12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малюкова Надежда Ивановна89
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
0

Разработка урока информатики в 6 классе по теме: «Что такое алгоритм»



Разработка урока информатики в 6 классе по теме:
«
Что такое алгоритм»
УМК Л.Л. Босовой

Предмет: информатика

Класс: 6

Раздел программы: Алгоритмы и исполнители.

Тема урока: Что такое алгоритм.

Автор разработки: Малюкова Надежда Ивановна, учитель информатики

Цели деятельности педагога: создать условия для изучения нового понятия «алгоритм» и применение его на практике.

Методы и приемы:

  • Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, презентация).

    Прием взаимообучения.

    Диалогический,

Принципы обучения:

Принцип наглядности.

Взаимосвязь изучаемого материала и личного опыта учащихся.

Системный подход к изучению материала.

 

 

 

 

 

 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

представления об алгоритмах;

умения разработки алгоритмов

формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации в разных формах

 

Метапредметные:

умения самостоятельно планировать пути достижения целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

понимать смысл прочитанного

оценивать правильность выполнения учебной задачи;

ИКТ-компетентность:

умение создавать графические объекты по алгоритму ;

Личностные

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Регулятивные:

-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Познавательные:

-построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей;

-умение применять имеющиеся знания в решении новых задач.

Коммуникативные:

- формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-умение задавать вопросы;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Организация пространства

Решаемые учебные задачи:

Формы работы

Ресурсы

сформировать понятие алгоритма;

научить приводить примеры алгоритмов, находить ошибки;

актуализировать умения изучения алгоритмики.

Индивидуальная, групповая, фронтальная

компьютер;

проектор;

интерактивная доска;

персональные компьютеры;

иллюстрации по теме алгоритмы;

компьютерная презентация "Путешествие по городу".

карточки с заданиями для учащихся;

практическая работа «Переправы».

 

 

Тип урока: урок открытия новых знаний (проблемный)

Межпредметные связи: русский язык, математика, технология, история, география

Средства обучения: фронтальная работа с классом с использованием интерактивной доски, компьютерный практикум (самостоятельная работа за компьютером)

Понятия: задача, последовательность действий, алгоритм.

Список литературы и интернет-ресурсов:

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л.Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 208 с.: ил.

«Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса», автор Л.Л. Босова – 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-6 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Интерактивная карта урока - https://www.thinglink.com/scene/1157093582759264258

Ход урока:

Организационный момент (1 минута)

Активизация мышления и актуализация ранее изученного (1 минута)

Проверка домашнего задания (2 минуты)

Постановка цели урока (6 минут)

Открытие новых знаний (10 минут).

Закрепление нового материала (5 минут)

Физкультминутка (2 минуты)

Практическая работа (10 минут)

Подведение итогов урока (1 минута)

Рефлексия (1 минута)

Постановка домашнего задания (1 минута).

Ход урока:

 

Этап урока

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный этап

Включение в работу

Приветствие учителя и детей.

Учитель: Сегодня мы с вами встречаем гостей. Давайте познакомимся

Итак, рада представить – робот Вася. Он только что родился и еще ничего не умеет. Готовы поделиться с роботом своими знаниями, научить его думать и выполнять правильные действия?

Подготовка класса к работе

Сегодня будем принимать гостей

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся:

- Готовы.

 

Личностные: самоопределение

1

Учитель: Отлично!

Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?

- путь, маршрут, дорогу.

Личностные: проявляют познавательный интерес к учебной деятельности;

Регулятивные: определяют границы своего знания, незнания; определяют и формулируют цель деятельности на уроке;

 

Учитель: все верно, у робота есть свой маршрут, пройти который поможем мы. У вас так же есть листы, где вы будете отмечать пройденные пункты

 

 

 

 

Активизация мышления и актуализация ранее изученного

https://www.thinglink.com/scene/1157093582759264258

 

Посмотрите внимательно, в виде чего изображен маршрут робота?

Что такое граф?

 

 

Какой граф представлен на экране? Почему?

 

Что такое ребра?

 

Какие еще вы знаете наглядные средства представления состава и структуры систем?

Предполагаемый ответ учащихся:

В виде графа.

Граф - это наглядное средство представления состава и структуры системы.

Неориентированный граф, потому что его вершины соединены ребрами.

Ребра - это ненаправленные линии, соединяющие вершины.

Схемы, деревья,

Личностные: имеют желание учиться, развитие грамотной речи

Регулятивные: сравнивают свои ответы с эталоном и осуществляют коррекцию своих действий

Коммуникативные: слушают и понимают вопросы учителя; отвечают на вопросы

1

 

Проверка домашнего задания

Итак, первый пункт нашего маршрута – проверка домашнего задания. Что нужно было сделать дома?

Предлагаю назвать действия, которые вы совершили при выполнении этого задания(проверив выполнение задания на местах), пронумеровать каждый шаг.

(на доске словосоч.- последовательность действий)

 

У кого возникли трудности выполнением задания?

Как думаете, если бы план решения был заранее известен, вам было бы легче выполнить это задание? Почему? (если бы задача была незнакомой?)

(Робот получает звезду)

РТ № 147,158

 

Ученик у доски изображает решение № 147

1. прочитать внимательно задание,

2. отметить вершины-числа,

3. соединить соответствующие вершины ребрами,

4. проверить решение

Отвечают, если возникли

 

Думаем, что да (нет)

 

 

2

 

Постановка цели урока

 

Учитель:

- Скажите, для каждой ли задачи можно составить план решения?

Какие задачи вы решили дома с помощью плана действий?

(на доске-задача)

Вот наш робот уже оказался в Левобережном дворце им. С. Орджоникидзе.

Давайте его научим выполнять простейшие задачи. Для этого вы должны озвучить цель вашего плана и сами шаги.

(на доске – результат)

 

Отлично! Вы справились!

Робот умеет уже очень много!

(Робот получает звезду)

 

Теперь он отправился в библиотеку им. Крашенинникова и нашел запыленную старую книгу, в которой говорится об ученом Аль-Хорезми.

Именно в четь этого ученого план действий был назван…? Как вы думаете?

Совершенно верно!

сегодня мы познакомимся с понятием «алгоритм»

Как думаете, какая тема нашего урока?

Давайте запишем ее в тетрадь

Подумайте, какие цели на уроке вы бы сформулировали для себя.

 

Думаем, да(нет)

 

 

 

 

Демонстрируют выполнение творческого задания, объясняют, к каким целям приведут выполнение пошагового плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм!

 

 

 

 

«Что такое алгоритм?»

 

 

Узнать: что такое алгоритм;

Понять: в каких случаях можно

использовать алгоритм;

Научиться: составлять алгоритмы.

 

Личностные: развитие логического мышления, познавательной активности

Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепочки рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

6

Интересно ли вам узнать историю происхождения понятия «алгоритм»

Ученики слушают выступление об истории происхождения термина.

 

 

 

 

Открытие новых знаний

Учитель: Посмотрите, наш робот уже дошел до МГТУ.

Как только он вошел в здание, ему разу же дали решить задачки.

Давайте поможем роботу Васе справиться заданием.

Разделимся на 2 группы:

Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе.

1 группа – составляет план фонетического разбора слова

2 группа – составляет план нахождения НОК двух чисел.

Прочитайте внимательно задание, ответьте на вопрос – какие исходные данные содержатся в задаче? Что вам дано?

(на доске словосоч.- исходные данные)

Давайте проверим. Озвучьте свое решение.

Скажите, сколько действий одержит ваш план?

может ли количество действий быть бесконечным? Почему?

(на доске появляется словосочетание «конечная последовательность»)

Давайте попробуем составить определения понятия «Алгоритм», используя те важные опорные слова, которые мы получили.

(робот получает звезду)

 

Учащиеся формируют 2группы,выплняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово, два числа

 

 

 

 

 

 

 

Называют количество.

 

Нет, это приведет к тому, что результат не будет достигнут

 

 

Алгоритм - это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.

Познавательные: обобщают информацию и делают вывод, формирование представлений о алгоритмах с условием, значении и способах построения

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, умения представлять информацию различными способами, умение адекватно оценивать свои успехи

Коммуникативные: развитие диалогической речи

умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Познавательная: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей

10

 

Закрепление нового материала

Учитель: Вот наш робот Вася оказался на Курантах. Рядом располагается городская администрация, где каждый день принимаются решения. И мы с вами потренируемся в определении исходных данных в решении задач. Откройте рабочие тетради №163 (а,в).

Вы знаете, что можно решить лишь ту задачу, которая является четко-формулированной.

Давайте разберемся, какие из предложенных задач таковыми не являются (№ 164)

Учащиеся выполняют задание в РТ

 

Личностные: проявляют познавательный интерес к учебной деятельности, адекватно воспринимать предложения и оценку своих одноклассников в процессе работы

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществляют самоконтроль

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание; осуществляют классификацию по заданным критериям

Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество в группе; слушают и понимают на слух речь учителя и одноклассников

5

 

Физкультминутка

Посмотрите, наш робот оказался в Арене «Металлург», он уже многое умеет. Сейчас мы выполним физминутку под управлением робота.

Какие ошибки допустил робот?

Учащиеся выполнят упражнения.

 

 

 

 

Не все команды были понятны, не все команды точны

 

 

2

 

Практическая работа

Робот Вася заметил, что город Магнитогорск расположен на берегах. И он принял решение переправиться на левый берег. Ему опять нужна наша помощь!

Вы слышали о задачах о переправах?

Сегодня познакомимся с новой программой, с помощью которой можно решить такие задачи. Смысл в том, чтобы переправить с одного берега на другой животных или людей, выполнив условия

Этап формирования навыков самостоятельной работы.

 

 

 

Учащиеся: Да.

 

Да(нет)

Личностные: формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации в разных формах

ИКТ-компетентность: создание алгоритма;

Регулятивные: коррекция в случае расхождения эталона, реального действия и его результата внесение необходимых изменений в план и способ действия

Познавальные: поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

 

10

Учитель: Давайте сегодня попытаемся создать свой простой действующий механизм на практике.

 

 

Учащиеся приступают к выполнению практической работы за компьютером.

 

(Перед выполнением работы компьютерного практикума проводится инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места при работе за компьютером.

Перед выполнением практической работы учащимся демонстрируется разработанный учителем образец.

Работа рассчитана на один урок

Резерв- http://flashstart.ru/game_1674.html

http://gameroops.ru/flash/1480/ .

 

Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами познакомились с понятием «алгоритм»

Что такое алгоритм?

Как думаете, кто может выполнять алгоритмы?

 

Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний

1

 

Рефлексия

Подошел к концу наш урок. Умный робот Вася возвращается в школу с новым опытом решения задач. И он готов к новым знаниям!

И мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

1) Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2) За что вы можете себя похвалить?

3) За что вы можете похвалить одноклассников?

4) Справились вы с задачами, которые ставили перед собой вначале урока?

Пройдите по ссылке в карте и ответьте на вопросы.

Давайте посмотрим на результаты.

Учитель: Спасибо за занятие! До новой встречи!

Учащиеся выставляют свои модели на поле для проведения соревнования и в ходе заездов выявляется победитель.

 

Ответы учащихся

 

Личностные – осознание важности учения, важности данного знания.

Регулятивные - рефлексия. Самоконтроль

1

 

Постановка домашнего задания

§ 14 читать, знать определение алгоритма

РТ: №161, 162, 166

 

 

Личностные - формирование понимания необходимости выполнения домашней работы.

Регулятивные - самоконтроль

1


Малюкова Н. И. Презентация к уроку "Что такое алгоритм"
PPT / 1.48 Мб

Маршрутный лист урока
DOCX / 12.45 Кб

Раздаточный материал - задачи
DOCX / 13.37 Кб

Карточки - понятия
DOCX / 10.01 Кб

Практическая работа Логическая игра "Переправы"
RAR / 24.12 Мб

Разработка урока
DOC / 155 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.