Урок музыки на тему «О, ты, воспетая в веках.. » (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
О, ты, воспетая в веках!
Урок «Русская духовная музыка» 6 класс.
Цель:
Закрепить знания о средствах выразительности разных видов искусства и об их взаимосвязи. Продолжить знакомство с драматургией духовной музыки. Уметь делать выводы, обобщать их. Расширить кругозор, словарный запас детей, пополнить его новыми оборотами, терминами, эпитетами.
Развивать музыкально – творческие способности, как часть общедуховной культуры.
Воспитывать музыкальную культуру учащихся, их вкус с позиции нравственности и духовности; эмоциональное отношение к музыке, живописи, искусству слова.
Знать:
Средства музыкальной выразительности, ключевые компетенции для определения понятия музыкальной драматургии.
Уметь:
Связно и эмоционально рассказать о своих впечатлениях от произведения искусства. Делать выводы, сравнивать. Оперировать музыкальными терминами. Самостоятельно работать с технологической картой и со словарём эстетических эмоций. Выразительно исполнять музыкальное произведение (песню).
Ход урока:
1.Начало. Приветствие.
2.На фоне музыки ( ) стих:
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах…
А.С.Пушкин
- Как вы думаете, ребята, кому посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин? Почему вы так решили? Какими эпитетами
- Какая музыка прозвучала? Какой характер? Настроение? Где может звучать такая музыка? ( В Храме).
Храм – прообраз дома, где живет БОГ.
С самых древних времён люди старались украсить место, где они общались с Богом.
- Какие виды искусства присутствуют в храме? (Архитектура, скульптура, живопись, фреска, мозаика, музыка). У каждого из этих видов искусства есть свой язык выразительности, при помощи которого создаются определённые образы, определённое настроение.
- Перечислите, пожалуйста, основные средства выразительности разных видов искусства.
Литература – слово.
Живопись – цвет.
Скульптура – форма, объём.
Музыка – звук.
- Для чего люди приходят в храм? К кому они обращаются? О чём просят?
(К Господу, Иисусу Христу, Спасителю).
- О чём люди общаются с Богом? (О душе).
- А как называют музыку, звучащую в храме? (Духовная).
Сегодня мы продолжим разговор о духовной музыке.
С развитием христианства происходит и развитие духовной музыки.
И вот сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о средствах выразительности, при помощи которых создаётся художественный образ духовной музыки. Поговорим об истории русского церковного пения. Познакомимся с драматургией некоторых музыкальных произведений, с его специфическим музыкальным языком.
- Итак, что мы должны будем знать к концу урока? (Ответы) А для чего?
3. С приходом православия на Руси формируется новый музыкальный язык, более абстрактный, по сравнению с народной музыкой. Если народная песня, сопровождавшая жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых от колыбельных до похоронных плачей, - то церковная музыка, церковные песнопения выполняли иную задачу.
«Всякое ныне житейское отложим попечение» - эти слова Херувимской песни из литургии говорят о том, что церковная музыка требует забыть все житейские заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах.
- Какой должна быть духовная музыка?
Как и православие, пришедшее на Русь из Византии, так и многие христианские традиции, связанные с религиозными обрядами, будь то иконопись и церковные песнопения пришли к нам из Византии.
В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. Он во многом напоминает медленную и выразительную декламацию. Знамёнами, или крюками называли безлинейные знаки, которыми записывались напевы. Существовал определённый набор попевок, который распевался певчими.
(СЛАЙД с изображением крюкового письма).
Запись в тетрадь.
Знаменный распев – основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от древнеславянского слова «знамя», т.е. знак, которыми записывались напевы.
(СЛАЙД с изображением крюкового письма).
Одно из центральных мест в церковной службе занимает образ Богородицы.
С культом Богоматери на Руси связана тема заступничества, защиты. Богородица выступает как покровительница русского народа. Иконы Богородицы брали с собой в поход, им создавали службы, писали разнообразные иконографии, число которых постепенно увеличивалось и дошло до двухсот.
И в церковной службе существует канон
«Богородице, дево радуйся».
Богородице, дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего,
Яко Спаса родила, еси душ наших.
Видеоряд: («БОГОРОДИЧНЫЕ» иконы) на фоне музыки
Слушание (Греческий распев)
Беседа о прозвучавшей музыке.
Охарактеризовать. (Одноголосие, многоголосие, Фактура. Характер музыки, настроение и т.д.)
Видеофрагмент об иконе Богоматерь Владимирская.
Слушание распева Иоанна Грозного.
(Охарактеризовать).
Позже, под влиянием западно-европейской культуры, появляется новый стиль русского многоголосного хорового искусства. Он называется ПАРТЕСНЫМ пением.
Чем он отличается от знаменного распева, мы попробуем определить. Слушание: Дилецкий Н. (1630 – 1680) «Радуйся, дево» Ранний партесный концерт.
(Охарактеризовать).
В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад. (partes – в переводе с латинского - голоса).
Запись в тетрадь:
Партесное пение – стиль русского многоголосного хорового искусства. В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад. (partes – в переводе с латинского - голоса).
В более позднее время традиции русского хорового церковного пения поддержали и развили многие русские композиторы.
- Сегодня мы вновь встретимся с композитором, имя которого облетело весь мир – Сергей Васильевич Рахманинов.
ПОРТРЕТ композитора
Человек необычайной одарённости. Он мог играть по слуху всего лишь раз прослушанные симфонии. Необычайно быстро сочинял произведения – за две, три недели были написаны опера, концерт для фортепиано с оркестром.
Рахманинов сочетал в себе композитора, пианиста, дирижёра.
«Но одни были руки и одно сердце. Похоже, что он был создан из стали и золота. Сталь в его руках, золото в сердце». И огромная, как русские дали душа. Истинно русская душа.
С.В. Рахманинов не мог принять Революцию 1917 года и иммигрировал в США. Больше 25 лет он жил за рубежом, но всегда оставался истинно русским человеком.
Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, было написано в 1915 году.
Первая Мировая война нашла серьёзный отклик в сердце композитора. Русские солдаты и офицеры погибали на фронтах войны. Смерть, кровь, грязь, болезни, голод, все те лишения, которые испытывали русские воины, не могли оставить равнодушным Рахманинова. Как и многие православные люди, он молился за победу русского оружия. И этому событию он посвятил хоровую кантату «Всенощное бдение».
В православной церкви есть служба, когда прихожане молятся с вечера до окончания ночи. Такая служба называется «Всенощное бдение» она состоит из нескольких частей, основанных на религиозных стихах. И там есть часть «Богородице, дева радуйся».
Богородице, дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего,
Яко Спаса родила еси душ наших.
Слушание. Рахманинов «Всенощное бдение»
Беседа о прослушанном. Охарактеризовать.
Работа по карточкам.
Сегодня мы говорили о духовной музыке, посвящённой Богородице – Матери Иисуса Христа.
Тема материнской любви продолжает волновать и затрагивать наши сердца и сегодня. И закончим мы наш урок песней современного автора «Как ни странно».
Подумайте о том, как можно выразительным исполнением передать образ этой любви.
Есть ли что–то, что объединяет эту песню, с духовной хоровой музыкой?
Вокально – хоровая работа.
Работа над песней.
Выразительное исполнение.
4.- Каков главный образ этой песни?
Эти общечеловеческие ценности всегда будут волновать людей и не столь уж важно, какими художественными приёмами и средствами будут пользоваться композиторы, поэты, художники, для того, чтобы достичь эмоционального отклика в душе человека, чтобы по-настоящему взволновать и заставить задуматься.
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1448439742.ppt (Презентация "О.ты, воспетая в веках...")
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1448440557.doc (Карточка к уроку)