12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6509
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
4

Разработка урока музыки на тему «Смеётся вальс над всеми модами века»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Казачья школа

с. Знаменка

 

Разработка урока музыки в 6 классе на тему:

«Смеётся вальс над всеми модами века»

 

Цель урока: Помочь учащимся осознать силу вальсовой музыки, современность вальса, превосходство над другими танцами.

Задачи урока:

Обучающая:

Сформировать представление о вальсе, развивать умения учащихся работать с техническими средствами при знакомстве с музыкой; расширить представление о многообразии жанра вальса.

Развивающая:

Развивать умение анализировать и обобщать, применять усвоенные знания в новой ситуации.

Воспитательная.

Средствами музыкального искусства воспитывать эстетический вкус, способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.

Тип урока: получение новых знаний

Музыкальный материал:

«Вальс» П. Чайковского, вальсы И. Штрауса «На Прекрасном голубом Дунае» и «Сказки венского леса», «Вальс о вальсе» Е. Долматовского, «Школьный вальс» И. Дунаевский, «Школьный корабль» Г. Струве.

Видео: вальсы на выпускных вечерах и кадетских корпусах , казачий вальс.

Методы и приёмы.

Метод звуковой и зрительной наглядности, взаимосвязи с жизнью, метод диалога и полилога, проблемно-поисковый, метод эмоционального воздействия , групповая работа.

Основные термины: лендлер.

Этапы урока:

Организационный момент. Ввод в тему 3 мин

Работа по теме урока. 3 мин

Слушание вальсов И. Штрауса 15 мин

Слушание «Вальс о вальсе», «Школьный вальс» 10 мин

Исполнение «Школьный корабль» 3 мин

Просмотр видео-ряда разных вариантов исполнения вальса 5 мин

Заключительный этап урока. (синквейн, обобщение) 5 мин

Ход урока:

«Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь,

Век усмотрел в нём отсталость и старость?...»

Обоснование цели урока.

Учитель:

Мы уже не раз убеждались, что музыка тесно связана со всеми видами искусства. Но все эти виды искусства могут существовать и без музыки . А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует , просто не может жить без музыки! Какое же это искусство?

Ученики: (танец, хореография).

Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном удивительном танце, который постепенно стал танцем почти всех народов мира. Существует этот танец уже больше трёх веков и не подаёт никаких признаков старения.

Проблемная ситуация:

Определите по музыкальному фрагменту, чему мы посвятим урок?

(Звучит вальсовая музыка) Итак ваши мысли? (ответы учащихся)

Да, действительно, речь пойдет о вальсе.

Вопрос: Чтобы вы хотели ещё узнать об этом танце?

Цель нашего урока - узнать, в чём сила и современность вальса, превосходство над другими танцами, где могут звучать вальсы. (слайд 1)

Тема нашего урока « Смеётся вальс над всеми модами века…» (слайд 2)

(запись темы в тетради)

Актуализация знаний.

Показывается на доске эпиграф урока.

Постановка проблемной ситуации:

Слушание вальс Ф. Шопена и вопросы учащимся- (слайд 3)

Какое настроение вызывает музыка?

Как считается вальс?

Вы умеете танцевать вальс?

Это современный танец?

Сегодня на уроке мы и найдём ответ, современен ли танец вальс, почему он не «стареет» и до сих пор нравится всем людям.

2..Работа по теме урока.

Сообщение новых знаний.

Учитель:. (слайд 4)

Этому танцу рукоплескала Европа, он покорил сердца миллионов людей… Да, это нестареющий вальс! Известно ли вам, что танец развивался вместе с человеком. Танец служил способом общения, выражения эмоционального настроя человека. С древнейших времён и по сей день люди танцуют. Какие вы можете назвать танцы? (ответы детей)

Вальс возник на рубеже 2-х веков – XVIII и XIX. (слайд 5)

Прародителем вальса является старинный австрийский танец «лендлер». Это парный круговой танец, а своё название получил от австрийской области Ландль. Вальс в переводе с немецкого – “вращать”. Как же танцевали лендлер?

-Кавалер выбирал партнершу, выводил в круг, вращал вокруг себя,
оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

(запись в тетради - лендлер)

Сообщение 1 учащегося:

Танец начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии и получил новое название – вальс. Говорили, что обществу и религии грозит «вальсовая зараза». Вальс сравнивали с холерой и проказой.

Некоторое время вальс считался очень неприличным – ведь кавалер при всех обнимает даму. В Вене, например, его разрешали танцевать на балу не более 10 минут, запрет на вальс был снят в 1888 году. В России император Павел I издал указ, запрещавший танцевать вальс. Но вальс невозможно было остановить. Он триумфально шёл по странам Европы, завоёвывая весь мир. Произошло это в 18 веке и вот уже более 200 лет властвует он над временем, не зная преград.

Позднее появился вальс в Англии и России. (слайд 6)

Беседа перед слушанием музыки И. Штрауса

Учитель.

Поскольку у нас сегодня разговор о вальсах, мы встретимся с музыкой знаменитого «Короля вальсов» И. Штраусом. (слайд7)

Сообщение 2 учащегося:

В 19 веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Удивительная потому что и отец- тоже И. Штраус, и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом- вальсов. Самым талантливым из трёх братьев оказался старший, названный в честь своего отца Иоганном. Он превзошёл своего отца, братьев, современников сочинявших тогда модный танец- вальс. И .Штрауса прозвали «королём вальсов», и, чтобы не путать с отцом, стали называть его Штраусом-сыном. Очень успешно началась музыкальная карьера И. Штрауса.

Об этом говорит такой факт: на первом же концерте, в котором композитор выступал как, скрипач и дирижёр, его вальс, начинавший программу, по просьбе публики был повторён 4 раза, а заключительный вальс- 19 раз! Представьте, какая это должна быть музыка? (слайд 8)

Вопрос: Как вы думаете, почему эти вальсы повторялись многократно? (Этот факт говорит о гениальности композитора., он покорил сердца миллионов людей…)

Вывод: Огромное влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора Иоганна Штрауса (слайд 9)

Он написал ок. 500 танцев. (168-вальсов) Его оркестр исполнял вальсы с огромным успехом. Лучшие шедевры композитора -
«На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». (запись в тетради)

Слушание Вальс «Сказки Венского леса».

Групповая работа. ( слайд 10)

1 группа. «Цветные квадраты» - учащиеся , слушая музыку, подбирают цвета в в соответствии с характером музыки. (цветное моделирование музыки)- составляют цветную палитру. (после палитра выводится на экран, учащиеся обсуждают, согласны ли с теми цветами , которые выбрала группа)

2.группа. Определяют эмоциональные термины.

После обсуждения 2,3 ученика из группы подчёркивают выбранные термины на интерактивной доске. (общее обсуждение)

3 группа. Выбирают музыкальные инструменты , которые подходят для исполнения музыки. (выводится на экран «составленный оркестр»)

5.Слушание : Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (видео)

Учитель: Нам уже знакомы вальсы Чайковского, Ф. Шопена, но вальсы Штрауса отличаются от всех других- в них «Оттягивается» 2 и 3 доля такта, т.е. расширяется. Это придаёт вальсам особенную красоту, размашистость и элегантность.

Ритмическая минутка (покачивание телом, плавные движения руками , хлопками показать 2,3 долю вальса)

6.Слушание «Вальс о вальсе»

Вальс прожил богатую событиями жизнь. Многие известные зарубежные и русские композиторы успешно сочиняли вальсы и вошли в сокровищницу

мировой культуры.

Учитель: Часто ли вы в своей жизни встречаетесь с вальсом?

(ответы детей)

Да, вальс за нашей скоростной жизнью не поспевает… Но всё же ему всегда найдётся место в нашей жизни, когда нужно выразить глубину чувств, когда слова не смогут это сделать так же точно как музыка.

Есть песня «Вальс о вальсе», в которой показан весь «жизненный путь» вальса. (слайд 11)

Перед слушанием задание:

1 группа:

Найти 2 строчки в песне, которые рассказывают о первых чувствах человека.

2 группа: - строки о военном вальсе.

3 группа- строки, которые подтверждают мысль о том , что вальс современен, и дошёл до наших дней.

Запись в тетради название песни: «Вальс о вальсе».

Муз. Е. Долматовского.

 

Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс, (ответ для 1 группы)
Почему не могу я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.

Припев. Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.

Вальс воевал, он в шинели был запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте "Осенний сон", (ответ для 2 группы)
И как друг фронтовой не забудется он.
Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда (ответ для 3 группы)
Не состарится вальс.

После слушания: обратить внимание учащихся на тему урока.

- Какая тема урока?

- Что означает эта строчка из песни? ( Вальс пережил все танцы разных эпох)

- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. В конце предложения стоит вопросительный знак. Нам надо его заменить? Что нужно оставить в конце предложения? (многоточие).

-Тема четверти? (В чём сила музыки)

Так в чём сила вальса и вальсовой музыки? ( в красоте и правде, сделать жизнь людей как можно лучше и красивее, рассказать о чувствах человека….)

В настоящее время тысячи песен звучат в ритме вальса.

Популярность танца огромна во всем мире.

7.Слушание песни «Школьный вальс»

Учитель:

Где в современное время мы видим и слышим вальсы?

Ответы: в школе на выпускных балах, на концертах, на свадьбах…

Про учителей и про школу написано много песен, в том числе и вальсовых. Мы сейчас послушаем известную песню «Школьный вальс» и посмотрим видео. (видео- вальсы в школах )

8. Исполнение песни «Школьный корабль» (слайд 12, 13)

9. Просмотр видео-ряда разных вариантов исполнения вальса.

Мы посмотрели, как танцуют в школах вальсы, а в кадетских школах и корпусах танцуют этот танец? (ответы ) А казаки танцуют вальс?

Посмотрим видео.

10. (слайд 11) Обобщение урока.

Рефлексия- Синквейн. (слайд 14)

1 группа-

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна (вальс)

2 строка- 2 прилагательных, описывающих тему (австрийский, русский, международный , безграничный , современный и т.д.)

2 группа-

3 строка- 3 глагола, характеризующих действия (кружится, путешествует, поёт , слышится, зовёт, вдохновляет, возвышает и т.д)

3 группа

4 строка- короткое предложение, фраза из 4 слов (вальс не знает границ, вальс, как способ общения, вальс может танцевать каждый , дарит людям надежду и т.д.)

5 строка- синоним или ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное). (мир , красота, вдохновение, радость и т.д.

Вальс всё живет и развивается. В чем секрет его успеха? (ответы детей)

Можно с уверенностью сказать, что вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь. (слайд 15,16)

11. Домашнее задание

Найти вальсы и вальсовые песни. (военные, современные)

12. Выставление оценок.

13. Выход под музыку вальса Ф. Шопена.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.