12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чижова Светлана Александровна31


Презентация к уроку.
PPTX / 4.91 Мб

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Философские итоги романа. Смысл названия (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)».

Цели: - анализ философских итогов романа

- формирование личностного отношения к проблематике произведения

Задачи: - способствовать развитию речи учащихся, обогащать словарный запас;

- развивать умение обобщать, делать выводы, логически верно излагать свои мысли;

- воспитывать уважительное отношение к представителям старшего поколения, любовь к родителям.

Оборудование: - компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации;

- раздаточный материал для учащихся и присутствующих родителей;

- 6 листов формата А3, клей (5 штук), маркеры или фломастеры.


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг. момент. Работа с эпиграфом. Целеполагание.

- Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Начать его мне хотелось бы со следующего эпиграфа:

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам. Они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей».

- Как вы думаете, кто мог быть автором данного высказывания?

На самом деле его автором является Сократ, живший ещё в 5 веке до нашей эры.

- Как данное высказывание связано с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», написанным в 19 веке, и нашим сегодняшним уроком?

- Какие основные проблемы поднимает автор в своём произведении?

- Каким общим словом можно назвать наши размышления о законах развития природы и общества? (Наука, изучающая всеобщие законы развития природы, общества и мышления.)

Мы с вами завершаем изучение романа «Отцы и дети», и сегодня нам предстоит обсудить философские итоги произведения.

Иногда о жизни человека говорят, что она была бесплодной. Давайте поговорим об итогах жизни главного героя романа – Евгения Васильевича Базарова. Согласитесь, что иногда размышления над жизнью литературного героя являются поводом к тому, чтобы задуматься о собственной жизни и принять какие-то решения.

- Приветствуют учителя, читают цитату, готовятся отвечать на вопросы.













- Высказывают предположения по поводу авторства.









- Обозначают круг проблем, затронутых автором в романе.


- Отвечают на вопрос.

Слайд № 1 (эпиграф к уроку).














Слайд № 2 (портрет Сократа).










Слайд № 3 (Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления.).

2.Моделирование.

- У вас на партах лежать карточки с понятиями: РОДИТЕЛИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РАБОТА, СЛУЖБА), ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ.

- Я предлагаю вам проранжировать данные составляющие человеческой жизни по степени значимости для себя: от наиболее значимого к наименее значимому. А вас, уважаемые родители, я приглашаю присоединиться к нашей работе.

- Итак, что у вас получилось? (Предложить ответить 1-2 учащимся и 1-2 родителям.)

- Работают с понятиями (ранжирование).











- Отвечают на поставленный вопрос.

Слайд № 4 (список составляющих).

3.Организация работы в группах.

- Я предлагаю вам поработать в мини-группах и подготовить небольшие сообщения по предложенным темам с привлечением раздаточного материала, который есть у вас на партах.

1 группа: «Базаров и родители».

2 группа: «Мировоззрения Базарова. Философия нигилизма».

3 группа: «Любовь и дружба в жизни героя».

4 группа: «В чём заключается смысл названия произведения?».

- Уважаемые родители. Вам я тоже предлагаю объединиться и подготовить для наших детей родительские наставления. Весь необходимый материал Вы можете найти на Ваших столах.

- Работают в группах, готовят мини-проекты по своей теме.













- Оформляют наставления для ребят.

На столах у групп лежат листы формата А3, клей, маркеры, необходимые для выводов цитаты.










На столах у родителей также лежат листы формата А3 и маркеры, ручки цветные.

4.Выступления групп.

- Пожалуйста, представьте результаты своей работы.

- Представители групп выступают со своими сообщениями.

Слайды №№ 5 – 8.

5.Подведение итогов.

- Спасибо ребятам за работу. А мы продолжим. Как вы думаете, есть ли победители в идейном споре «отцов» и «детей»? Обратите внимание на следующую информацию (слайд № 9).

- Какой вывод вы бы сделали, что бы предложили «враждующим» сторонам? (Найти компромисс.)

- А сейчас я хотела бы дать слово нашим сегодняшним гостям – родителям. Пожалуйста, Вам слово.

- Высказывают предположения.









- Родители выступают с напутственными словами.

Слайд № 9.

6.Рефлексия.

- К каким итогам мы сегодня с вами пришли?

- Что роман «Отцы и дети» принес лично для меня?

- Вспомните результаты вашего ранжирования. Психологи утверждают, что то, что записано в первую очередь, и является вашей проблемой. Но есть хороший жизненный пример. Отец вашего ровесника в разговоре с сыном произнёс фразу, ставшую для того руководством к действию: «У тебя проблемы? А ты представь, что это не проблемы, а жизненные задачи!» Итак, у нас с вами нет проблем, есть жизненные задачи!


А закончить наш урок мне хотелось бы следующим стихотворением:

Закрыта книга…Белые страницы,

Сомкнувшись накрепко, не шелестят,

Но мысли, как встревоженные птицы,

Куда-то вдаль без устали летят.

Своё волнение в душе не скрою,

Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев

Встаёт передо мною наяву.

Героев радости и огорченья,

Боль отреченья и любви слова…

Здесь в каждой строчке есть своё значенье,

Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,

Мир переменчив каждый день и час,

Но вечные вопросы долга, чести,

Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,

Вновь вчитываюсь в строчки не спеша.

И в светлый мир тургеневского слова

Погружена опять моя душа…

- От души желаю вам новых встреч с произведениями И. С. Тургенева.

- Отвечают на вопрос. Слушают учителя.


7.Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению («Какую роль в жизни каждого из нас играют родители?», «Главные ценности человеческой жизни (по роману «Отцы и дети»)»)

- Записывают домашнее задание.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 15.10.19 в 13:00 0Ответить Пожаловаться
А где заявленная презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.