Разработка урока литературы по теме «Философские итоги романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)
Презентация к уроку.
PPTX / 4.91 Мб
Урок литературы в 10 классе.
Тема: «Философские итоги романа. Смысл названия (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)».
Цели: - анализ философских итогов романа
- формирование личностного отношения к проблематике произведения
Задачи: - способствовать развитию речи учащихся, обогащать словарный запас;
- развивать умение обобщать, делать выводы, логически верно излагать свои мысли;
- воспитывать уважительное отношение к представителям старшего поколения, любовь к родителям.
Оборудование: - компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации;
- раздаточный материал для учащихся и присутствующих родителей;
- 6 листов формата А3, клей (5 штук), маркеры или фломастеры.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Орг. момент. Работа с эпиграфом. Целеполагание. | - Здравствуйте, ребята и гости нашего сегодняшнего урока. Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Начать его мне хотелось бы со следующего эпиграфа: «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам. Они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей». - Как вы думаете, кто мог быть автором данного высказывания? На самом деле его автором является Сократ, живший ещё в 5 веке до нашей эры. - Как данное высказывание связано с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», написанным в 19 веке, и нашим сегодняшним уроком? - Какие основные проблемы поднимает автор в своём произведении? - Каким общим словом можно назвать наши размышления о законах развития природы и общества? (Наука, изучающая всеобщие законы развития природы, общества и мышления.) Мы с вами завершаем изучение романа «Отцы и дети», и сегодня нам предстоит обсудить философские итоги произведения. Иногда о жизни человека говорят, что она была бесплодной. Давайте поговорим об итогах жизни главного героя романа – Евгения Васильевича Базарова. Согласитесь, что иногда размышления над жизнью литературного героя являются поводом к тому, чтобы задуматься о собственной жизни и принять какие-то решения. | - Приветствуют учителя, читают цитату, готовятся отвечать на вопросы. - Высказывают предположения по поводу авторства. - Обозначают круг проблем, затронутых автором в романе. - Отвечают на вопрос. | Слайд № 1 (эпиграф к уроку). Слайд № 2 (портрет Сократа). Слайд № 3 (Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления.). |
2.Моделирование. | - У вас на партах лежать карточки с понятиями: РОДИТЕЛИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РАБОТА, СЛУЖБА), ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ. - Я предлагаю вам проранжировать данные составляющие человеческой жизни по степени значимости для себя: от наиболее значимого к наименее значимому. А вас, уважаемые родители, я приглашаю присоединиться к нашей работе. - Итак, что у вас получилось? (Предложить ответить 1-2 учащимся и 1-2 родителям.) | - Работают с понятиями (ранжирование). - Отвечают на поставленный вопрос. | Слайд № 4 (список составляющих). |
3.Организация работы в группах. | - Я предлагаю вам поработать в мини-группах и подготовить небольшие сообщения по предложенным темам с привлечением раздаточного материала, который есть у вас на партах. 1 группа: «Базаров и родители». 2 группа: «Мировоззрения Базарова. Философия нигилизма». 3 группа: «Любовь и дружба в жизни героя». 4 группа: «В чём заключается смысл названия произведения?». - Уважаемые родители. Вам я тоже предлагаю объединиться и подготовить для наших детей родительские наставления. Весь необходимый материал Вы можете найти на Ваших столах. | - Работают в группах, готовят мини-проекты по своей теме. - Оформляют наставления для ребят. | На столах у групп лежат листы формата А3, клей, маркеры, необходимые для выводов цитаты. На столах у родителей также лежат листы формата А3 и маркеры, ручки цветные. |
4.Выступления групп. | - Пожалуйста, представьте результаты своей работы. | - Представители групп выступают со своими сообщениями. | Слайды №№ 5 – 8. |
5.Подведение итогов. | - Спасибо ребятам за работу. А мы продолжим. Как вы думаете, есть ли победители в идейном споре «отцов» и «детей»? Обратите внимание на следующую информацию (слайд № 9). - Какой вывод вы бы сделали, что бы предложили «враждующим» сторонам? (Найти компромисс.) - А сейчас я хотела бы дать слово нашим сегодняшним гостям – родителям. Пожалуйста, Вам слово. | - Высказывают предположения. - Родители выступают с напутственными словами. | Слайд № 9. |
6.Рефлексия. | - К каким итогам мы сегодня с вами пришли? - Что роман «Отцы и дети» принес лично для меня? - Вспомните результаты вашего ранжирования. Психологи утверждают, что то, что записано в первую очередь, и является вашей проблемой. Но есть хороший жизненный пример. Отец вашего ровесника в разговоре с сыном произнёс фразу, ставшую для того руководством к действию: «У тебя проблемы? А ты представь, что это не проблемы, а жизненные задачи!» Итак, у нас с вами нет проблем, есть жизненные задачи! А закончить наш урок мне хотелось бы следующим стихотворением: Закрыта книга…Белые страницы, Сомкнувшись накрепко, не шелестят, Но мысли, как встревоженные птицы, Куда-то вдаль без устали летят. Своё волнение в душе не скрою, Вновь образы из памяти зову, И светлый мир тургеневских героев Встаёт передо мною наяву. Героев радости и огорченья, Боль отреченья и любви слова… Здесь в каждой строчке есть своё значенье, Рождает мысли каждая глава. Жизнь тороплива, не стоит на месте, Мир переменчив каждый день и час, Но вечные вопросы долга, чести, Любви, добра всегда тревожат нас. И я страницу открываю снова, Вновь вчитываюсь в строчки не спеша. И в светлый мир тургеневского слова Погружена опять моя душа… - От души желаю вам новых встреч с произведениями И. С. Тургенева. | - Отвечают на вопрос. Слушают учителя. | |
7.Домашнее задание. | Подготовиться к сочинению («Какую роль в жизни каждого из нас играют родители?», «Главные ценности человеческой жизни (по роману «Отцы и дети»)») | - Записывают домашнее задание. |
Устинова Валентина Ивановна