Этап урока
|
Содержание педагогического взаимодействия
|
Формируемые УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1. Этап
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
|
Добрый день, ребята! Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики, а какая это тема вы мне скажите чуть позже.
В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, по которым вы будете себя оценивать в баллах и в результате получите общую оценку за урок.
|
Слушают учителя, настраиваются на урок.
|
Регулятивные:
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
|
2. Этап
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
|
В своей жизни нам приходиться решать множество задач самой разной сложности. Некоторые задачи настолько просты, что вы решаете их не задумываясь, например, «Купить хлеба», или «Приготовить яичницу». Другие же задачи требуют долгих размышлений и усилий, например, «Решить контрольную».
Давайте посмотрим на экран. Перед нами Дональд Дак. Как мы знаем он очень рассеянный. Давайте поможем ему собраться на работу так, чтобы не опоздал.
Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Верно. Вторая наша задача состоит в том, чтобы помочь Дональду Даку посчитать свою зарплату. Для этого необходимо знание порядка действий.
Какой порядок действий для решения данного примера?
126:14*(500+1000)-300=?
Верно. Какой ответ у вас получился?
Молодцы! Это правильный ответ. Вот и закончился рабочий день и Данальду Даку необходимо попасть домой, для этого нам нужно составить последовательность действий перехода дороги по сигналам светофора. Выполните работу в парах.
Ребята, какая последовательность действий у вас получилась?
Давайте проверим как вы справились с заданием. Слайд 6
|
Составляют алгоритм действий для Дональда Дака:
Сайд 3
Слайд 4
1. Действие в скобках.
2. Деление.
3. Умножение.
4. Вычитание.
13200
Выполняют в парах.
1. Подойти к переходу.
2. Дождаться зеленого сигнала светофора для пешеходов.
3. Посмотреть налево.
4. Перейти дорогу с движением направо.
5. Перейти прогулочную зону.
6. Дождаться зеленого сигнала светофора для пешеходов.
7. Посмотреть направо.
8. Перейти дорогу с движением налево.
|
Регулятивные: выполнение пробного учебного действиявнесение необходимых корректив в действие, фиксирование индивидуального затруднения в пробном, волевая саморегуляции в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
умение сотрудничать с
учителем и одноклассниками.
Познавательные:
поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выявления ошибок.
|
3 этап
Выявление
затруднения: в чем
сложность нового
материала, что
именно создает
проблему, поиск
противоречия
|
Скажите, а если мы поменяем местами некоторые действия, каков будет результат наших действий?
Нарушится ли последовательность действий?
Действия шли в строгом порядке, то есть по определённому плану. Существует более “научное” слово.
А как называется эта последовательность, вы узнаете, разгадав ребус. Слайд 7
Какое слово у вас получилось?
Молодцы! Итак, давайте сформулируем тему урока. Ребята, запишите тему урока в полученных листах
|
Результат будет другой.
Да.
Для достижения любой поставленной цели нужно совершить некую последовательность действий. Решают ребус
Алгоритм.
«Что такое алгоритм?»
|
Личностные:
установление учащимися
связи между целью учебной
деятельности, и тем, ради чего она осуществляется.
Регулятивные:
развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами.
Коммуникативные:
умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения.
Познавательные:
формулирование проблемы.
|
4 этап
Разработка
проекта
.
|
Чтобы найти ответ на последний вопрос, составим план действий:
1. Узнать, что такое алгоритм.
2. Узнать происхождение слова алгоритм.
3. Научиться составлять алгоритм.
4. Выполнить работу по составлению алгоритма.
5. Выполнение творческого проекта.
|
Совместно с учителем выстраивают план действий.
|
Познавательные: создание способов решения проблемы.
Коммуникативные:
ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
|
5 этап
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания
|
Давайте вернёмся к заданию, которое мы сейчас выполняли. Скажите последовательность действий перехода дороги по сигналам светофора это алгоритм?
Так что же такое алгоритм? Найдите определение в учебнике и запишите в полученные листочки.
Верно. Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может — последовательность действий нематематического характера.
Но, в любом случае, перед его составлением должны быть чётко определены начальные условия и то, что предстоит получить.
Кто может назвать алгоритм, изображенный на слайде? Слайд 8
Может кто-то из вас уже знает, откуда возникло слово “алгоритм”?
Слайд 9. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.
В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики.
Разрабатывать алгоритмы может только человек.
Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства — компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.
|
Да.
Алгоритм — конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Записывают определение в тетрадь.
1. Взять деньги.
2. Отправиться в магазин.
3. Выбрать необходимый товар.
4. Оплатить стоимость покупки.
5. Принести товар домой.
Нет.
Слушают учителя.
|
Коммуникативные:
умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других., учувствуют в продуктивном диалоге, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение построить монологическое высказывание.
Регулятивные:
умение слушать в соответствие с целевой установкой.
Познавательные: участвуют в парной беседе; работают с материалом карточек, пересказывают существенную информацию, делают выводы.
Личностные:
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения.
|
6 этап
Первичное
закрепление нового
знания.
|
- Итак, ребята, мы получили новые знания о том, что такое «алгоритм». И оказывается, с понятием алгоритм мы сталкиваемся постоянно. У вас на столах карточки с примерами из жизни.
Выберите из них те, которые будут являться алгоритмами.
Почему оставшиеся примеры не являются алгоритмами?
Итак, мы познакомились с понятием «алгоритм», привели примеры алгоритмов из жизни.
Но важно помнить, что для алгоритма важно три правила:
1. Последовательность
2. Действия
3. Результат
Запишите эти правила.
Сейчас мы попробуем сами создать алгоритм. Вам нужно создать алгоритм выполнения следующих действий.
Слепить снеговика.
Погладить рубашку.
Налить чай.
Давайте решим с вами задачу из учебника (102, №3)
Слайд 10 Туристы (отец, мать и два брата-близнеца) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать самую скорую переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?
|
Находят в примерах алгоритмы
• №1 Купить хлеб
• №4 Нахождение площади треугольник
• №3 Рецепт бутерброда
• №7 «Paint»
Приложение 1
Приводят примеры алгоритмов из своей жизни
Записывают.
Составляют алгоритмы. Совместно проверяют.
Решают задачу совместно с учителем.
Будем использовать следующие обозначения: О — отец, М — мать, Б1 и Б2 — братья-близнецы.
Шаг
|
Берег 1
|
В лодке
|
Напр-е
|
Берег 2
|
1
|
ОМБ1Б2
|
Б1Б2
|
|
Б1Б2
|
2
|
ОМБ1
|
Б1
|
|
Б2
|
3
|
ОБ1
|
М
|
|
М Б2
|
4
|
ОБ1Б2
|
Б2
|
|
М
|
5
|
О
|
Б1Б2
|
|
Б1Б2М
|
6
|
ОБ1
|
Б1
|
|
Б2М
|
7
|
Б1
|
О
|
|
МОБ2
|
8
|
Б1Б2
|
Б2
|
|
МО
|
9
|
|
Б1Б2
|
|
МОБ1Б2
|
|
Познавательные: участвуют в обсуждении содержания параграфа во фронтальном режиме; совершенствуют навык решения задач; умения выделять главное, делать выводы, строят речевые высказывания, аргументируют своё решение.
Коммуникативные:
умение слушать; принятие и сохранение учебной цели и задачи; уточнение и дополнение высказываний, обучающихся; участие в диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
7 этап
Самостоятельная
работа и проверка
по эталону
|
Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Вам необходимо решать задачу.
На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя — волк может съесть козу, а коза — капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Не забудьте оценить свою работу
|
Алгоритм 1
1) сначала переправляются крестьянин и коза
2) крестьянин оставляет козу и возвращается обратно
3) крестьянин переправляет волка
4) крестьянин возвращается с козой
5) крестьянин переправляет капусту
6) крестьянин возвращается один
7) крестьянин забирает козу и отправляется на другой берег
Алгоритм 2
1) сначала переправляются крестьянин и коза
2) крестьянин оставляет козу и возвращается обратно
3) крестьянин переправляет капусту
4) крестьянин возвращается с козой
5) крестьянин переправляет волка
6) крестьянин возвращается один
7) крестьянин забирает козу и отправляется на другой берег
Выставляют балл в пункте «Задача о переправе».
|
Регулятивные:
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых коррективов после завершения, анализ сделанных ошибок.
Личностные:
формирование навыков практической деятельности
|
8 этап
Включение в
систему знаний и
умений.
|
Создание мини-проекта.
Ребята, я думаю, что вы все получили достаточно знаний и умений по работе с алгоритмами. И поэтому сейчас я предлагаю Вам создать небольшой творческий проект. Я вас разделю по группам. Работая в группах, составьте алгоритм, который вы могли бы использовать в жизни, но такой алгоритм который мы свами не обсуждали на уроке. Перед вами чистый лист, маркеры и различные иллюстрации. Вы можете их использовать в своем проекте. Обратите внимание во время выполнения работы вы не должны ходить по кабинету и выкрикивать.
|
Учащиеся выполняют в группах творческий проект. Полученный проект они демонстрируют на доске и комментируют все шаги проекта.
Оценивают свою деятельность.
|
Коммуникативные:
умение сотрудничать с учителем; умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.
Познавательные:
структурирование знаний,
построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
|
9 этап
Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности
|
Ребята, наш путь подошёл к концу. Мы смогли преодолеть все препятствия и добиться результата. А какой результат у каждого из вас, вы узнаете, на следующем уроке, после того как я проверю ваши листы самооценки.
|
Делают вывод.
Подводят итог урока.
Сдают листы.
|
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения.
|