12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантюхова Надежда Яковлевна83
Учитель математики высшей категории, отличник народного просвещения, в профессии 41 год.
Россия, Челябинская обл., с.Тарутино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарутинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока

Алгебра 9 класс

Тема: «Решение дробных рациональных уравнений»

Учитель математики Пантюхова Надежда Яковлевна


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

У – 69 А – 9

Тема урока.  Решение дробных рациональных уравнений.

Цели урока:

Обучающая:

формирование понятия дробно рационального уравнения;

рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающих условие равенства дроби нулю;

обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму.

Развивающая:

развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций - анализ, синтез, сравнение и обобщение;

развитие инициативы, умения принимать решения, не останавливаться на достигнутом.

Воспитывающая:

воспитание познавательного интереса к предмету;

воспитание самостоятельности при решении учебных задач;

воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

Технологическая карта

Этап урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Приветствую обучающихся, проверяю их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация опорных знаний

Регулятивные: самоконтроль, т.е. осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные уметь выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: формирование мыслительных операций: умение составлять кластеры.

1.Задаю вопросы:

Что такое уравнение?

Что такое корень уравнения?

Что значит решить уравнение?

Какие виды уравнений вы знаете? Определение.

Когда в уравнении появляются посторонние корни?

2.Раздаю индивидуальные карточки: решите уравнения

 

3.Практическое задание: составление кластера (приложение 1)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания по карточкам:

Составляют кластер

Изучение нового материала

Регулятивные: формулируют правило на основе выделения существенных признаков.

Познавательные: адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других, умение решать дробные рациональные уравнения.

Выдвижение проблемы:

Решить уравнение: 2007х2 – 2008х + 1 =0 (1).

Кто может назвать корни этого уравнения?

Я уверяю вас, что это уравнение сможем решить устно, но необходимо доказать свойство.

Доказательство свойства: Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна нулю, то один корень равен 1, другой с/а.

Если а + b + с = 0, то х1 = 1, х2= с / а.

 

Уравнения

 

корни

 

фраза

2 + 3х – 5 = 0

11х2 + 25х – 36 = 0

2 – 9х + 2 = 0

2 – 3х – 1 = 0

12х2 – 5х – 7 = 0

х2 + 17х – 18 = 0

14х2 – 17х + 3 = 0

3/14; 1

1; - 18

1; - 1/4

2/7; 1

- 36/11; 1

1; - 7/12

1; - 5/2

7/12; 1

Д.И. Менделеев

ни гениев

трудолюбия

усиленного

без явно

ни талантов

нет

А. Эйнштейн

 

Доказательство: (у доски ученик)

Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. Для какого уравнения она доказана?

ах2+ bх + с =0, а≠0. разделим на а, х2+ b/ах + с/а = 0, х1+ х2= - в/а, х1 • х2 = с/а

Из суммы выразите коэффициент в: в = - а – с, х1 + х2= (а+с)/а =1+ с/а, х1• х2 = 1 • с/а, то х1= 1, х2= с/а.

Теперь можно назвать корни уравнения(1)

Решают устно уравнения и расшифровывают фразу

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Д.И.Менделеев.

Работа с учебником.

Находят правило и вставляют пропущенные слова

 

Формирование умений и навыков

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности, проговаривают способы решения дробно рационального уравнения

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Вспомним алгоритм решения дробных уравнений

I способ

II способ

Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

1. Найти допустимые значения дробей, входящих в уравнение.

2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

2. Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

3. Решить получившееся уравнение.

3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.

4. Исключить посторонние корни.

4. Решить получившееся уравнение.

 

5.Исключить корни, не входящие в допустимые значения дробей уравнения.

Два ученика решают на доске уравнения:

Назначаю дублёров.

Выполняем номера из учебника (работа по отработке навыка решения дробно рационального уравнения)

409(б), № 413 (д)

Называют два способа решения дробных уравнений

Дублёры решают эти уравнения и проверяют, работающих у доски.

Один у доски, остальные записывают в тетрадях.

Записывают дробное рациональное уравнение и решают его.

Подведение итогов урока.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Личностные: смыслообразование

Что изучили сегодня на уроке?

В чём испытывали трудности?

А зачем нужно уметь решать уравнения?

Где можем применить новые знания? (При решении задач)

С помощью уравнений можно найти любое неизвестное, решать задачи. Этим мы и будем заниматься на следующих уроках

А теперь вернемся на начало урока. Каждый из вас для себя поставил цель.

Достигли ли вы этих целей?

Оценить работу отдельных обучающихся

Решение квадратных уравнений, у которых а + в + с = 0.

Алгоритм решения дробных уравнений.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения, отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

 

Записываю на доске домашнее задание.

Провожу инструктаж д/з

412 (а, г); № 404 (в); № 405 (а)

Записывают задание в дневник. Задают вопросы по д/з

Рефлексия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД. Рефлексия.

Рефлексия:

А сейчас давайте посмотрим, с каким настроением вы работали на этом уроке. У вас у каждого даны три изображения человеческого настроения. Прикрепите к доске то, что вам соответствует.

Молодцы. Спасибо за урок.

Прикрепляют смайлик с выбранным изображением.

Приложение 1.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.