Разработка урока алгебры по теме «Определение арифметической прогрессии» (9 класс)
Разработка урока алгебры
Тема: Определение арифметической прогрессии.
Класс: 9
Цель урока: ввести понятие арифметическое прогрессии.
Задачи:
Образовательные:
дать определение арифметической прогрессии;
сформировать навыки решение типовых задач (нахождение членов прогрессии, разности арифметической прогрессии, задание арифметической прогрессии);
научить распознавать арифметическую прогрессию в реальных, жизненных ситуациях.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через решение проблемной ситуации, через решение задач;
развивать навыки устного счета, сравнения, анализа;
формировать у учащихся навыки первичного самоконтроля;
развивать коммуникативные способности детей, математическую речь;
использовать метапредметные связи.
Воспитательные:
заинтересовать своим предметом, развить интерес к изучению математики;
воспитывать культуру математического мышления;
развивать ключевые компетенции (коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
научиться определять арифметическую прогрессию, понимать и использовать язык арифметической прогрессии (термины), развивать умения в применении знаний в конкретной ситуации, логическое мышление, умение работать в проблемной ситуации; развивать самостоятельность учащихся.
Учебник: Алгебра. 9 класс: для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова] ; под ред. С.А. Теляковского. –М.: Просвещение, 2018.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Этапы урока:
Организационный этап |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
Учитель приветствует учеников, определяет отсутствующих.
|
Ученики проверяют подготовку рабочего места, настраиваются на работу. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. |
Мотивация учебной деятельности |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
«Представьте себе, что мы открыли книгу и увидели в ней напечатанные числа. Как вы думаете, что могут означать эти числа?» Слайд 1 «Если считать записанные числа одним условием задачи, то какой вопрос к этой задаче мы можем задать?» |
Ученики выдвигают различные гипотезы.
Составляют вопросы к задаче. Например: «Какие числа стоят следующие в последовательности?» «Какое число стоит на п-м месте?» «Является ли число А членом этой последовательности?» |
Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции); Познавательные: установление причинно-следственных связей; |
Актуализация знаний, постановка цели и задач урока |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
«Рассмотрим несколько последовательностей. Найдите закономерность и определите следующие три члена последовательности» Слайд 2 «Что общее есть в этих последовательностях?» |
Учащиеся решают задание с проговариванием вслух
Рассуждая об общем в этих последовательностях, учащиеся выходят на определение арифметической прогрессии, формулируют цель и задачи урока. |
Познавательные: поиск и выделение информации; Коммуникативные формулирование собственного мнения (позиции); Регулятивные: целеполагание и планирование;
|
Первичное усвоение новых знаний |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
Слайд 3 Учитель предлагает учащимся найти в учебнике определение арифметической прогрессии.
Слайд 4 «Определите, какие из последовательностей являются арифметической прогрессией? Выполняем эту работу считая устно. Чему равны разности этих прогрессий?» |
Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
Ученики ищут в учебнике определение арифметической прогрессии, читают вслух, записывают рекуррентную формулу и формулу разности прогрессии.
Каждый ученик самостоятельно устно считает и выдвигает свои версии верных ответов.
Проводится голосование учащихся за предложенные версии, учащиеся обосновывают свой выбор. (Верный ответ 2, 5) В арифметических прогрессиях называют первый член прогрессии, разность, рекуррентную формулу. |
Познавательные: поиск и выделение информации, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: умение находить в тексте нужную информацию. Регулятивные: контроль, коррекция, оценивание. |
Первичная проверка понимания |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
Решение задачи «Рост саженца» Учитель на доске записывает «Дано» к задаче. Слайд 5 «Знаете ли вы как определяется стихотворный размер? Определите стихотворный размер следующих строк». Слайд 6 «Приведите свои примеры стихотворных строк с размерами ЯМБ и ХОРЕЙ»? |
Учащиеся вместе с учителем записывают «Дано» к задаче в тетрадях, решают задачу с фронтальной проверкой.
Учащиеся решают задачу самостоятельно и обсуждают решение в парах.
Ученики объясняют решение, зачитывают свои строки стихов. |
Регулятивные осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; Коммуникативные планирование сотрудничества и работа в парах. |
Первичное закрепление |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
Задача на подготовку к экзаменам. Слайд 7 Слайд 8 |
Ученики решают задачу самостоятельно, вместе с учителем проверяют решение и выводят формулу п-го члена арифметической прогрессии. |
Регулятивные: осуществление самоконтроля по результату и по способу действию. Коммуникативные сотрудничество с учителем. |
Рефлексия |
||
Действия учителя |
Действия ученика |
УУД |
«Определите по какому принципу прогрессии разделены на два столбца»? Слайд 9 Из предложенных чисел составьте арифметическую прогрессию возрастающую, если вам было интересно на уроке и захотелось продолжить изучение темы В противном случае составляем убывающую прогрессию Слайд 10 |
Учащиеся составляют арифметическую прогрессию из заданных чисел, записывают ее на листке (крупно) и, по команде учителя, поднимает листок вверх. |
Познавательные: установление причинно-следственных связей. Регулятивные: осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения.
|