12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Наталья Станиславовна24
Учитель музыки высшей категории
Россия, Ханты-Мансийский АО, г.п.Излучинск
0

О, ты, воспетая в веках..



О, ты, воспетая в веках!

Урок «Русская духовная музыка» 6 класс.

Цель:

Закрепить знания о средствах выразительности разных видов искусства и об их взаимосвязи. Продолжить знакомство с драматургией духовной музыки. Уметь делать выводы, обобщать их. Расширить кругозор, словарный запас детей, пополнить его новыми оборотами, терминами, эпитетами.

Развивать музыкально – творческие способности, как часть общедуховной культуры.

Воспитывать музыкальную культуру учащихся, их вкус с позиции нравственности и духовности; эмоциональное отношение к музыке, живописи, искусству слова.

Знать:

Средства музыкальной выразительности, ключевые компетенции для определения понятия музыкальной драматургии.

Уметь:

Связно и эмоционально рассказать о своих впечатлениях от произведения искусства. Делать выводы, сравнивать. Оперировать музыкальными терминами. Самостоятельно работать с технологической картой и со словарём эстетических эмоций. Выразительно исполнять музыкальное произведение (песню).

 

Ход урока:

1.Начало. Приветствие.

2.На фоне музыки ( ) стих:

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

А.С.Пушкин

- Как вы думаете, ребята, кому посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин? Почему вы так решили? Какими эпитетами

- Какая музыка прозвучала? Какой характер? Настроение? Где может звучать такая музыка? ( В Храме).

Храм – прообраз дома, где живет БОГ.

С самых древних времён люди старались украсить место, где они общались с Богом.

- Какие виды искусства присутствуют в храме? (Архитектура, скульптура, живопись, фреска, мозаика, музыка). У каждого из этих видов искусства есть свой язык выразительности, при помощи которого создаются определённые образы, определённое настроение.

- Перечислите, пожалуйста, основные средства выразительности разных видов искусства.

Литература – слово.

Живопись – цвет.

Скульптура – форма, объём.

Музыка – звук.

- Для чего люди приходят в храм? К кому они обращаются? О чём просят?

(К Господу, Иисусу Христу, Спасителю).

- О чём люди общаются с Богом? (О душе).

- А как называют музыку, звучащую в храме? (Духовная).

Сегодня мы продолжим разговор о духовной музыке.

С развитием христианства происходит и развитие духовной музыки.

И вот сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о средствах выразительности, при помощи которых создаётся художественный образ духовной музыки. Поговорим об истории русского церковного пения. Познакомимся с драматургией некоторых музыкальных произведений, с его специфическим музыкальным языком.

- Итак, что мы должны будем знать к концу урока? (Ответы) А для чего?

3. С приходом православия на Руси формируется новый музыкальный язык, более абстрактный, по сравнению с народной музыкой. Если народная песня, сопровождавшая жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых от колыбельных до похоронных плачей, - то церковная музыка, церковные песнопения выполняли иную задачу.

«Всякое ныне житейское отложим попечение» - эти слова Херувимской песни из литургии говорят о том, что церковная музыка требует забыть все житейские заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах.

- Какой должна быть духовная музыка?

Как и православие, пришедшее на Русь из Византии, так и многие христианские традиции, связанные с религиозными обрядами, будь то иконопись и церковные песнопения пришли к нам из Византии.

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. Он во многом напоминает медленную и выразительную декламацию. Знамёнами, или крюками называли безлинейные знаки, которыми записывались напевы. Существовал определённый набор попевок, который распевался певчими.

(СЛАЙД с изображением крюкового письма).

Запись в тетрадь.

Знаменный распев – основной вид древнерусского церковного пения. Название происходит от древнеславянского слова «знамя», т.е. знак, которыми записывались напевы.

(СЛАЙД с изображением крюкового письма).

Одно из центральных мест в церковной службе занимает образ Богородицы.

С культом Богоматери на Руси связана тема заступничества, защиты. Богородица выступает как покровительница русского народа. Иконы Богородицы брали с собой в поход, им создавали службы, писали разнообразные иконографии, число которых постепенно увеличивалось и дошло до двухсот.

И в церковной службе существует канон

«Богородице, дево радуйся».

Богородице, дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою.

Благословенна Ты в женах,

И благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила, еси душ наших.

Видеоряд: («БОГОРОДИЧНЫЕ» иконы) на фоне музыки

Слушание (Греческий распев)

Беседа о прозвучавшей музыке.

Охарактеризовать. (Одноголосие, многоголосие, Фактура. Характер музыки, настроение и т.д.)

Видеофрагмент об иконе Богоматерь Владимирская.

Слушание распева Иоанна Грозного.

(Охарактеризовать).

Позже, под влиянием западно-европейской культуры, появляется новый стиль русского многоголосного хорового искусства. Он называется ПАРТЕСНЫМ пением.

Чем он отличается от знаменного распева, мы попробуем определить. Слушание: Дилецкий Н. (1630 – 1680) «Радуйся, дево» Ранний партесный концерт.

(Охарактеризовать).

В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад. (partes – в переводе с латинского - голоса).

Запись в тетрадь:

Партесное пение – стиль русского многоголосного хорового искусства. В отличие от более древнего одноголосного знаменного распева, в партесном пении господствовал аккордовый склад. (partes – в переводе с латинского - голоса).

В более позднее время традиции русского хорового церковного пения поддержали и развили многие русские композиторы.

- Сегодня мы вновь встретимся с композитором, имя которого облетело весь мир – Сергей Васильевич Рахманинов.

ПОРТРЕТ композитора

Человек необычайной одарённости. Он мог играть по слуху всего лишь раз прослушанные симфонии. Необычайно быстро сочинял произведения – за две, три недели были написаны опера, концерт для фортепиано с оркестром.

Рахманинов сочетал в себе композитора, пианиста, дирижёра.

«Но одни были руки и одно сердце. Похоже, что он был создан из стали и золота. Сталь в его руках, золото в сердце». И огромная, как русские дали душа. Истинно русская душа.

С.В. Рахманинов не мог принять Революцию 1917 года и иммигрировал в США. Больше 25 лет он жил за рубежом, но всегда оставался истинно русским человеком.

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, было написано в 1915 году.

Первая Мировая война нашла серьёзный отклик в сердце композитора. Русские солдаты и офицеры погибали на фронтах войны. Смерть, кровь, грязь, болезни, голод, все те лишения, которые испытывали русские воины, не могли оставить равнодушным Рахманинова. Как и многие православные люди, он молился за победу русского оружия. И этому событию он посвятил хоровую кантату «Всенощное бдение».

В православной церкви есть служба, когда прихожане молятся с вечера до окончания ночи. Такая служба называется «Всенощное бдение» она состоит из нескольких частей, основанных на религиозных стихах. И там есть часть «Богородице, дева радуйся».

Богородице, дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с Тобою.

Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила еси душ наших.

Слушание. Рахманинов «Всенощное бдение»

Беседа о прослушанном. Охарактеризовать.

Работа по карточкам.

Сегодня мы говорили о духовной музыке, посвящённой Богородице – Матери Иисуса Христа.

Тема материнской любви продолжает волновать и затрагивать наши сердца и сегодня. И закончим мы наш урок песней современного автора «Как ни странно».

Подумайте о том, как можно выразительным исполнением передать образ этой любви.

Есть ли что–то, что объединяет эту песню, с духовной хоровой музыкой?

Вокально – хоровая работа.

Работа над песней.

Выразительное исполнение.

4.- Каков главный образ этой песни?

Эти общечеловеческие ценности всегда будут волновать людей и не столь уж важно, какими художественными приёмами и средствами будут пользоваться композиторы, поэты, художники, для того, чтобы достичь эмоционального отклика в душе человека, чтобы по-настоящему взволновать и заставить задуматься.


Здесь будет файл: /data/edu/files/d1448439742.ppt (Презентация "О.ты, воспетая в веках...")

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1448440557.doc (Карточка к уроку)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.