12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6509
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
4

Разработка урока музыки на тему: по музыке для 5 класса «Сила патриотической песни»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Казачья Кадетская школа с. Знаменка

Нерчинский район Забайкальский край

 

по музыке для 5 класса

 

на тему:

Сила патриотической песни

 

Цель урока: Учить детей анализировать произведения искусства на примере патриотических песен.

Цель учителя:

Оказание помощи во время проблемной дискуссии в поиске знаний и развитии индивидуальных познавательных процессов.

Создание учителем ситуации успеха с использованием форм диалога и полилога с речевыми оборотами; «Я полагаю, что…», « Мне кажется, что…», « По моему мнению…», «Я думаю…».

Цели ученика:

Обогащение собственного жизненного опыта. Самореализация себя как личности через активность в дискуссии. Овладение приёмами и методами дискуссии.

Задачи урока:

Образовательная:

-Формировать художественный вкус и разностороннее развитие творческих способностей, способствовать духовному росту детей.

чить анализировать и обобщать приобретённые знания

-Доказать сущность и силу патриотической песни.

Воспитательная:

-Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к песням военных лет.

-Прививать любовь к патриотическим и казачьим песням.

- Воспитание интереса к истории Отечества и казачества.

Развивающая:

Развивать кругозор детей, творческое мышление, умение обобщать исторические факты и события с их отображением в произведениях искусства.

Тип урока: комбинированный

Форма урока:

Урок- исследование.

Методы и приёмы.

Метод звуковой и зрительной наглядности, взаимосвязи с жизнью, эмоциональной драматургии, метод сравнения.

Музыкальный материал:

«Вставайте, люди русские» хор из кантаты «Александр Невский», песни: «Случайный вальс», «Артиллеристы», «Шли мы эскадронами», «Казак уходил на войну».

Изобразительный ряд:

Репродукции «Александр Невский», «Ледовое побоище» , «Бородинское сражение» , «Князь Багратион в Бородинской битве», «Кутузов во время Бородинского сражения» , «Атака», «Позади Москва» , «Советские войска на улице Гатчины», «Казаки в степи», «Покорение Сибири Ермаком».

Основные термины: триптих, кантата

Этапы урока:

Организация, ввод в тему и постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию -3 мин.

Обсуждение и решение проблемного вопроса – 5 мин.

Слушание и анализ песен- 7 мин

Слушание хора из кантаты и работа в группах - 5 мин

Обсуждение и решение проблемного вопроса – 5 мин.

Роль текста в патриотических песнях, исполнение песни- 5 мин

Краткий анализ репродукций. -5 мин

Исполнение песен- 8 мин

Заключительный этап урока- 2 мин.

 

Ход урока:

Обоснование цели и задач урока

Учитель: Назовите тему четверти:

Дети: «Преобразующая сила музыки»

Учитель: Назовите последние темы, над которыми мы работали на предыдущих уроках.

Дети: «Сила музыки в годы ВОВ», «Красота и правда музыки о героях ВОВ».

Мы продолжаем уроки, посвящённые патриотической тематике, и сегодня мы с вами проведём исследование.

Но для обозначения темы урока я предлагаю вам посмотреть ряд репродукций под слушание патриотических песен.

Определите степень взаимосвязи картин и сформулируйте тему урока.

(показ слайд-шоу под прослушивание фрагментов песен, отражающих данную эпоху истории) (Приложение 1)

1.Репродукция П. Корина «Александр Невский».

2. Репродукция Дм. Костылев «Ледовое побоище. Поединок»

3. Репродукция В. Назарук «Ледовое побоище»

4. Репродукция Луи Лежене «Бородинское сражение»

5. Репродукция А. Аверьянов «Князь Багратион в Бородинской битве»

6.Репродукция А.П. Шепелюк «М.Кутузов во время Бородинского сражения»

7. Репродукция А. Емельянов «Атака»

8. Репродукция Ев. Редько «Позади Москва»

9. Репродукция Ек. Калиновской «Советские войска на улице Гатчины»

10. Репродукция Вас. Ходоковский «Казаки в степи»

11. Репродукция В. Сурикова «Казаки».

12. Репродукция В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

После высказываний, обсуждения и мнений, на слайде появляется тема:

«Сила патриотической песни» (слайд1)

Учитель. А на примере патриотических песен мы проследим силу воздействия музыки на человека.

Известно, что песня имеет большую силу. В чём же заключается эта сила, нам и предстоит сегодня доказать. Скажите, что такое песня?

Дети: песня- это жанр- слова, положенные на музыку. Обычно она состоит из нескольких куплетов с припевами.

Учитель.

На первый взгляд, всё очень просто, но в то же время, песни боялись больше, чем пушки, потому что песня заставляла задумываться и давала надежду. Наша задача- попробовать разобраться, почему песня оказывает такое сильное влияние на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.

Вопрос: На что в человеке, прежде всего, воздействует музыка?

Дети. На эмоции. [ 1 ]

Работа по теме урока.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Подумайте над вопросом и примите решение, но не высказывайте его вслух. Есть ли в необходимость в современное время вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических и патриотических произведениях? Нужна ли эта тема? ( слайд 2)

Обсуждать этот вопрос вы будете в группах. У каждого на столе лежит заранее приготовленная мной цветная карточка. Предлагаю сесть в группы в соответствии с цветом карточек. (слайд 3)

Дети рассаживаются .

Объясняю, что синий цвет объединил учащихся во времена подвигов Александра Невского» (1 группа), зелёный цвет- Отечественная война 1812года (2 группа), красный - эпоха Великой Отечественной войны

(3 группа) и жёлтым цветом представлены картины о казаках (4 группа). Обсудите группой свою версию, выработайте аргументы в защиту вашей позиции. Мы выслушаем по одному представителю от каждой группы, для высказывания своей точки зрения. Но если у кого-то из детей других групп возникнут вопросы и дополнения, мы обязательно будем дискутировать на эти темы. Группа, которая будет представлять свои мнения о казачестве в современное время, вспомните и примените все свои знания, полученные на уроках и дополнительных занятиях.

На обсуждение и формулировку ответа - 2 мин.

Высказывание детей из каждой группы.

Учитель. Предлагаю поработать в группах над следующим заданием и продолжить наше исследование о силе патриотической песни.

Сейчас прозвучат несколько песен. (Слайд 4)

( на столах лежат тексты этих песен и таблицы с названиями песен для каждой группы).

В предложенную вам таблицу нужно вписать несколько слов, характеризующих эмоции от прослушанной патриотической песни.

Каждая группа работает только над одной песней.

1 группа 2группа 3 группа 4 группа

Артиллеристы

Казак уходил на войну

Случайный вальс

Шли мы эскадронами

На экране слайд с планом анализа для песен. (слайд 5)

1) Какие чувства передаются в музыке?

2. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.

б) Характер.

в) Темп.

г) Динамика.

3. Постижение главной идеи произведения.

а) Как ты думаешь, для чего композитор создал это произведение?

б) Почему назвал произведение именно так?

4. Личностный подход к произведению.

а) Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

б) Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку? 

После слушания вы выскажите ваши мнения.

Учитель: Как вы думаете, что в песне является главным- мелодия или слова?

Дети: Мелодия- эта самая выразительная часть песни, но и слова тоже играют важную роль.

3.Слушание : хор «Вставайте, люди , русские!» (слайд 6)

Обсуждение плана роли мелодии в песне. Работа в группах.

Учитель: Я предлагаю рассмотреть роль мелодии в создании нашего настроения. Охарактеризуйте известную мелодию в хоре «Вставайте, люди русские» по плану. (для каждой группы раздаются листы с заранее нарисованной схемой)

План. (слайд 7)

1 группа.. - Темп.

(Учащиеся по схеме формы «рондо» определяют виды темпов)

2. группа - Наличие повторов.

(Уч-ся по схеме определяют количество повторов, т.е гл. тем.)

3. группа. -Динамика.

(уч-ся по схеме определяют динамику)

4 группа.- Характер

(уч-ся определяют характер контрастных частей)

Слушание хора из кантаты. На экране репродукция П. Корина « Александр Невский» (по ходу просмотра объяснение термина «триптих»), (слайд 8)

Слушание хора. - Д. Костылев –«Ледовое побоище. Поединок» (слайд 9)

После слушания- отвечает любой желающий ученик от каждой группы.

Учитель: Посмотрите, все перечисленные пункты работают в одном направлении- песня должна стать быстро запоминающейся, она призывает к борьбе, и мы слышим этот зов в самом начале мелодии: начало мелодии хора ассоциируется у нас с призывом , сигналом к вниманию.

Давайте вспомним, что такое кантата? (ответ уч-ся)

Напоминаю, что кантата была написана композитором С.Прокофьевым в 1939 г. Скажите, какой это век? (20)

-А посвящено произведение событию, произошедшему в 13 веке и известному как Ледовое побоище.

Вопрос: Скажите, кто с кем воевал в этом знаменитом сражении?

Дети: На льду Чудского озера войско А. Невского сражалось с немецкими рыцарями.

Учитель: Подробно мы уже говорили об этом произведении в 4 классе.

В чём актуальность этого произведения в годы войны?

Дети: Призыв к защите родной земли, песня придавала уверенность в победе.

Учитель: Как вы думаете, а с этим призывом могли идти солдаты в бой?

Дети: да

-Почему? ( ответы детей)- песня сильная, уверенная, с таким призывом не страшно идти сражаться за родную землю.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Будете ли вы рассказывать об этом произведении тем, кто о нём не знает? Почему?

Ответы и рассуждения детей.

Учитель: Какие главные идеи несёт это произведение?

Дети: Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну.

Учитель: Давайте сделаем вывод из всего нами сказанного-

Песня-хор призывает к борьбе против врага. Эффект призыва получается за счёт мелодии решительного характера со многими повторами, маршевого ритма и ярких, быстро запоминающихся слов. (слайд 10)

Учитель: При таких сильных аргументах может ли такая музыка не воспитывать, не задевать струны души, может ли человек быть равнодушным? (ответы детей)

-А в какой из прослушанных ранее песен также есть призыв и к чему он призывает?

Дети. Песня «Артиллеристы» .

-Можно ли с таким призывом идти в бой?

Ритмическая минутка. Учащимся предлагается спеть 1 куплет песни под марш. (слайд 11, 12)

(Обращаю внимание на то, как изменилось настроение у ребят от исполнения этой призывной песни.)

4. Роль текста в патриотических песнях. (слайд 13)

Учитель:

Теперь обратимся к словам в песнях. Я уже сказала, что военная песня должна быть быстро запоминающейся. Тем более, как мы выяснили, песни призывают к борьбе, и вы назвали эти призывы.

Учитель: Теперь из всего этого сделаем вывод:

-Какие интонации используют композиторы для эффекта призыва и агитации? (слайд 13)

Дети: твёрдо, мужественно, уверенно, смело, сильно, упруго, отважно, настойчиво.

Учитель:

Но именно слова часто в песне служат мощным средством воздействия. Неслучайно во время Великой Отечественной войны каждая песня сначала прослушивалась Сталиным и только потом звучала по радио. Известен случай, когда было приказано поменять слово в песне «Случайный вальс». Там есть такая строчка- «И лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука». В оригинале было написано… «и лежит у меня на погоне». Сталин сказал, что советский солдат не может быть такого маленького роста, чтобы женщина спокойно могла положить ему руки на плечи. В результате строчку заменили. . [ 1 ]

Исполнение 1 куплета песни: «Случайный вальс»

Учитель: Бойцы в годы войны не расставались с музыкой: перед боем и в сражении она воодушевляла их, укрепляла силы, а во время короткого отдыха звучали песни то лирические, то боевые, то шуточные.

Давайте вернёмся к репродукциям , которые мы смотрели в начале урока.

Я буду выводить их на экран, вы должны кратко проанализировать содержание картины и назвать знакомые вам патриотические песни, которые подходят к теме художественного произведения. (Приложение 1)

(на экране не показываются репродукции об А. Невском)

Дети:. «Солдатушки , бравы ребятушки», «Ария Кутузова» из оперы «Война и мир», «Священная война» , «Баллада о солдате», «Шёл ленинградский паренёк», «Ветераны», «Прадедушка», «Песня о России» ,«Эх, казачата»,

«Возродим мы род казачий» , «Ехали казаки», «Когда мы были на войне».

Учитель. Молодцы. Как мы называем все эти песни?

Дети. Патриотическими.

Учитель: Что значит патриотизм? (слайд 14)

Дети: Любовь и преданность Родине

Учитель: Что значит - патриотическая песня? (слайд 14)

Дети: Песни о Родине, о крае, о любви к Родине, к родному дому, к близким людям, к матери.

Учитель: Есть много песен, в которых рассказывается о подвигах советского народа, о погибших в боях за Родину, эти военные песни мы также можем назвать патриотическими, потому что солдаты погибали за Родину и в том числе из-за любви и преданности Родине.

Исполнение знакомых патриотических песен по выбору учащихся.

Учитель:

Каждая исполненная вами сейчас песня отражает жизнь, правду жизни, её

богатство и красоту. Музыка не только отражает жизнь, но и обогащает её, обогащает людей, значит, и каждого из нас, наши сердца и наш ум, даже если мы не всегда сами это замечаем.

Слова и музыка в военных песнях помогают почувствовать боль от невосполнимых потерь в той страшной войне, помнить обо всех, кто не вернулся с войны, поэтому эти песни звучат в праздник Победы! (слайд 15)

6. Обобщение.

Смогли мы сегодня на уроке доказать , что патриотическая песня имеет огромную силу ? (да, смогли)

-Согласны ли вы с тем, что песня- мощное средство агитации ,что она может поднимать народ на защиту своей Родины? (да ,согласны)

- Нужно ли воспитывать подрастающее поколение на таких произведениях?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые относятся к патриотической тематике и созданы во славу побед защитников Отечества. (слайд 16)

Литература.

Золина Л.В. «Уроки музыки с применением информационных технологий» Москва «Планета», 2010 г.


 

 

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.