12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алышева Елена Викторовна74
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Методическая разработка урока музыки

«Назад к классикам XVIII века!» для учащихся 6 класса

Автор: Алышева Елена Викторовна, учитель музыки МБ НОУ «Гимназия №70», г. Новокузнецк

Программа: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. "Музыка. 5-7 классы". Методическая разработка урока «Назад к классикам XVIII века!» реализуется в рамках темы «Стилевое многообразие музыки ХХ столетия».

Цель урока: Дать учащимся представление о неоклассицизме – одном из музыкальных направлений XX века на примере творчества С Прокофьева.

Тип урока: Комбинированный урок.

Задачи урока:

- образовательные: познакомить учащихся с зарождением и развитием стиля «неоклассицизм», дать определения понятиям: «стиль», «стилизация»; выявить особенности творческого метода С. Прокофьева, П. Чайковского; расширение кругозора учащихся через знакомство с новым репертуаром: С. Прокофьев «Классическая симфония», П.И. Чайковский. Интермедия – пастораль «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама»;

- развивающие: формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний для работы с новой информацией, развивать творческую активность;

- воспитательные: воспитание личности ребенка, его духовности и нравственности на произведениях музыкального искусства; приобщение детей к сокровищам мировой музыкальной классики; создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Методы обучения: метод проблемного обучения (Лернер), наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения), метод наблюдения за музыкой, метод размышления о музыке.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук, фортепиано, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений.


Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы, чтобы вы прослушали небольшой музыкальный фрагмент. Попробуйте определить, к какому времени, эпохе он принадлежит.

Звучит музыка: С. Прокофьев. «Классическая симфония». I часть. Экспозиция.

Ученики: Эта музыка могла быть написана в XVIII веке.

Учитель: Почему? По каким признакам мы можем ее отнести к XVIII веку?

Ученики: Музыка красивая, ясная, светлая. Бодрая, энергичная. Такая жизнерадостность была в музыке Моцарта.

Учитель: Молодцы! Вы верно описали характер фрагмента, но ошиблись с его исторической принадлежностью. Эта музыка написана в XX веке.

(Дети недоуменно переглядываются).

Учитель: Да-да. И написал ее, хорошо известный вам, русский композитор. Я думаю, что вы без труда вспомните его имя, если я перечислю такие произведения: симфоническая сказка «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта», гавот из «Классической симфонии».

Ученики: Это - Сергей Прокофьев.

Учитель: Действительно, прозвучал фрагмент «Классической симфонии» Прокофьева, известной вам уже по ее III части, гавоту. Напомню, что С.С. Прокофьев - русский композитор, пианист, творческая деятельность которого связана с первой половиной XX века. Родился он в 1891 году, учился в Петербургской консерватории, то есть, его жизненная позиция формировалась в начале XX века. А теперь вспомните, какие знаменательные исторические события происходили в это время?

Ученики: Начало XX века - это время первой мировой войны, время революционных событий в России.

Учитель: Верно. Подумайте, могли ли события, происходившие тогда в обществе влиять на развитие искусства? Могли они каким-либо образом найти выражение в музыке того времени?

Ученики: Да, конечно. Исторические события всегда находят отклик в душе художника.

Учитель: С каким направлением в музыке мы познакомились недавно, на эстетическую позицию которого большое влияние оказали события первой мировой войны.

Ученики: Это направление экспрессионизма.

Учитель: Весь ужас войны отразился в музыке экспрессионизма. Вспомните, что было характерно для музыкальных образов композиторов-экспрессионистов?

Ученики: Их музыка отличалась обостренным чувством страха, беспокойства, трагичности.

Учитель: Действительно, это направление очень пессимистично по своей сути. Но, мир так устроен, что человек не может жить постоянно в состоянии страха. Пройдя через любые испытания и беды, человек непременно стремится обрести равновесие, желание жить, творить. Однако, за годы войны человечество разрушило и утратило те идеалы и ценности, на которые можно было бы опереться. Где же их найти? Может оглянуться назад и обратиться к наследию старых мастеров? Но каких? Для музыки всегда имели непреходящее значение вера в жизнь, в человека, в гармонию, красоту. Особенно же эти эстетические идеалы были актуальны в одну особую эпоху. Какую?

Ученики: Эпоху классицизма.

Учитель: Верно. Идею гармонии, света, жизнеутверждения проповедовали композиторы - классики, их интересовал, прежде всего, человек во всем своем многообразии. Кого же причисляют к композиторам-классикам?

Ученики: Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Учитель: В XX веке, в эпоху разрушений, бездуховности было немало музыкантов, которые стремились вернуть людям ощущение веры в жизнь. Но, поскольку окружающая действительность была полна противоречий, они обращаются к духовному наследию прошлого. Это послужило толчком к зарождению нового художественного направления в музыке начала XX века, названного «неоклассицизм». Приставка «нео» означает «новый», следовательно, этот термин можно перевести как...

Ученики: …новый классицизм.

Учитель: Итак, неоклассицисты выдвигают лозунг: «Назад к классикам XVIII века...Назад к спокойному строю, к самодисциплине, к прозрачной ясности!». Но, какой должна быть музыка XX века, ориентированная на идеалы XVIII? Как должен писать музыку композитор? Чаще всего композиторы-неоклассицисты избирали себе какую - либо модель для образца, на которую можно было бы опереться. Тогда может быть, писать что-нибудь в духе этого образца? Например, Моцарта. Да так, чтобы невозможно было отличить? Давайте проведем небольшой эксперимент! Определите, какому композитору может принадлежать следующий фрагмент.

Звучит музыка: П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Действие второе. Интермедия - пастораль «Мой миленький дружок» (фрагмент).

Ученики: Очень похоже на музыку Моцарта.

(Все дети согласны с этим мнением)

Учитель: В действительности же, эта музыка написана П И. Чайковским, это был фрагмент из его оперы «Пиковая дама». Действие оперы происходит в XVIII веке и, для того, чтобы воссоздать атмосферу того времени Чайковский вводит небольшую сценку-пастораль, разыгрываемую во время бала. Мы хорошо слышим черты музыки XVIII века. Чайковский так намеренно подражает Моцарту, что мы и не «видим» лица подлинного автора. Такой прием в музыке называется стилизация, но это еще не неоклассицизм. Чайковский стилизует под Моцарта, он хочет показать ту эпоху, а композиторы XX века хотели найти гармонию в современном мире. Может ли он при этом говорить на «старом языке»? Каким же образом поступают композиторы-неоклассики?

Обратимся к музыке. Одним из первых ярких неоклассицистских произведений стала «Классическая симфония» молодого Сергея Прокофьева. Сам композитор, вспоминая о времени сочинения им «Классической симфонии», говорил: «Мне ка­залось, что, если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить: симфонию в классическом стиле». Отсюда - и название симфонии. Итак, Прокофьев избирает себе в качестве модели музыку Гайдна. Ис­ходя из его же высказывания, какой же способ изберет Прокофьев для создания симфонии в классическом стиле? Как вы думаете?

Ученики: Наверное, он что-то возьмет от музыки Гайдна. Что-то он должен добавить и своего, современного.

Учитель: Для того, чтобы убедиться, правы мы или нет, прослушаем фрагменты музыки Гайдна и Прокофьева. Послушайте, есть ли в них что-нибудь общее?

Звучит музыка: Й. Гайдн. Симфония № 103, I часть. Главная и связующая партии. С. Прокофьев. «Классическая симфония». I часть. Экспозиция. Главная и связующая партии.

Ученики: Мне кажется, что оба произведения несут ощущение добра, тепла. В них слышна атмосфера ясности, света. Их объединяет жизнерадостность, веселье.

Учитель: Молодцы! Вы очень точно подметили дух оптимизма, жизнеутверждения у обоих авторов, что и выражается простотой, ясностью музыки. Эта общность вызвана тем, что в основе их творчества - общие эстетические идеалы красоты, добра, гармонии. Но, подражание ли это, как в случае с Чайковским? Теперь, когда мы уже знаем, что эти произведения принадлежат разным эпохам, давайте послушаем их еще раз, сравним и попробуем ответить на такой вопрос: можем ли мы назвать «Классическую симфонию» стилизацией или в ней есть какие-то интонации, обороты, не свойственные Гайдну?

Звучит музыка: Й Гайдн. Симфония № 103. I часть: Главная и связующая партии. С. Прокофьев. «Классическая симфония». I часть. Экспозиция. Главная и связующая партии.

Учитель: Итак, это стилизация?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему вы так считаете?

Ученики: Иногда музыка Прокофьева звучит как будто фальшиво, чего не бывает у Гайдна. В ней слышны резкие акценты, какие-то сдвиги. Инструменты Прокофьева порой звучат неестественно.

Учитель: Действительно, Прокофьев словно «осовременивает» классическую музыку. Он вводит в ясную гармонию классиков дополнительные тоны, которые и создают «фальшивое» звучание, он использует резкие сдвиги мелодии, он остроумно включает инструменты оркестра. Для чего он это делает?

Ученики: Мне кажется, что он не пишет «как Гайдн», а будто посмеивается над музыкой Гайдна. Если бы не было этих особенностей, мы бы и не отличили эти произведения друг от друга. Выходит, что если бы он писал «под Гайдна», то это была бы стилизация, а так мы можем услышать манеру Прокофьева.

Учитель: Прокофьев не использует фрагменты музыки Гайдна, но используя отдельные элементы классической музыки: гаммообразное движение, трели, скачки, ясное завершение фраз, он стремится по-своему их преломить, по-своему деформировать, словно, показывая через увеличительное стекло. Все это позволяет ему показать свой взгляд, свою индивидуальную манеру. Говоря о «Классической симфонии», мы с вами должны вспомнить и о самом жанре симфонии. Что такое симфония? Какие ее особенности?

Ученики: Симфония - это произведение для оркестра, состоящее из нескольких частей. В симфонии четыре части.

Учитель: Верно. В творчестве каких композиторов жанр симфонии сформировался и широко использовался?

Ученики: Композиторов-классиков. В творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Учитель: Может быть вы вспомните, перу какого из этих композиторов принадлежит более 100 симфоний?

Ученики: Очень много симфоний написал Гайдн.

Учитель: Именно в творчестве Йозефа Гайдна этот жанр обрел совершенство и стал образцовым, т.е. классическим. Мне кажется, что именно поэтому, задумав симфонию в классическом стиле, Прокофьев обратился к традициям гайдновского симфонизма.

Самой главной частью симфонии была I часть. Именно в ней отражалась позиция человека действенного. Писалась она в сонатной форме, где композитор показывал и развивал основные образы-темы. Прослушайте сейчас всю I часть «Классической симфонии» и обратите внимание на то, как Прокофьев сумел вдохнуть новую жизнь в идеалы классической симфонии.

Звучит музыка: С. Прокофьев. «Классическая симфония». I часть.

Учитель: Итак, почему же возникло стремление композиторов начала XX века обратиться к наследию классиков?

Ученики: В начале XX века, после первой мировой войны люди потеряли веру в жизнь. Художники того времени стремились возродить те идеалы, которые стали бы для них опорой. Наиболее близкими им оказались идеалы классицизма, воспевающие красоту человеческой жизни.

Учитель: Значит ли это, что композиторы-неоклассицисгы, создавая произведения стали подражать классикам?

Ученики: Нет. Если композитор просто подражает кому-нибудь, то он теряет свою индивидуальность. Композиторы стремились «пересказать» по-новому тот образец который они использовали. Только тогда возникало действительно новое современное произведение.

Учитель: Как это и сделал С. Прокофьев.

Ученики: Он смог точно передать атмосферу XVIII века. Он использовал такие музыкальные приемы, которые не могли быть у Гайдна. Новые приемы помогли нам услышать индивидуальную манеру композитора, жившего в XX веке.

Учитель: Значит, опора на эстетические идеалы классицизма позволила обрести музыке Прокофьева простоту и ясность выражения, но в сочетании с новыми приемами музыки XX века его стиль обрел собственную манеру, собственный почерк. То есть, обращаясь к образцам классической музыки, композиторы-неоклассицисты не стилизовали подо что-то, а стремились показать свой взгляд.

Я благодарю вас за активное участие в уроке и прощаюсь с вами до следующего раза!

 

  1. Список литературы
  2. Авторская программа «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2012 г.
  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов / ЮБ. Алиев, Л.А. Безбородова. – М.: Академя, 2002. – 416 с.
  4. Музыка XX века. Очерк. Под ред. Д.В. Житомирского. Ч.1; кн. 4. – М.: Музыка, 1984. – 367 с.
  5. Черты стиля С. Прокофьева: Сб. теорет. статей. – М.: Советский композитор, 1962. – 315 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.