12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6501
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
6

Разработка урока музыки для 5 класса на тему «Песня-верный спутник человека»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа" 
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.


Разработка урока музыки для 5 класса

на тему -

«Песня- верный спутник человека»

Цель урока: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи

Задачи:

Образовательные:

Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому произведению.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру- песня.

Развивающие:

Развивать эмоциональную сферу на примерах разных видов песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки.

Методы и приёмы: 
словесная группа методов (беседа, рассказ), 

наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации),

методы эмоционального воздействия (ситуации успеха), 

метод обобщения, закрепления, 

методы размышления о музыке,

проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

Учитель. - Ребята, напомните мне, пожалуйста, с произведением какого автора мы с вами познакомились на прошлом уроке? (М.П. Мусоргский )

- Как называлось произведение? («Кот Матрос»)

- Скажите, каково воздействие литературы на музыку?

(Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства:

- вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория;

- сценические жанры: опера, балет, оперетта)

Учитель. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц»

Исполнение песни.

Учитель .О чем рассказывает нам песня?

(песня о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,)

К какому жанру относится это музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня)

3. Введение новой темы.

Учитель. Е.П.Ростопчина «Слова и звуки».

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся…Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду- всё облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

 -О чем говорит нам поэтесса? (связь слова и звука, поэзии и музыки)

-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

(песни, романсы, кантаты)

- Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)

-О чем можно спеть в песне?

(Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….)

-Можно песню назвать другом человека? (да)

- Какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? (колыбельные)

Вывод делают дети. Значит , песня сопровождает нас с самого рождения, песня с нами на протяжении всей нашей жизни.

Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека»

Назовите задачи урока:

Выяснить что такое песня?

Повторить виды песен.

Какие темы раскрываются в песнях?

Как появилась песня?

Почему так велика роль песни в жизни человека?

4. Объяснение нового материала.

Песня и деятельность человека.

- Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:

Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт. 

Учитель. - Какую роль играет песня в жизни человека? (найти ответ на стр 53.учебника) Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества….

Учитель. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?

Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников.

 Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)

Учитель Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.

Подведём первый итог.

Учитель. Песня- это исток и вершина музыки. Она - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня - выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл.

Песня - музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных и композиторских песен, которые рассказывают обо всём что окружало и окружает человека, а также о том, что происходило в жизни людей.

Учитель. Вы уже поняли, что основные типы песни- народные и композиторские.

Учащимся на слайде показывается иллюстрация к народной песне, далее включаются отрывки песен, дети определяют виды народных песен.

Лирические

Трудовые

Исторические

Былины

Хороводные

Плясовые

Частушки

Обрядовые

Солдатские

Вывод: Благодаря народному песенному творчеству появилась русская поэзия со своим характером, напевной интонацией, ритмикой, напоминающей народную песню.

Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Учитель. Поэтому мы поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Вопросы. Что объединяет всех этих композиторов? (русские)

Кто из этих композиторов входили в состав «Могучей кучки»? (ответы)

Ну а композиторов, сочинявших песни просто не перечесть! Какая любимая тема всех русских и советских композиторов? (Родина , Россия, русская природа)

А сейчас мы выучим одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский.

5. Просмотр видео. Слушание и разучивание.

Учитель. - Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.)

- А что для вас Родина? ( мама, родной двор, дом, село, родители и т. д.)

Анализ произведения:

а) Характер музыкального произведения

б) Чему может научить данное произведение;

г) Как понимается слово Родина в песне?

Разучивание -

б) разучивание песни по фразам;

в) вокальная работа над песней.

6. Обобщение.

Учитель. Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. (уч-ся отвечают)

На вопрос- Почему так велика роль песни в жизни человека, найдите ответ на стр. 57 учебника.

7. Рефлексия.

На бумажных телефонах напишите СМС другу о том, как прошёл урок, оцените, как ты работал на уроке.

8. Выставление оценок

9. Домашнее задание.

Найти цитаты и афоризмы о песне.

Список использованной литературы:

Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебник. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.

Приложение.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.