доказать?
2) какова формулировка теоремы?
3) в чем состоит основная идея доказательства?
4) назовите этапы, шаги, обоснования.
5) какие теоретические знания использовались при доказательстве теоремы?
- Что помогло вам доказать теорему?
- текст
- помощь учителя
- таблица
- формула
- помощь друга.
Задача (применение теоремы ), слайд ( решение задач по готовым чертежам).
Учащиеся анализируют условие и используют теорему.
6. Решение задач: слайды ( презентация).
7. Решение задач по учебнику: из задач с.261 выберите те, которые можно решить с помощью теоремы о площади треугольника. ( 1020, 1022, 1023).
Задачи 1021, 1057 для индивидуальной работы.
8. Подведение итогов постановка домашнего задания.
Учащиеся подводят итог урока, намечают пути дальнейшей работы с теоремой, что позволяет мотивировать следующее домашнее задание: 1) выучить теорему,
2) выбрать из задач 2-3 задачи, которые решаются с помощью теоремы, решить их.
3) рассказать о том, как осуществлялся выбор задач, с какими трудностями встретились и как искали пути преодоления.
Иванова Светлана Александровна
Уракова Валентина Павловна